Череп обезьяны, или Тень Домбровского

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

Вместо эпиграфа:

"...Космополиты, гастролеры, приехавшие в Алма-Ата, сумели не только отравить сознание ряда творческих работников Казахстана, но и оставили после себя свою агентуру. Долгое время пребывал в Казахстане тот самый Хазин, которого заклеймил в своем докладе Жданов.
Тогда же развернул свою деятельность и "писатель" Домбровский, едва ли не самая зловещая фигура среди антипатриотов и безродных космополитов, окопавшихся в Алма-Ате.
Какие темы волнуют Домбровского? Это или "топор каменного века" или "смуглая леди" времен Шекспира. Но не только прошлое привлекает этого отщепенца. Последним "трудом" Домбровского является объемистый роман "Обезьяна приходит за своим черепом", под которым, не задумываясь подписался бы фашиствующий писатель Сартар. {Так в тексте (прим. сост.)}
С циничной откровенностью Домбровский сформулировал свое отношение к
нашей действительности:
- Я писатель своеобразный, я не умею писать на советские темы.


Ему не только чужда, ему враждебна советская тема. И это он доказал на деле. Получив от правления Союза писателей командировку в Илийский район и задание написать очерк о колхозниках, рыбаках, Домбровский выехал в колхоз. И действительно... написал очерк. В нем было все - и выжженная солнцем степь, и приключения автора, но не было главного - колхоза советских людей, их самоотверженного труда. Более того, Домбровский не смог припомнить название колхоза, в котором он побывал.
Достоин удивления тот факт, что этому безродному космополиту Домбровскому, не любящему и не знающему советской жизни, был доверен художественный перевод интересного по материалу и замыслу романа С. Муканова "Сыр-Дарья". Срывы и ошибки, которые потянули "Сыр-Дарью" с той вершины, на которой могло оказаться это произведение, - результат творческой, а по существу вредительской помощи, вложенной в этот роман Домбровским..."

"Казахстанская правда", 20 марта 1949 г.


==========


Статья Л.Радзиховского в газете «ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО»


Леонид Радзиховский


ДЕТИ АМАНА


Эпидемия антисемитизма идет бодрым темпом: если в конце 2004-го было 500 больных, подписавших письмо в прокуратуру с требованием «закрыть евреев», новое письмо туда же и о том же в марте 2005-го подписало уже 5000. И народ известный. Среди них блещут – шахматный экс-чемпион мира Б. Спасский (полуеврей, «аидише копф»!), знатный антисемит академик Шафаревич (говорят, и он «из наших»: «шафар» – рог, в который трубят, – ну, вот он и трубит как слон, уже который год подряд), видный русский писатель Василий Белов.


Поскольку письмо, явно неслучайно, появилось аккурат в Пурим, то всю эту затею можно рассматривать как постановку Пурима в современном театре. Так сказать, в дополнение к «Детям Розенталя» – «Дети Амана».


Вся эта история подробно описана в учебнике истории евреев, более популярном под именем «Ветхого завета» – священной книге всякого христианина.


«И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их.


Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их».


Да, либретто к вечной опере «Бей жидов, спасай… (нужное вставить)» с тех пор ничуть не изменилось.


В своем письме «дети Амана» прямо обвиняют не только злосчастный (или злосчастную?) «Шульхан арух», но и пытаются выдернуть сам корень зла – иудейскую религию. «Данные тексты составляют основу и суть самого иудаизма, от которого иудеи отказываться не станут (!), даже если и сделают дополнительные сокращения в данных книгах, лишь переведя свое культивирование ненависти в устную форму (как они давно практиковали это в христианских государствах)». Иначе говоря, от евреев требуется, как минимум, публично отречься от иудаизма, но, на самом деле, этого мало – ведь они могут тайком «в устной форме» продолжать исповедовать свою человеконенавистническую религию. Программа-минимум: переход евреев в христианство. Но как быть с их «тайным исповедованием иудаизма»? В средневековой Испании марранов выявляли по доносам и сжигали. Надежным, конечно, является одно – окончательное, математически точное решение вопроса. И пусть Шафаревич не увиливает – наш «абстрактный математик», равно как и прочие шахматисты, фактически требует от царя (не от прокурора же!) – «истребить их». Ибо только это является надежным способом «искоренения данного истока экстремизма».


Впрочем, это все – практические выводы. Пока же речь идет о «возбуждении дела о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений, основанных на морали “Шульхан аруха” как экстремистских». Понятно, что «основанные на морали» – термин не юридический, четкое доказательство здесь невозможно. Но речь не об этом. Наши подписанты требуют СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА НАД ИУДАИЗМОМ как над экстремистской, человеконенавистнической религией. Это – нечто среднее между «делом Бейлиса» и «обезьяньим процессом», когда в США в 1920-е годы судили теорию Дарвина.


Чем бы этот процесс ни кончился, страсти он разжег бы нешуточные. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» – Василий Белов хорошо помнит эти пушкинские слова.


Но вернемся к Пуриму. Как известно, кончилось дело тем, что «И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мордехая. И гнев царя утих». Наши дети Амана такого конца не боятся – видимо уверены, что царь земной на них не разгневается. А Царь небесный?


Дело в том, что священные книги иудеев и христиан – это «пересекающиеся множества», как мог бы сказать наш приятель Шафаревич. Общим является Ветхий Завет, включая Книгу Эсфирь, где описана вся история Амана – описана отнюдь не с позиций Амана… Но дело не в одной только Эсфири.


Весь Ветхий Завет – это история евреев, где постоянно доказывается:


а) чистота их крови (бесконечные «чисто еврейские родословные»);


б) связь евреев с их – и только их! – еврейским Б-гом;


в) то, что Б-г помогает евреям, насылая казни на все враждебные им народы. Так вот где «основа и суть» той самой «экстремистской, расистской, националистической идеологии “Шульхан арух”»! Конечно, ругать «Шульхан арух» – легко, а Ветхий Завет – немного кусается, но это мелкое жульничество не проходит.


Да, эта перепутанность религий, наличие, увы, единого иудео-христианства (с внутренним «диалектическим противоречием») – факт. Из этой ситуации есть несколько выходов.


Отделить, наконец, церковь от государства, отказаться судить реальную жизнь по букве Священных книг.


Признать, что евреи, с их идеологией, с их Ветхим (и Новым!) заветом – избранный и святой народ, согласно букве ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.


Отречься от «жидовского христианства» и поклоняться своим, РУССКИМ богам – Перуну, скажем.


Трусливо спутать все в кучу и швырнуть в погромный костер Ветхий Завет, как делают академики, писатели, шахматисты, попы и прочие депутаты.


«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №13 (236), 2005 г.


http://www.e-slovo.ru



Другие статьи в литературном дневнике: