Первое, второе и компот. публикацияПЕРВОЕ «Я не чеченец. У меня и справка есть!» В Чечне образца 2010 года не ведется войн и бомбардировок, не погибают сотнями солдаты и мирные граждане. Хотя в республике — усмиренной, но не покоренной — по-прежнему немало проблем и противоречий. Возможно, они станут причиной деградации чеченского общества — куда более значимой, чем целое военное десятилетие. Писатель Герман Садулаев — один из немногих, кто честно, со знанием дела и недюжинным сарказмом может говорить на чеченскую тему. Надо сказать, что в его родной Чечне Садулаева не считают ни писателем, ни хотя бы человеком — во всяком случае вполне официальные лица могут заявлять что-то в таком духе. В интервью «Соли» писатель рассуждает, кому и для чего нужен мифический волк Фенрир в лице Рамзана Кадырова. Объясняет, как смог сплотить чеченский народ. И растолковывает, как удалось в одночасье лишиться национальности и человеческого обличия.
— Я ни на что не рассчитывал и вообще стараюсь сделать правилом не рассчитывать на подарки судьбы. А так... выпадает жребий, совершается судьба. Судьба имеет значение, как говорил Унгерн. Есть, конечно, несколько замечаний по поводу этой премии. Мне кажется, что это было унижение всенародно любимого писателя Виктора Пелевина. Когда Пелевин был за пределами премиальных списков или не пробирался даже выше длинного или короткого списка — было понятно, что у него своя ниша, своя позиция, что он просто вне премиального процесса. Есть русская литература, в том числе и премиальная, а есть Пелевин. Но вот его включили в эту гонку, причем мы видим, что сам он участия в этом не принимал — видимо, стараниями издательства это произошло. Но, хорошо, если уж его включили, то надо ему было давать первую премию — объективно он наиболее значимый из этого списка писателей. Но ему дали третью, как бы указывая ему на место. «Да, Виктор Олегович, мы признаем, что вы, конечно, писатель интересный, но чуть похуже Иличевского. А в сравнении с Басинским... ну извините, тут уже на два порядка ниже». Вот и складывается такое впечатление: самой интересной интригой премии была попытка таким образом принизить Пелевина. Но хочу сделать ремарку: не думаю, что это было сознательное усилие какой-то кучки людей. Может, сыграл некий коллективный разум, может, судьба, несколько саркастически усмехающаяся. Ведь жюри было очень большое, никто его к единой присяге не приводил, каждый, думаю, выражал свое мнение. Но то, что получилось — получилось вот так, несколько сомнительно с моей точки зрения. — Да, ясно, что имеют место и судьба, и справедливый конкурс. Но, читая литературных критиков, можно понять, что и специфика премии сказывается. Например, Вадим Левенталь сравнивает «Большую книгу» с российскими выборами, находит в ней определенные критерии, которым должен соответствовать победитель. Например, книга должна быть выпущена в популярном издательстве и так далее. Такие нюансы, на ваш взгляд, имеют место? — Как вы сейчас определяете место своего творчества в Чечне и остальной России? Свое мнение высказал глава республики Рамзан Кадыров во время эфира на НТВ в передаче «Центральное телевидение»: «Он даже не чеченец, даже не мусульманин, даже не человек». Тут все более-менее ясно. Но меня удивила и позиция российского телеканала, журналист которого в беседе с главой Чечни отзывался о вас пренебрежительно, ну и вообще происходила скорее декларация мнения Кадырова, чем дискуссия. После этого возникло ощущение, что ваш взгляд на Чечню и чеченцев не котируется не только в ней самой, но и в определенных российских кругах. Ну а насчет телепередачи... знаете, я не преувеличиваю свою роль. Это была игра, но предметом этой игры был не я. Эта ситуация была подстроена. Явно запланированная провокация, но не я был ее предметом. Меня и не знает там никто. Кто я такой для этого канала? Они и фамилию мою не удосужились запомнить, и в Интернете набрать фамилию и прочитать три четыре ссылки в «Яндексе» о том, что это за писатель, где он живет и что написал. Для них объектом и мишенью был сам Кадыров, которого они внешне поддерживают, но одновременно представляют публике как этакого дикого азиатского царька. — То есть, получается, для зрителей была разыграна многоходовка?
— Что вы имеете в виду, какая трагедия? — Провокация это была или нет, но важнее то, что Кадыров говорил искренне. И с этим мнением приходится считаться, раз оно существует. И вот что: мне надо памятник поставить! Я давно говорю, что мне надо памятник, а теперь нашелся повод: я — объединитель чеченского народа! Весь разбросанный чеченский народ объединил я. Потому что все чеченцы, каких бы политических, социальных, философских взглядов они ни придерживались — высказались единым фронтом. Все бывшие враги подали друг другу руки. У меня просто слезы из глаз от счастья, я в умилении: наконец все стали любить друг друга, дружить! Бывает, что нужен черный демонический образ для этого. Как в фильме Тарантино «От заката до рассвета». Там они же не были друзьями — священник, его дети и бандиты были, мягко говоря, в напряженных отношениях. Но когда вылезли вурдалаки, они поняли, что не так много их разделяет и что все их противоречия смешны по сравнению с противостоянием этой темной, мрачной силе могущественных оборотней. Вот и я для чеченского народа предстал таким оборотнем, перед лицом которого все подали друг другу руки и высказали солидарность. Точно, за это мне нужен памятник!
— Что, прямо-таки официальный документ, шутите? — Справку о том, что вы не человек, было бы принципиально сложнее выдать, особенно с печатью. В общем, я сужу просто как личность, я очень давно там жил. Видел, что происходило в советское время и немного то, что происходит сейчас. Да, есть некие изменения, но мне они не нравятся, честно говоря. То, что показало выступление чеченского народа единым фронтом против Германа Садулаева... Ну, не единым, были отдельные личности, которые не присоединялись, но они остались отдельными личностями. А что касается обществ, образований — они выразили солидарное осуждение. «Не читал, но осуждаю». Это показывает, что на самом деле разница между кадыровцами и некадыровцами небольшая. Они все сейчас в большой степени кадыровцы. Может быть, кто-то видит другого человека на месте Кадырова, поэтому он в оппозиции... Я много общался, спрашивал у людей, чего они хотели бы, что другое могли бы предложить. Делаю ремарку: я никогда не встречался с боевиками, общался только на сайтах в Интернете, причем исключительно с целью критической — хотел переубедить их, убедить бросить оружие. Мне не удалось этого, но был некий обмен мнениями. Я всегда спрашивал: «А чего вы хотите?». И, знаете, другой программы ни у кого нет. Все хотят того, что делает Кадыров. Но Кадыров и так делает это! — Но отсюда напрашивается вывод, что если бы теоретически Чечне удалось отделиться, получить независимость, то ситуация в ней была бы примерно такой же, какова она и сейчас, когда Чечня в составе России, так? То есть было это перепутьем. Могли ли реально на него свернуть? Не знаю, может, и могли, но не свернули. Почему: сложились ли так обстоятельства, внешние силы (в том числе давление России), внутренние процессы в народе — не знаю. Что случилось, то случилось. Мне (как не чеченцу, повторяю) кажется, что сейчас очень мрачные тенденции — к замкнутости, к нетерпимости. Национализм принимает некрасивые формы проповеди национальной исключительности. А вопрос о чистоте крови? Он снова поднимается. Уже почти официально начинаются разборки — кто чистый, кто нечистый. Выяснилось, что Садулаев нечистый. Ну, Садулаев-то согласен, Бог с ним. А как быть с Сурковым? Что-то в этом есть фашистское: конечно, все евреи плохие, но, как Геринг сказал, «кто здесь еврей — решать буду я». Когда начинаются разговоры о чистоте крови — это уже понятно, чем пахнет... Дудаев, когда пришел к власти, начал разговоры о том, кто чистый, а кто нет. И закончилось это фашизмом, репрессиями по отношению к русскому населению, а затем и катастрофой для всего чеченского народа. Я всегда предостерегаю: надо просто заставить замолчать, даже насильно, тех, кто пытается начинать разговоры о чистоте крови, о том, что какой-то народ является «более равным», чем остальные. Мы знаем, куда это ведет. Но в самом чеченском обществе — причем и в официальном Грозном, и в оппозиционных иммигрантских кругах — преобладающая тенденция такова: «Мы величайший в мире народ, от нас произошло все человечество, и от нас все хорошее в этом мире, а все плохое от других, но нас всегда все угнетали. Но вот теперь-то мы как встанем, развернемся и...» И что дальше? — я хочу спросить.
— И при этом, кажется, получается некий парадокс. Мне как обывателю, который информацию добывает из ТВ и Интернета, чеченское общество кажется, действительно, традиционным. Заражаясь вашей иронией — выходит, что благостная традиционность — только внешняя оболочка, а реальность совсем не такая? — Вот как! Кто-то может сказать, что таким образом я пытаюсь ввести для чеченцев сексуальный бойкот. Но это совсем не так, потому что, когда я попытался сказать, что могут быть проблемы из-за столкновения традиционного уклада, этикета и современного мира с его пропагандой удовольствий, чеченское общество сказало мне: «Нет! Ничего этого нет! Все чеченцы счастливы в семьях. Абсолютно. Ничего не ищут на стороне, все нравственные, чистые, честные, совершенные. А те, которые еще не женаты, они всю свою энергию тратят на то, что танцуют лезгинку и переводят бабушек через дорогу!» Поэтому в таком отношении к ним со стороны русских и прочих девушек не будет дискриминации. Парни, напротив, будут благодарны и счастливы. — Выходит, если девушка действует не в соответствии с этим алгоритмом, то она тоже «заблуждается по незнанию» или, еще хуже, специально провоцирует народ?
— Да, так вот и он отмечал, что против чеченцев ведется информационная война. — Я пытаюсь понять причины того, как чеченское общество меняется. Среди политологов есть мнение о том, что Чечню в свое время стабилизировали огромными финансовыми вливаниями, и на одного жителя Чечни денег приходится на порядок больше, чем на жителя любого другого региона страны. Считаете ли вы это верным решением? Безусловно, в Чечне полно людей, мягко говоря, несостоятельных. Далеко не все бизнесмены и богачи. Многие бюджетники, врачи, учителя, библиотекари живут более чем скромно. — Нам постоянно показывают прекрасные пейзажи чеченских городов, в СМИ появляются данные о сказочном богатстве первых лиц региона. Но ведь это значит, что сейчас там развивается колоссальное классовое неравенство. Как на него реагирует общество? — Что в таком случае будет с Чечней в скором времени? Если учитывать все вышеописанное. — А вы верите в это процветание? Разве в современном обществе, даже в современном российском обществе, территории, которые стремятся к закрытости и обособленности, имеют серьезные перспективы развития? — С чеченцами более-менее ясно, но российские-то власти почему? — Но должно же быть какое-то рациональное объяснение тому, почему российские чиновники поддерживают на территории своей страны такие тенденции! Должны быть, а я их не вижу. А зачем они это делают — не понимаю. Может, им кажется, что таким образом они способствуют межнациональному миру и согласию. Я практически уверен, что помыслы у них благие. Но я не уверен, что такими средствами можно достигнуть мира и единения. Потому что мир и единение должны все-таки основываться на едином законе. Я по-другому не вижу государство. Но я один так думаю во всей стране, серьезно. Мне кажется, видимо, будет происходить дальнейший раскол и разлом. Причем это не политически будет происходить. Политически, думаю, все будет оставаться как есть. Чеченская республика — субъект Российской Федерации, все без проблем. Важнее, что будет происходить цивилизационный разлом. Вряд ли это будет для всех удобно и комфортно, когда окажется, что мы живем на одной земле, в одном государстве с людьми, которые существуют в иной цивилизации. Материал по теме: Следи за собой и будь осторожен _ _ _ _ _ _ _ ВТОРОЕ Следи за собой и будь осторожен Прочитав в блоге у Всеволода Емелина про то, как Кадыров наехал на Садулаева, я уж решил было, что надо бить в набат и поднимать народ на защиту Садулаева. Но, посмотрев запись, понял, что виноваты во всем, как всегда, журналисты. В актерской среде ходит анекдот про опытного акушера, который в сопровождении студентов ходит по роддому и угадывает будущие профессии младенцев: вот, мол, будущая балерина, посмотрите, какие ножки, ручки, косточки тоненькие, а вот будущий певец — какая грудная клетка, как диафрагма работает. А вот, — говорит акушер, подходя к очередному младенцу, — будущий режиссер. Студенты возмущаются: ну, балерину по косточкам, певца по диафрагме — понятно; но как можно угадать будущего режиссера? А очень просто, — отвечает, — посмотрите внимательно: обделался, а головку пряменько держит. Анекдот этот можно с тем же успехом рассказывать и про будущего журналиста. «Ваш местный писатель — кажется, Герман Садулаев — на этой неделе сделал какие-то странные заявления: мол, отсутствие свободной любви между мужчинами и женщинами в Чечне грозит нетрадиционными последствиями. Что это за писатель?» — вот что сказал ведущий Вадим Такменев Рамзану Кадырову. Все это не страшно, пока безобидно. Но ведь может быть и не безобидно! Тут, положим, обошлось. «Я обязательно найду его родственников, обязательно скажу, чтобы они присматривали за ним», — сказал Кадыров. Это, на мой скромный взгляд, не угроза. Это как воспитательница в детском саду говорила бы родителям, жалующимся на Вову, который обижает их Машу, что обязательно пригласит Вовиных родителей и поговорит с ними. Журналист выдергивает из неглупого, интересного интервью отдельное ироническое замечание и преподносит его на полном серьезе в качестве жареного факта брутальному официальному лицу, известному своими... э... не вполне обдуманными репликами. Чего он ждет? Чтобы тот сказал, да, мол, мы только приветствуем? Или: нет, ни в коем случае, все наоборот? Получается, что Такменев задает Кадырову вопрос (по сути: а правда ли, что у вас в Чечне мальчики друг с другом... ну, того?), чтобы поржать над реакцией Кадырова. Вот любопытно было бы посмотреть, как он Путина в прямом эфире игриво спрашивал бы, не гей ли тот. А вы говорите — Кадырова в президенты. Телеведущий поворачивается в камеру. Головку держит пряменько. Ему смешно. А писатели, бедные, пьют валокордин: сейчас нашего мочить будут. Во всем этом есть один положительный момент: быть может, у жюри «Букера» или «Большой книги» появится дополнительный стимул дать премию Садулаеву. Может, хоть так Кадыров узнает, что такой писатель, Садулаев, все-таки есть. Материал по теме: Интервью с Германом Садулаевым: «Я не чеченец. У меня и справка есть!»
КОМПОТ Кофейные видения "чеченского" писателя из Петербурга
Беседа журналиста Д.Стешина с так называемым "чеченским" писателем под вызывающе мерзким и примитивным заголовком "Известный писатель Герман Садулаев: "Главная проблема Чечни - не терроризм, а секс", опубликованная на страницах "Комсомольской правды" и выставленная в виртуальной сети, получила широкий отклик в российском сегменте Интернет-пространства. Спектр комментариев весьма широк: от восторженно-положительных ("Спасибо, мне очень понравилось. Давно не читала более правдивой статьи о чеченцах. А то везде лишь какие они умные и т.д."; "Единственный чеченец, которого читаю с удовольствием, слушаю и соглашаюсь. Жаль, что он один такой. Видимо, все-таки, сказалось то, что его мама русская"; "Браво!!! Это, пожалуй, единственная статья, написанная не от эмоций, а со знанием "материала"; "Хоть один адекватный!" до гневно-отрицательных ("Человек" зарабатывает себе на хлеб. Ни совести, ни чести"; "Какая глупость его рассуждения. Не надо делать из чеченцев идиотов. У них богатая культура, они много пережили благодаря "великому братскому народу", поэтому и такое отношение к нам"; "Такая серьезная тема и такой тупой заголовок"; "Обидно, что "КП" в последнее время стала подгонять сложные вещи под такие вот примитивные схемы"; "Это случайно не методичка ветеринара? Чеченский писатель или очень честен, или люто ненавидит свой народ". Отвечая на провокационно сформулированный вопрос корреспондента почему русские и чеченцы недолюбливают друг друга (Можно подумать, что даже между такими близкими по происхождения народами - русскими и украинцами, одна любовь и идиллия. Отношения между народами формируются историческими причинами и политикой, проводимой официальной властью), Герман Садулаев свел его к банальной проблеме взаимоотношений двух полов. "Главная проблема Чечни - не терроризм, а секс", - заявил ничтоже сумняшеся новоявленный "гражданин мира" из Петербурга, тем самым, возможно, объясняя причину своего переезда из Чечни в северную столицу. И все же, осуждая этот неприятный инцидент, нельзя переводить его в плоскость межнациональных отношений, тем более, когда участниками этого происшествия были и трое русских молодых людей. Вполне обоснованно возмутившись этим случаем, Стешин, почему-то, не заметил, что рядом с этим памятным местом построен торгово-развлекательный центр с веселой музыкой и пьяными посетителями. Бывали случаи, что последние, в пьяном угаре, бросали в Вечный огонь венки, положенные у подножия мемориала благодарными гражданами нашей страны. Как объяснит это Стешин, "чеченским следом"? Вот, например, случай во Владимире, о котором рассказали в одной из новостных программ центрального телевидения, когда потерявшие человеческий облик жители этого города, славянского происхождения, убили своего земляка, буквально поджарив его на Вечном огне. Или свежий пример - убийство ветерана войны собственным же племянником, с целью завладения его боевыми наградами. И таких примеров можно привести сотнями, но национальную принадлежность правонарушителей в них, почему-то, указывают только в случаях с чеченцами или кавказцами. "Декларируется, что все чеченцы, как и гасконцы, "с детства академики" и знают, как себя вести в любой точке мира. А на деле – сплошные криминальные сводки", - пишет Стешин. Не знаю, где мог услышать автор такой вздор, как "академики с детства", но нет никакого сомнения, что подобный тезис в чеченском обществе не декларируется. А что касается постоянного присутствия чеченцев в криминальных сводках, то все дело в том, что против чеченцев развернута информационная война и практически не один негативный случай, связанный с ними не остается без пристального внимания прессы. Малейшая нелицеприятная информация, связанная с чеченцами, получает гипертрофированное освещение в СМИ, в то время как тот же случай, например, с теми же русскоязычными - даже не упоминается! И это на фоне практически полного замалчивания позитивной информации, связанной с жизнью национальных меньшинств. Образ чеченца - бандита, "лиц кавказской национальности" выдуман СМИ и стоящими за ними политическими силами, имеющими свои виды на Северный Кавказ и Россию. Конечно же, чеченцы - далеко не мед. Это очень целеустремленный, деятельный, со своим взглядом на мир и, в силу всего этого, во многом не всем понятный и "неудобный" народ. Вместе с тем, чеченцы отличаются крайней доверчивостью, надежностью, верностью дружбе и своему слову. Речь идет о типичных чертах характера чеченцев, что выделяет их среди других народов. В силу таких объективных причин, как обособленное развитие на протяжении последнего тысячелетия и многолетняя война за свою независимость, у чеченского народа сложился своеобразный тип характера и мышления. Он отличается высокой степенью устремленности к личной свободе и достижению целей, без откладывания на долгий срок, так как в условиях на грани физического уничтожения, в которых народ перманентно жил на протяжении нескольких столетий, надежды на далекую перспективу не просматривалось. Самодостаточность, гордый и независимый характер, успешность в своем деле вызывают определенную зависть и вражду к выходцам из Чеченской Республики, и вообще к кавказцам, в российском обществе, особенно среди конкурентов по бизнесу. Кроме того, с пристрастием относятся к чеченцам и некоторые сотрудники правоохранительных органов российских регионов, которые практически все прошли через Чечню. Необходимо сказать и о поднявших за последнее время голову националистических движениях в России, действующих под лозунгом "Россия для русских". Вспомним прошедший на днях судебный процесс по делу членов фашистской организации "Белые волки" - Кривцова и Уфимцева, жестоко убивших на почве национальной ненависти 20 человек нерусской национальности. Как не странно, "национал-патриоты", вместо того, чтобы защищать целостность России, объединились со своими заклятыми врагами либерал-демократами в стремлении оторвать от России Северный Кавказ. Плюс ко всему безответственная информационная политика отдельных региональных и центральных средств массовой информации. Вот что в основном формирует политику по отношению к чеченцам в родном российском государстве. Но, вернемся к нашей статье. Размышляя с корреспондентом о миграции чеченцев, Садулаев заявляет, что каждый мигрант из Чечни, "должен быть готов к трансформации себя, и у него должно быть открытое сердце". Иначе "зачем ты уезжал тогда? Живи в своем ауле, там все такие, как ты" - пренебрежительно замечает он. Как писал Владимир Маяковский в своем стихотворении "Стихи о советском паспорте", " что это за географические новости?" Как все это соотносится с конституционным правом каждого человека на свободное передвижение и изменение места своего жительства, на сохранение своей национальной идентичности, на развитие своего языка и культуры, где бы он не находился? Люди же не игрушки-трансформеры и не могут одномоментно и безболезненно переделываться. Да и зачем человеку, временно выехавшему за пределы своей малой родины, такая трансформация? Ведь подавляющее большинство мигрировавших из Чеченской Республики людей, в отличии от Садулаева, собираются вернуться на свою историческую родину. Вернуться именно потому, чтобы не потерять своей идентичности. При временном нахождении в других регионах достаточно соблюдать законодательство страны и уважительно относиться к традициям местного населения. Но это же не предполагает необходимости мигрантам идти на поклон тамошнему криминалитету? Ведь именно нежелание склонить голову перед местными преступными группировками, с которыми нередко сотрудничают и региональные правоохранительные органы, вынуждает чеченцев вступать с ними в "разборки" для защиты своих прав и личного достоинства, что, естественно, приводит к различным правонарушениям, в которых виновными, естественно, оказываются они. Таким образом, отстаивая свои законные права, не поступившись честью и достоинством, чеченцы, в лучшем случае, теряют свой бизнес или иную работу и бывают вынуждены уехать из этих мест, а в худшем - если остаются в живых - получают различные увечья и садятся за решетку. И вообще, говоря о миграции, необходимо различать внутреннюю миграцию (в пределах собственной страны) и миграцию из других стран, что далеко не одно и тоже. Но это тема для отдельного разговора. Интересно, что подразумевает Садулаев под понятием "открытое сердце"? Если он понимает это как "доверчивость", то у чеченского народа оно - одно из самых открытых. Но вряд ли этого достаточно для нормальных равноправных отношений с другими народами. Наоборот, именно это качество характера чеченского народа, к сожалению, принесло ему очень много бед. "Да, грубо говоря, "сбылась мечта идиота" - Чечня стала мононациональной республикой! Сейчас там больше 90% жителей - этнические чеченцы. И это плохо. Моноэтнизм территории - это симптом ее болезни. Признак наличия фобий", - философствует наш герой. Простите, а кто во всем этом виноват? Не чеченцы же? Кто развалил Советский Союз, не считаясь с проведенным Референдумом на котором абсолютное большинство жителей страны проголосовали за сохранение СССР? Кто благословил процесс на суверенизацию регионов России? Кто вооружил Дудаева для "защиты" провозглашенной им независимости Чечни? Кто начал полномасштабную войну против своих граждан на собственной территории? Кто фактически признал независимость так называемой Ичкерии, а затем, под удобным предлогом, начал вторую чеченскую войну? "Невозможно развивать республику, исповедуя принцип моноэтнизма. (!) Если мы хотим, чтобы город Грозный был большим аулом, в нем должны жить люди одной национальности. Но только в полиэтническом городе появляется слой интеллигенции", - безапелляционно заявляет Садулаев. А кто в Чеченской Республике исповедует принцип моноэтнизма и кто против полиэтничности? Назовите такое учреждение или конкретного человека. Наоборот, в республике, первой из российских регионов, разработана и официально принята Концепция национальной политики, в соответствии с которой принята программа по возвращению русскоязычного населения, покинувшего регион в связи с известными нам событиями, связанными с распадом Советского Союза, суверенизацией Чечни и двумя военными кампаниями. Возвращение началось, и, по нашим данным, в республику уже вернулось несколько сотен русскоязычных семей. Численность возвращающихся людей имеет тенденцию к увеличению. Но мы должны понимать, что процесс этот не будет быстрым, слишком свежи воспоминания о прошедших трагических событиях. Он будет зависеть от окончательной нормализации обстановки не только в Чечне, но и в северо-кавказском регионе, да и всей России в целом. Ну а утверждение о том, что "только в полиэтничном городе появляется слой интеллигенции", не выдерживает никакой критики, хотя мы, в принципе, совсем не против полиэтничности. В таком случае остается пожалеть японцев, живущих, по Садулаеву, без интеллигенции в своих многомиллионных "аулах, но все же достигших самых высоких вершин в области науки и техники и имеющих вторую экономику в мире, уступая только США! Да и китайцы, не подозревая об этой своей "ущербности", развиваются настолько стремительно, что рассчитывают в ближайшие двадцать лет стать доминирующшей экономикой мира! И тоже без "полиэтничной" интеллигенции. Дело тут, конечно, не в конфликте традиционного чеченского общества и современных коммуникационных систем, формирующих, по Садулаеву, неадекватное агрессивное поведение чеченцев за пределами своего общества. Почему-то у арабов из Эмиратов или, например, у тех же китайцев и японцев, которые не менее традиционны и на одной ноге с телевидением и Интернетом, это не "срывает башни" и не вызывает агрессии. У них все эти моменты вполне решаются без всяких конфликтов. Скорее всего, самый "правильный" из чеченцев излагает миру свои собственные проблемы. Это как в том случае с ассенизатором, считавшем источником специфичных для его профессии ароматов, не себя, а весь окружающий мир. Что касается гомосексуализма, то он пышным цветом цветет, как раз, в так называемых демократичных обществах, ратующих за чисто формальное соблюдение прав человека, а вовсе не в традиционных. Об этом Садулаев должен знать лучше других, так как живет в городе, где устраиваются гей-фестивали и парады дегенератов, которым, по всей видимости, симпатизирует и сам. Почему-то сей радетель "демократизации Чечни" никак не может согласиться с тем, что его так называемые "озабоченности" вполне успешно решаются в рамках традиционных для чеченского общества правил. А все остальное - это фантазии его извращенного ума. Почему, вы думаете, чеченцы относительно рано женятся и выходят замуж, а мужчины, к тому же, могут иметь несколько жен? К большому удивлению, Садулаев крайне отрицательно относится к запрету похищения невест. Сторонник "трансформации" и противник "узконационального мыщления", а также "выведения аула из чеченца", вдруг становится страстным защитником такого дикого обычая, как похищение девушек, который он называет всего лишь "красивым кавказским обычаем". Основу этого анахронизма он называет "браком по любви". Несомненно, какая-то часть таких похищений является договорной, но в большинстве случаев - это жестокое насилие, совершаемое над девушкой против ее воли. Ведь даже если ее и вернут в родительский дом после похищения, ломается вся ее последующая жизнь. "Только в 5% случаев воровство невест - действительно похищение человека, которое должно караться по закону. В большинстве случаев это обычай, правовая фикция, которая снимает проблему несогласия родителей и формальные запреты", - считает Садулаев. Интересно, а кто и как все это вычислил? "Вражда между родами", "траур" - это дела давно минувших лет. Если уж дело между молодыми решено, то этих "пережитков" мало кто придерживается. "А сейчас хотят, запрещая воровство невест, чтобы брак был по арабски", - вомущается Садулаев. Не по-арабски, а как раз – по-чеченски. По нашим традициям девушка сама определяет время и место куда она выйдет с сопровождающей ее родственницей, чтобы уехать с друзьями жениха в дом своего будущего мужа. По-арабски совсем по другому. Жених сам приезжает сватать свою будущую жену, сам увозит ее, сидит рядом с ней на свадьбе и т. д. У чеченцев это категорически запрещается. А то, что жених и невеста согласовывают свой выбор со своими родителями, а родители делятся с ними собственным видением их будущего - то это всегда так было. А шариат в брачно-семейные отношения вводить в Чечне нет никакой необходимости - он действует у чеченцев с момента принятия Ислама. Испокон веков, брак, не оформленный по мусульманским канонам, являлся незаконным, а дети, рожденные от этого брака, считались незаконнорожденными. Этого правила в Чечне неукоснительно придерживались даже в самый пик пропаганды атеизма, когда людям запрещали молиться и соблюдать Уразу. Не знаю, правда, было ли оно соблюдено в случае с семьей нашего героя. Что касается многоженства (тут уже точно, несмотря на настойчивые требования Имама Шамиля - авт.), то оно традиционно не очень было распространено среди чеченцев. А инициатива руководства муфтията, выступившего с призывом к вступлению во второй и третий брак, была связана с последствиями двух военных кампаний в Чечне. Как известно, они были катастрофичны. Тысячи овдовевших женщин, десятки тысяч осиротевших детей. Именно с целью предотвращения морально-нравственного упадка и более полного решения проблем оставшихся без попечительства женщин и детей и была выдвинута эта инициатива. На вопрос Стешина о реальности отделения Чечни от России, известный "чеченский" писатель, неожиданно перевоплотившийся из "сексопатолога" и "этнолога" в "политолога", отвечает: "Куда мы хотим прийти? В арабский Восток? А мы там нужны? + Жить маленькому государству экономически невозможно. Оно должно куда-то входить". Извините, а кто в Чеченской Республике ставит вопрос в такой плоскости? Глава республики Рамзан Кадыров не устает повторять, что не хочет независимости от России. Более того, всенародный Референдум, проведенный 23 марта 2003 года, однозначно ответил на это. Другое дело, что вопрос об отделении Чечни, да и всего горского Северного Кавказа от России настойчиво начал ставиться в Интернете и некоторых общественных СМИ российскими псевдонационалистическими и либеральными общественными организациями, пытающихся не мытьем, так катаньем разорвать Россию на части. И тут впору ставить вопрос не о стремлении Чечни к независимости, а, наоборот, о целенаправленном выдавливании Чеченской Республики из России. Полу-казак, полу-чеченец, Н.С.Нухажиев © Copyright: Борис Рубежов Пятая Страница, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|