Месяц без стихирной графомании. День 3

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Об идее: http://www.stihi.ru/diary/doroshin/2017-11-01


ДРУГ


Год выпуска: 1988
Производство: Мосфильм, СССР
Автор сценария: Эдуард Акопов
Режиссёр: Леонид Квинихидзе («31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания!»)
Жанр: драма с элементами фантасмагории
Продолжительность: 78 мин.


В ролях: Сергей Шакуров, Ньюфаундленд Ютгай (роль озвучил Василий Ливанов), Анатолий Ромашин, Галина Польских, Игорь Ясулович, Елена Соловей и другие


Сюжет


Человек отнюдь не является венцом творения Господа, как ошибочно принято считать в обществе. Братья наши меньшие ведут себя чаще куда человечнее, чем любой представитель наиболее разумной расы, и далеко не интеллект позволяет возводить себя чуть ли не в ранг небожителей.
Главный герой фильм является беспробудным пьяницей, у которого в жизни нет никаких увлечений, кроме как «заливать шары» изо дня в день. Николай уже давно потерял работу и друзей, а единственным компаньоном в жизненном пути остался огромный, но невероятно добрый пёс. Для несчастного человека уже давно всё кончено, его не остановили вовремя, когда жизнь начала катиться под откос, а теперь уже ничего не поделать. Ведь он не мыслит другого занятия, кроме поиска денег для приобретения очередной бутылки горячительного напитка. Алкоголь помогает забыться и не осознавать того, насколько печальная судьба постигла Колюню.
Только говорящий пёс по имени Друг не оставляет его, стараясь хоть немного вразумить утратившего интерес к жизни человека.
Эта очень трогательная история с драматичным финалом ни одного зрителя не оставит равнодушным.


СМОТРЕТЬ: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2029/online/


http://hdrezka.ag/films/drama/14629-drug.html


http://clck.ru/C6mps


Критика


Спасительна ирония этой очень необычной ленты, в которой безымянная собака, случайно доставшаяся алкоголику и названная им просто Другом, не только является говорящей, но и пытается отвратить пока не окончательно пропащего человека от пагубного пристрастия к «зелёному змию». Разговаривая весьма характерным голосом актёра Василия Ливанова, большой чёрный пёс породы ньюфаундленд (что само по себе нетрадиционно для отечественных фильмов о собаках, поскольку нередко предпочтение отдаётся доблестным овчаркам или же симпатичным дворнягам) воспитывает и наставляет своего человечьего спутника жизни на путь истинный, неизбежно становясь авторским резонёром. Однако именно обнажение условного приёма и его намеренное отстранение как раз и не позволяет создателям картины впасть в разоблачительно-осуждающую патетику, произвести на свет очередное злободневное произведение на антиалкогольную тематику. Несомненно, что в данном случае пригодился опыт работы режиссёра Леонида Квинихидзе в жанре занимательно-условных фильмов (чаще – музыкально-сказочных), хотя для него обращение к столь невыигрышно обытовлённой проблеме было исключительно рискованным.


Тем не менее, закономерно, что сложнее всего общаться с остающимся за кадром Ливановым и, разумеется, с собакой на экране (а ей не так уж трудно быть естественной, вовсе не ведая, что за прямую речь приписывают ей авторы) приходится Сергею Шакурову, исполнителю роли Колюни, ныне никудышного забулдыги, а в прошлом в этом персонаже угадывается интеллигентный и по-своему одарённый человек, который бессмысленно загубил собственную жизнь. Если уж дальше фантазировать по поводу данного героя «фантасмагорической мелодрамы» (любопытное определение из «Домашней синематеки» Сергея Землянухина и Мирославы Сегиды), то, наверно, следует признать его совсем разуверившимся в людях и безвольно покатившимся вниз собратом талантливого музыканта из «Шляпы», одной из прежних работ Квинихидзе. И приз за лучшую мужскую роль, который был вручён Шакурову на последнем состоявшемся Всесоюзном кинофестивале в Баку, как бы подтверждает верность актёрского тона в дважды щекотливой ситуации (алкоголик ведёт душещипательные беседы с лохматым четвероногим существом – ну, чем не плод белой горячки?!). Сыграв же через пару лет ещё одного оступившегося типа в фильме со знаменательным названием «Собачий пир», Сергей Шакуров был, к сожалению, уже чересчур озабочен беспощадной демонстрацией неприятных примет человеческого падения, что соответствовало возникшей в постперестроечном кино ориентации на «чернуху».


Интересно, что вроде бы скромные (особенно по сравнению с другими «собачьими» лентами «Ко мне, Мухтар!» и «Белый Бим Черное ухо») прокатные результаты «Друга» являются, на самом-то деле, значительными для 1988 года – картина попала в число двадцати наиболее кассовых за год и в какой-то степени противостояла уже нараставшей волне грубого, заземлённого и вообще безысходного отображения действительности.


Сергей Кудрявцев


* * *


Отзывы


Ирина К. (Москва) 15.06.2007
Этот фильм сейчас не найдешь ни в прокате, ни в магазинах. Его не показывают по телевизору - а это пронзительное повествование о трагедии маленького человека и мучительные поиски в решении жизненных проблем. Как здесь играет Сергей Шакуров! Он, конечно, из любого фильма сделает шедевр, но то что происходит здесь, никак игрой не назовешь. Не игра - сама жизнь и он ее прожил вместе с героем . А мы вместе с ним.


Светик (Новосибирск) 14.09.2009
Посмотрела этот фильм еще в детстве в местном ДК...задело. Потом долго не могла его найти и по ТВ не показывали ( чем удивляет наше ТВ, так это почти отсутствием нравственных и глубоких фильмов, фильмов после которых хочется задуматься над жизнью)


Djulia (Kieв) 11.03.2011
Ето очень жестокий фильм я его смотрела в 6 лет 3 дня потом спать не могла жалко и главного героя и собаку такое ощущение что ето было на самом деле а когда на улице видела какогото алкоголика становилось противно и страшно детям такой фильм лучше не смотреть сначала комедия а потом жестокий конец могли бы другой финал придумать мне 21 год я опять посмотрела фильм какой день себя ужасно чуствую кто бы меня успокоил? ничего хорошего в етом фильме нет


марыся (киев) 12.03.2011
я Вас успокою.
Фильм Вы посмотрели не очень внимательно, конец, во всяком случае. Заканчивается он не плохо. Собака возвращается к нему.
А ещё.... Знаете, это хорошо, что Вы себя плохо чувствуете. Значит что-то поняли, пособны сопереживать. Это необходимо для нормального человека.
Сейчас столько увеселений по телевизору, ржание уже надоело. Но посмотрите этот фильм через лет 10, найдёте много нового.


Михаил Андросов (подмосковье) 31.03.2011
Обидно, что фильмы подобные этому выпадают из проката.
Их даже в телеэфире (по кабельным каналам в нерейтинговое время) едва ли получится найти!
Жаль!
Про подобные фильмы забывать нельзя.
А тем более про такие, где поднята вечная проблема рядового маленького человека (как в Советское время, так и в новоеРоссийское). Пьянство ведь никуда не делось, а показать эту тему с таким надрывом.... я признаюсь и не могу привести более ни одного достойного примера.
Фильм тяжёлый, и это факт.
Если его смотреть в детском возрасте (а мне было лет 11, когда я увидел его впервые) - он кирпичём ложится на неокрепшую психику. Хотя... возможно именно такое восприятие и нужно.
Конечно песни Розенбаума ещё сильнее усиливают восприятие кинокартины. Они столь гармонично легли на сюжет, что временами начинает казаться, что создавались специально для этого фильма.
Да, конечно хочется, чтобы фильмы подобные "ДРУГу", взяли, да и показали в самое смотрибельное время по центральным федеральным каналам, а всякую криминальную шелупонь, которая уже забила эфир наглухо, выкинули бы куда подальше.
Наивно, конечно, но желание такое устойчиво присутствует.
Это реальный фильм про жизнь! И показывать его нужно.


рагнит 31.08.2011
Типичный пример того, как замечательный и разноплановый режиссер может снять откровенную агитку, если сценарий заказной. Я его смотрел в 1988 и он казался органичным и своевременным, ибо мы жили лозунгами: сказано "Борьба с пъянством" - значит надо даже в "Мурзилке" про это писать и показывать в программе "Будильник"...
Сейчас смотрю и вижу явные "заказухи" : " Я тебя под Указ подведу.. и т.д. Шакуров для большей гротескности и "заказной убедительности" явно переигрывает. Ровно через 3 года Шакуров снимется в подобной роли алкаша в фильме "Собачий пир" - и вот тогда это будет классно и по-настоящему...


Odonata (Bishkek) 25.03.2014
Жаль, что фильм незаслуженно забыт. Видимо мы не можем честно посмотреть на себя, на наше общество со стороны, с такими Колюнами мы постоянно сталкиваемся на улице, в подъездах, относимся к ним с презрением и отвращением... Это фильм о человеке, пускай слабом, ничтожном, временами подлом, но все же, Человеке. И не кому он не нужен, все его презирают и ненавидят, кроме друга. И Друг в конце концов находит и выкапывает из глубины души этого алкоголика что-то светлое и доброе, вот только времени у него к сожалению было мало, не успел он выветрить зеленого змия...
Шакурову, Ливанову, Квинихидзе, Розенбауму и ньюфаундледу респект - все гениально!
P.S.: Вначале я думал, что режиссер, переиграл, когда Друг в финале вернулся к Колюну - в жизни такого не бывает(((. А потом решил, что все люди имеют право на бесконечное количество шансов все-таки стать Человеком.


Swamper 9.10.2017
Настоящее Кино, с большой буквы.
Тут кто то писал, что надо его показывать в принудительном порядке, наверное надо.
Благодарен авторам, актёрам, кинематографу.
Жалею, что увидел его только 15 лет назад.
И вновь виват, советскому Кино!


http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2029/annot/



Другие статьи в литературном дневнике: