Старец Эмилиан Вафидис"Человек, душевно и духовно уравновешенный, никогда не настаивает на своем мнении. Он умеет выразить его таким образом, что никто даже не принимает это за его мнение. Например, во время обсуждения он незаметно вставляет в общую речь свой правильный совет, и если ближний поймет это – хорошо, а если не поймет – ничего страшного . *** Противоречие или отказ – это смертоносная стрела. Кто отказывает ближнему, тот его не любит. Любящий брата отвечает «да» и находит при этом способ поступить правильно. Даже если я скажу «нет» из любви, то окажусь преступником. Ближнего я должен принимать без оговорок, только так я самоумаляюсь и делаюсь подобным Господу. Спеши уступить первым. В противном случае между тобой и братом возникнет разделение, вы обидитесь друг на друга, станете врагами и, может быть, уже никогда нэ сможете наладить отношения. Пусть даже правда на твоей стороне, но, как бы то ни было, согласись с ближним, потому что для всякого правильным является его собственное мнение. Никто не расположен выслушать ближнего и признать его правоту. Нужно обладать крайним смирением и беспредельным самоумалением, чтобы самому стремиться узнать истину от другого. Ты можешь сказать правду только в том случае, если человек тебя упрашивает, молит, падает тебе в ноги. Если же он не просит, оставь при себе свою правду и справедливость и позволь ближнему идти своей дорогой. Ты не можешь изменить его сознание. Никто не согласится отдать свою свободу . *** Нет более сильного и вместе с тем более безрассудного стремления, чем желание настоять на своем. Воля – это самый большой враг человека. А поскольку у любого из тех, кто меня окружает, есть своя воля, то, если я стремлюсь настаивать на своем, я буду постоянно ссориться с ними, и между нами никогда не будет настоящего единства . *** Когда ближний согрешает, попытаемся его оправдать: «Что поделать… человек есть человек». То же самое скажем и о его привычках. Однако когда согрешаем мы сами, отнесемся к себе строго, укорим себя: «Не может грешить человек, рожденный от Духа Святого, ведь грех есть разлучение с Богом». Но так мы должны говорить только о себе самих, а не о других. И в самом деле, очень наивен и a priori безуспешен тот, кто надеется изменить окружающих. Такой каждый день будет терпеть неудачу, стремясь переменить характер и поведение ближнего, а особенно его убеждения. Например, брат говорит: «Ослы летают». «Конечно, летают!» – согласись с ним, если ты понял, что брат в это верит. Кто-то утверждает: «Земля плоская». «Конечно, плоская!» – ответь ему, даже если ты знаешь, что она круглая. Другой брат начинает настаивать: «Сначала появилась суша, а в третий день – свет, как говорит Писание». «Так и есть», – соглашаешься ты с братом, даже если знаешь, что сначала возник свет, а потом – суша. Иными словами, мы принимаем всё, что ни скажет ближний. Только так мы увидим в своем сердце мир, радость, простор, покой и Самого Бога *** Aрхимандрит Эмилиан Вафидис.
© Copyright: Шельгова Татьяна, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|