Глеб Ходорковский
Твой главный порок : - в том, что ты колебался
и отказался -
не поверил.
Эзра Паунд (мой перевод)
Родился на Украине, в Харькове 18 февраля 1932 году.
22 года (с перерывом на два года – эвакуация в Казахстан) прожил в Харькове.
С 1955 жил, работал, учился во Львове.
В 1995 эмигрировал в Германию – земля Северный Рейн – Вестфалия, город Мёнхенгладбах, где нахожусь и теперь.
Образование несолидное, но высшее.
Профессии менялись в зависимости от житейских ситуаций, от и до.
Женат, двое сыновей, одному больше 50, другому больше сорока, внуков наверняка девять, остальные в процессе уточнения.
Умер 3 Января 2018 года в Германии, в Дюссельдорфе.
Протостихи я сочинял, когда мне было года 4, может быть, в пять, - сразу заумные. Запомнил потому, что когда я пел:
«Андыкуры, андекан,
Симекуры, симекан»
играя просто созвучиями, отец, услышав, сказал: «Ты пой - Фимины куры», но я пропустил это мимо ушей – куры какого-то Фимы меня не интересовали, и я продолжал играть созвучиями.
Первые стихи я написал в 1942 году в эвакуации в Туркестане. Они были явным подражанием стихотворению русскоязычного еврейского поэта Фруга (стихотв. размер), которого мне ещё до войны читала мама. Стихотворения своего не помню, это было что-то пейзажное. Дал прочесть только однокласснику, ленинградцу Вовке Гризу. И через несколько дней увидел это стихотворение в стенгазете за вовкиной подписью. Он придал стихотворению политическую окраску, изменив две мои первые строчки: «Тишина осенней ночью / Спят и люди, и дома./» на «Ночь стоит над Ленинградом,/ Спят в нём Жданов и Попков» Столь наглый плагиат меня возмутил. Я уже было собрался набить ему морду, что для меня не составило бы особого труда, но после раздумал. Я был уверен, что смогу написать другие стихи, а он не сможет. Пожалуй, уже тогда проявилось моё полное равнодушие к публикации – впоследствии, независимо от содержания, я считал свои стихи фактом моей личной жизни.
В Туркестане я написал ещё несколько стихотворений, последнее – перед отъездом в Харьков.
Жизнь, сначала в освобождённом от оккупации, а затем в послевоенном Харькове отвлекла меня от стихотворчества, но случайное знакомство с опусами старшеклассников побудило соревновательное любопытство. Я стал писать часто, с не очень богатой, но чёткой рифмой, в разных по форме и ритму размерах – я был начитанный мальчик.
В 7 классе я с парой художников выпустил несколько номеров самодеятельной газеты «Сатирикон», но одному заполнять газету мне было лень, и «Сатирикон» угас. Тогда же я создал единственную поэму, под названием «Голубая роза», очевидно, по мотивам какой-то скандинавской саги. Сужу об этом потому, что в памяти сохранилось что-то из вступления:
«На берегах Норвегии суровых
Возникла эта сказка, и она
Меня заворожила этой темой.
И в даль былин она манит меня,
Как моряка сманила эта дева.
В ней слышны древней старины напевы,
В ней арфы скальдовской дрожит струна»
По совету моего сотрудника по «Сатирикону», Толика Брусиловского, впоследствии именитого художника и диссидента, я отнёс этот опус его отцу, писателю Рафаилу. Он говорил мне что-то неопределённое, наверно боялся обидеть. К сожалению, старший Брусиловский не объяснил мне, что это, пусть грамотное, но эпигонство, 19 век.
Несмотря на то, что я тогда решил, что стану писателем, своё стихотворчество я не принимал всерьёз. Стихи писались, терялись, забывались, возникали новые. Писательство было где-то в будущем.
И впоследствии, по причине разбросанности, элементарной лени и нецелеустремленности – не состоялось.
Лет в 13 – 15 проявился чётко направленный интерес к противоположному полу, - неугасимый до сих пор. Что резко изменило эмоциональный накал и, даже в какой-то степени, качество написанного. Я исписывал целые тетрадки (правда, ученические) и дарил возникшему в данный момент предмету влюблённости. Срабатывало.
Потом в 1951 году появился Аркадий Беседин. Он непреднамеренно открыл мне самого меня. Свои стихи я читал только ему. Он единственный верил, что я – поэт. Я с ним соглашался, но верил не до конца. Будучи совершенно разными, мы в чём-то дополняли друг друга. Ему я обязан многим - развитием интеллекта, интересом к философии, широтой кругозора – я старался догнать.
Когда Аркадий погиб, уровневая планка исчезла, редкие стихи превратились в самоотдачу.
Перевожу с польского – стихи и проза, тоже, практически, для внутреннего потребления.
Всё выше приведенное (стихи и переводы) записал почти без последовательности, не сгруппировав, иногда только потому, что в этот момент припомнилось или нашлось. Многое растерялось, растворилось в памяти. Собрал что смог. Дополняю, если вспоминаю.
***
Сегодня, 10 июля 2009 года - ровно год моего пребывания на стихире. Кое-как сгруппировал написанное. Наверно больше всех на стихире набрал избранных авторов. Надо бы почистить, особенно тех,что вначале, когда я заносил туда почти каждого, кто появлялся на моей странице. Прочёл много разных оригинальных интересных,своеобразных стихотворений, сквозь словесную ткань которых
угадывается личность автора. Понемногу определяется круг тех, кого интересует то, что я делаю - сужу по частоте их появления на моей странице. Контактов и продуктивного обмена мнениями - немного, регулярных - ещё меньше. Рецензии пишу нечасто и разные - смотря кому. Помню, что материя чувствительная, "каждый нерв обнажён как Венера Милосская"(Кривин). Всегда хочется что-то узнать об заинтересовавшем авторе - где он находится, чем занимается, и, как всегда я пишу, спрашивая - дальше по желанию. Кто-то отвечает, и тогда виртуальная тень автора становится живее, обретает объем.
"Пойми простой урок моей земли:
Как Греция и Генуя прошли,
Минует всё - Европа и Россия,
Гражданских смут горячая стихия
Развеется... Расставит новый век
в житейских заводях иные мрежи...
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля - извечно те же.
Поэтому живи текущим днём.
Благослови свой синий окоём
Будь прост, как ветр, неистощим как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе.
Всегда.
Теперь.
Сейчас.
Максимилиан Волошин, отрывок из небольшой поэмы "ДОМ ПОЭТА".
И Раймон Кено (в переводе Кудинова):
ИСКУССТВО ПОЭЗИИ.
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово.
Добавьте нежности щёпоть.
Наивности - большой ломОть.
Немного соли.
Чуть-чуть перца.
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз,
и два,
И много-много раз всё это
Тогда - пишите.
Но сперва
РОДИТЕСЬ,
ВСЁ-ТАКИ,
ПОЭТОМ.
* * *
Учись у огня -
он, проигрывая ветру,
остаётся
самим собой.
Джадзен.
Карен Джангиров.
Любопытный случай.
Здесь, в Германии,я впервые прочёл стихи замечательной поэтессы Ольги Бешенковской. К сожалению, так получилось, что я не успел познакомиться с ней ни лично, ни заочно. У меня есть двуязычный сборник её стихов, с переводами на немецкий, которые сделала она сама.
У одного из посетителей моей страницы я увидел объявление о конкурсе, посвящённом памяти поэтессы. Кликнул из любопытства и в списке конкурсантов обнаружил своё имя. Стало ещё любопытней, поскольку в конкурсах я не участвую и заявку не подавал. Раскрыв себя, я себя не узнал - это были чужие стихи. Зачем - непонятно.
Ясно, если плагиат - прочёл, понравилось, захотелось присвоить. Но под моим именем публиковать свои стихи - это какой-то сюр.
Может быть, это связано со всемирной известностью моего однофамильца? Но тогда надо было использовать его имя - Михаил -
а не моё - Глеб.
Загадка...
P.S. А полный мой однофамилец, сын Михаила - Глеб Михайлович Ходорковский - кажется, писать стихи ещё не начал...
Я только что перевёл стихотворение Вале-тино Лученко Любить ХолодА и не успел даже опубликовать: украли из-под пера...
Вот это популярность!
Я очень много переводов не авторизовал, считал, что раз в моём кабинете - значит, всё ясно, а чужих я всегда приводил со всей атрибутикой.
Но Валентина я переводил впервые и обозначился...
Не понимаю - зачем? Плагиат - это даже не онанизм, тот хоть имитирует соитие...
Немножко жаль - перевод шёл свободно, легко, слова ложились как надо, в унисон... Мысль о быстротекучести жизни - самая тривиальная,но мне понравилось к а к это было сделано...
Поздравляю, Валентин!
Произведений: 4367
Получено рецензий: 3174
Написано рецензий: 1927
Читателей: 254465
Произведения
- Бронислав Май. Этот город умер - без рубрики, 03.07.2015 00:44
- Бронислав Май. Свет. - поэтические переводы, 02.07.2015 23:37
- Бронислав Май. Этот город умер - поэтические переводы, 03.07.2015 00:45
- Бронислав Май. То место, где я так любил... - поэтические переводы, 04.07.2015 06:25
- Бронислав Май. Любовь. - поэтические переводы, 09.06.2014 20:03
- Бронислав Май. Если когда-нибудь... - поэтические переводы, 03.05.2014 11:45
- Бронислав Май Как. - поэтические переводы, 02.05.2014 02:03
- Бронислав Май. Сквозь сон. - поэтические переводы, 02.05.2014 01:34
- Бронислав Май. После грохота, шума, труда... - поэтические переводы, 02.05.2014 02:54
- Вронислав Май. Некий мой брат... - поэтические переводы, 10.05.2014 01:25
- Бронислав Май. Вечером. - поэтические переводы, 24.05.2013 17:34
- Бронислав Май. На Главном Вокзале в Кракове, вечер - поэтические переводы, 29.07.2012 20:15
- *** - поэтические переводы, 29.07.2012 17:01
- Бронислав Май. Ночь костёр в лесу... - поэтические переводы, 29.07.2012 13:36
- Бронислав Май. Песенка о снежинке - поэтические переводы, 29.07.2012 12:54
- Бронислав Май. Я знаю, что где-то есть - поэтические переводы, 28.07.2012 16:41
- Бронислав Май. Где я любил. - поэтические переводы, 27.07.2012 18:27
- Бронислав Май. Ты рано утром ушла, и, будто случай - поэтические переводы, 27.07.2012 17:07
- Бронислав Май. Этот дивный вечер - поэтические переводы, 25.07.2012 21:23
- Бронислав Май. Только тогда. - поэтические переводы, 25.07.2012 02:04
- Бронислав Май. Лист. - поэтические переводы, 25.07.2012 01:44
- Бронислав Май. Иди за этим.. - поэтические переводы, 24.07.2012 12:27
- Бронислав Май. По прежнему - поэтические переводы, 21.06.2012 15:34
- Бронислав Май. Полдень в августе - поэтические переводы, 24.07.2012 01:03
- Бронислав Май. Генезис - поэтические переводы, 23.07.2012 10:10
- Бронислав Май. Мёртвая природа вещей - поэтические переводы, 22.07.2012 13:10
- Бронислав Май. Сейчас - поэтические переводы, 22.07.2012 03:07
- Бронислав Май. Почему нет Тебя для меня - поэтические переводы, 21.07.2012 14:48
- Бронислав Май. Никогда - поэтические переводы, 21.07.2012 03:24
- Бронислав Май. Спокойной ночи. - поэтические переводы, 21.07.2012 02:37
- Бронислав Май. В поезде - поэтические переводы, 21.07.2012 01:56
- Бронислав Май. Дождь за окном - поэтические переводы, 15.07.2012 19:25
- Бронислав Май. Говорят - поэтические переводы, 20.07.2012 01:59
- Бронислав Май. После бессонной ночи. - поэтические переводы, 19.07.2012 17:42
- Бронислав Май. Именно таким. - поэтические переводы, 19.07.2012 16:43
- Бронислав Май. Она и Он. - поэтические переводы, 14.07.2012 14:56
- Бронислав Май. Для тебя - поэтические переводы, 14.07.2012 01:43
- Бронислав Май. Открываю окно - поэтические переводы, 19.07.2012 15:58
- Бронислав Май. Этот город умер. - поэтические переводы, 19.07.2012 10:30
- Бронислав Май. Сон, снег... - поэтические переводы, 18.07.2012 19:06
- Бронислав Май. В поезде - поэтические переводы, 21.07.2012 01:46
- Бронислав Май. Спокойной ночи. - поэтические переводы, 21.07.2012 02:35
- Бронислав Май. Открываю окно. - поэтические переводы, 19.07.2012 15:53
- Лина Костенко. Гудит огонь - весёлый сатана - поэтические переводы, 18.07.2012 01:23
- Аркадий Беседин. О нём. Стихи - без рубрики, 27.06.2012 19:24
- Аркадий Беседин. Аукцион - философская лирика, 15.11.2009 22:35
- Из Леопольда Стаффа - без рубрики, 17.05.2012 01:07
- Вислава Шимборска. О смерти - без предрассудков - поэтические переводы, 08.07.2012 22:33
- Вислава Шимборска. Мир мы познавали когда-то урывк - поэтические переводы, 24.06.2012 12:40
- Звеня струной... - любовная лирика, 17.05.2012 01:24
продолжение: 1-50 51-52