Месяц без стихирной графомании. День 15
Об идее: http://www.stihi.ru/diary/doroshin/2017-11-01
ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ
Год выпуска: 1987 (премьерный показ – июль 1988)
Производство: Свердловская киностудия, СССР
Автор сценария: Надежда Кожушаная
Режиссёр: Владимир Хотиненко
Жанр: драма, научная фантастика
Продолжительность: 130 мин.
В ролях: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Наталья Акимова, Елена Гольянова, Виктор Смирнов, Сергей Паршин, Александр Песков и другие.
Сюжет
Главные герои заводят знакомство совершенно случайным образом. Вместе Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, по воле таинственных событий, были перенесены во времени на целых сорок лет тому назад. И вот они оказываются в 1949 году 8 мая. Такая последовательность событий будет повторяться ещё не раз. Каждый из героев возвратился назад в прошлое вовсе не случайно. А всё потому, что они получили удивительный шанс изменить прошлое. К примеру, Андрею нужно будет приложить все силы, чтобы остановить трагедию, что вот-вот произойдёт в старой шахте. Тогда сорок лет назад в ней погибли многие шахтеры. Сможет ли он выполнить эту миссию? На кону стоит высокая цель, а потому нужно будет изрядно постараться. Сергею же придётся вернуться в прошлое, чтобы переоценить взгляды на мир. Он посмотрит на своих родителей с другой стороны, возможно, что он даже сможет понять их поведение.
По мотивам одноименной повести С. Рыбаса.
СМОТРЕТЬ: http://www.youtube.com/watch?v=hxaayGAOKZE
Отзывы
Александр (СПб) 23.12.2009
Фильм мощный,он потрясает!И не только,безусловно,великолепной(не хочется писать"игрой")работой любимых актёров и прекрасного режиссёра.
Последние кадры...Так хочется обнять своего отца,поцеловать,попросить прощенья,его уже нет...Давно не мальчик,но от этих кадров наворачиваются слёзы.
Большое спасибо всем,кто принимал участие в создании этого замечательного фильма.
Игорь А. (Ижевск) 18.06.2010
Фильм, однозначно, сильный и глубокий, хорошая экранизация одноименной повести....смотреть нужно в спокойной обстановке, неторопливое содержание , что заставляет в полной мере окунуться в атмосферу и задуматься.....Почему-то его часто сравнивают с "Днем сурка", на мой взгляд довольно посредственной комедией-мелодрамой. У американцев не было таких трагических событий как у нас в стране,
поэтому у них довольно однообразные проблемы, отсюда и сюжеты.
Виктория Никитенко (Санкт-Петербург) 18.06.2010
Нет, параллель с "Днем сурка" определенная есть. Интересно, сценарист "Дня сурка" сам додумался до идеи своего фильма или подсмотрел у нас ? Вообще, задумка-то сама по себе интересная и выигрышная. Вечная мечта человека проникнуть на машине времени в свое прошлое, что-то там понять, что-то попытаться исправить и при этом самому стать лучше. А в данном случае эту попытку можно повторить неоднократное количество раз. Для героя Колтакова это прежде всего возможность осмыслить личность отца в прошлом и помириться с ним в настоящем. В американском фильме, действительно, все попроще, проблемы не такие глобальные.
Елена Гурьева (Новокузнецк) 24.06.2010
Уже набило оскомину то, что постоянно в связи с фильмом "Зеркало для героя" упоминают "День сурка". Для чего? Что это даёт для понимания первого? Кроме приёма их ведь ничего не объединяет! Обидно даже, что через каждые два сообщения в этой дискуссии о таком сложном фильме упоминается название посредственной американской комедии! Перестаньте, люди!
"Зеркало для героя" очень насыщенное по своему содержанию произведение. В нём столько подводных течений - открывать и открывать... Конечно, в меру глубины личности каждого зрителя. Не говорю о символах и образах киноленты (иначе беседа будет долгая и неоднозначная): коренясь в пространстве послевоенного городка, они уходят в бесконечность. Сосредоточимся на главной мысли произведения.
Вспомните претенциозность героя Сергея Колтакова в начале фильма по отношению к отцу: "Вы "ура!" до посинения кричали!", "Я, что ли, деревни топил? А потом пишу: девочки сплели венки и надели их на головы..." Конфликт отцов и детей налицо. Герой ставит себя в узнаваемую позицию: я бы так никогда не сделал, у меня бы было всё иначе. Особенно актуально это было подчеркивать в конце 80 - 90-х гг.
И только оказавшись в "реальных" условиях той жизни, "герой" постепенно понимает, что это живые люди, а не схемы, подходит к тому, чтобы посмотреть на себя со стороны - в "зеркало".
Мне очень нравится последний эпизод фильма, когда герой, обнаружив себя спящим / без сознания в парке, совершенно с иным лицом и выражением глаз поздравляет танцующих ветеранов. Очень эмоционально насыщенная сцена, словно выдох после долгого напряжения. Наворачиваются слёзы.
Потрясающий фильм о том, как полезно порою заглядывать внутрь себя, как важно понимать, а не судить.
Инна Л. 17.07.2011
Невероятно глубокий и содержательный фильм. Всегда смотрю его с огромным вниманием и каждый раз получаю истинное удовольствие от просмотра. И каждый раз что-то новое для себя в нем нахожу. Режиссерская работа просто вне всяких похвал - насколько точно передан дух того времени, как тщательно подобраны все, абсолютно все участники фильма - от главных героев, до тех, кто только на секунды появляется на экране. Согласна со всеми отзывами, просто отличная работа режиссера и актеров.
u-nilab ((Киев-Алчевск)) 31.03.2013
Полгода назад впервые посмотрел это удивительный фильм. Почему удивительный? Потому что интересная фантастическая идея - не только перемещение во времени но и его зацикливание, прекрасно показаны люди 40х совсеми их недостатками и бесспорными достоинствами, и наконец это один из немногих фильмов о родном Донбассе. Немного смущает скучное ночало, очень сильный контраст с основной частью фильма. Начало, в отличии от эпизодов 40х годов не выдержало проверки времени - ИМХО фильм ничего не теряет если смотреть его начиная с концерта Наутилуса.
Недавно прочитал литературный первоисточник (нетрудно найти в сети) - это один из редких случаев когда фильм получился интересней книги. Фильм соответствует повести примерно до ограбления инкассаторов, в остальном же события значительно различаются. Например Немчинов (в книге он Ивановский) почти второстепенный персонаж, а Пшеничный (в книге Устинов) ничему в том времени не учится и ведет себя как школьник прочитавший все ответы в конце задачника, конфликт с отцом в книге отсутствует, есть просто какая-то старая обида. А еще половину книги занимают размышления о противостоянии уходящей культуры рабочих поселков и зарождающейся культуры больших городов и все это через призму семейных отношений секретаря райкома (того который кажется поверил что герои из будущего и выдал им направления на шахту ). Самое главное что в книге нету идеи замкнутости времени - значит это находка режиссера и сценариста. Еще раз повторюсь - очень необычный и интересный фильм, не ослабевший за 25 лет.
Грациология (Торонто) 1.02.2015
Прочитал все комменты. И ни в каком не нашёл ответа на мой вопрос:
в чём смысл метафоры "Зеркало для героя" и где в фильме она раскрывается?
Такое впечатление, что все знают, кроме меня.
Демир Север 1.02.2015
“Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки”.
Все монологи отца Сергея (в старости).
Serge11 6.08.2015
Так чего ж тут непонятного? Все просто как Античность. Гениальность этого фильма в том, что показывает как легко судить о прошлом с позиции сегодняшнего дня. Героя, иронично упрекающего своего отца, автор просто-напросто переносит в то время. И самое главное что с человеком не надо спорить или переубеждать в чем-либо, - нет, надо просто дать ему пожить той жизнью, какой жили его родители. В конце фильма автор наглядно показывает, как меняется отношение героя к людям старшего поколения, после того как он сам пожил в их времени!
Весельчаг Ы (Киндзмараули) 16.06.2015
Сведловская киностудия рулила!
Как дела там сейчас? По-прежнему по-советски штампуют незаметные шедевры?!
урандот из страны Оз 16.06.2015
Нет, по-капиталистически сдаёт павильоны под склады, магазины и прочие торговые точки.
Виталий Иванов 7.09.2015
Недавно опять посмотрел этот фильм и замечаю, что с каждым годом он смотрится по разному. Наверно так с любым серьёзным глубоким произведением. Если 20 лет назад просто смотрел его как интересную фантастику, то сейчас уже после просмотра весь вечер ходишь и думаешь, сам с собой споришь. И если 20 лет назад конечно ближе по духу был Сергей (писатель) , то с каждым годом всё больше перебираюсь в окопчик его отца и начинаю соглашаться с каждым его словом в начале фильма. Вот только ,конечно, чтение рукописи - это не каждый может выдержать. Да ещё так скучно ,длинно и нудно.
Но как же это всё таки здорово придумано - забросить героя в прошлое своих родителей и посмотреть на их жизнь и жизнь страны "оттуда". Жалко, что автор не дал Сергею и его молодому (будущему) отцу поговорить в прошлом по настоящему о тех же вопросах, о которых они говорили в начале фильма. Было бы интересно, хотя в конце бы Сергея конечно расстреляли бы, как английского шпиона.
А вообще после фильма я вот стал думать а в какой бы день своей жизни я бы хотел надолго попасть. Или а вот бы встретиться со своим молодым отцом и поговорить, интересно кто кого бы убедил. Странно , что режиссёры совсем не снимают фильмы на подобные сюжеты, ведь там поле непаханое.
Лавр Константин (КАЗАНЬ) 2.07.2016
Этот фильм как вошёл в мою жизнь и душу после первого просмотра, там и остался. Она, эта жизнь, такой и была. И была такая же искренняя убеждённость в правоте своих поступков. Актёры прекрасно это показали. Потому что это так и было. Поэтому и финал фильма такой трогательный и рвущий душу,как и весь фильм. И когда смотрю фильм, я как бы переступаю порог нашего дома. Как тогда.
Евгений Второй (Камчатка) 13.11.2017
Посмотрел третий раз и опять ничего не понял. В чём смысл? Зачем? Похоже, автор, в стремлении зашифровать потерял чувство меры и сам запутался в своих "знаках".
Актёры, конечно, молодцы, и "моллюск" к месту. Но где ясность?
Yours truly 14.11.2017
Думаю, что основной темой фильма является конфликт отцов и детей. История начинается с конфликта сына с отцом, а после того, как сын попадает во времена молодости своего отца (там они почти ровесники) и повторяющийся неоднократно день дает сполна прочувствовать весь вкус того времени, только тогда, вернувшись, герой смотрит со стороны, через окно, на отца и себя, с безграничным чувством любви и печали.
Как то так...
Oleg_KT 14.11.2017
На мой взгляд, основная тема - это попытка взглянуть на прошлое изнутри глазами человека конца 80-х, избавиться от штампов сознания, заставить изучать прошлое и пытаться в нем разобраться самому. Весьма смелый фильм для перестроечного времени.
Евгений Второй (Камчатка) 14.11.2017
А что изменилось в герое? И почему?
Так в чём герой разобрался? И что ему в .этом помогло? Какова роль героя Бортника в раскрытии темы? В чём он разочаровался? Зачем одного героя сделали слепым?
Yours truly 14.11.2017
Прикалываешься?
Там еще и хромой был — "...и зачем другого сделали хромым?"
Эйно Анттила (Санкт-Петербург) 14.12.2016
А мне-то кажется, что время сдвинулось в тот момент, когда шахта была всё-таки взорвана и Немчинов погиб. В этом-то, во взрыве шахты и заключалась миссия героев, - именно ради этого они попадали в прошлое: чтобы исправить его. После же взрыва, после того, как задача, стоявшая перед героями была выполнена, - время начинает идти своим собственным ходом. Немчинов мёртв, а Пшеничному, для того, чтобы оказаться в своём родном времени нужно заново родиться, - что он и делает. Обратите внимание как запараллелено в фильме его выталкивание из машины и его же физическое рождение: он одновременно появляется на свет из чрева матери и в туже секунду вылетает из машины - куда? В свои родные 80-е. То есть, рождается во второй раз.
И, кстати, - тут говорилось о "благостном конце"... По-моему, конец самый что ни на есть трагический. Ведь Немчинов-то погиб по-настоящему! А тот человек, которого Пшеничный встречает, вернувшись в 80-е, - это уже совсем другой Немчинов: он в прошлом не бывал, шахты не взрывал, да, наверное, и не слышал о ней никогда. И понятно, что он не сидел в тюрьме за аварию на этой самой шахте.
А судьба Пшеничного какова? Он вернулся в своё время и обнаружил здесь свой собственный дубль, который с отцом никогда не ссорился, и в прошлое уходить не собирается. Как эти двое Пшеничных будут теперь жить на одной планете? То есть - Немчинов и Пшеничный создали иную (исправленную) реальность, но для них самих эта реальность не предназначена. Один - мёртв физически, второй по-прежнему (и даже более того) мёртв душой. А счастливым финалом наслаждаются только их дубли.
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2484/annot/
Другие статьи в литературном дневнике: