о. Симон Безкровный.
Бог есть Дух, поэтому поклоняться Богу лучше всего в духе и истине. Те, которые не могут
овладеть таким духовным поклонением, поклоняются Богу в иконах и изображениях. Если
богослужения, установленные Церковью, не сделали твой ум и твое сердце полностью
сосредоточенными на Христе Иисусе посреди тебя самого, значит твое усердие в строгом
хождении на церковные службы пока еще не принесло достойных плодов покаяния. Для того,
чтобы твои усилия, направленные к спасению, не сделались напрасными, всегда сосредоточивай
все свое внимание на духовном сердце, где бы ты ни находился - в храме, на работе или дома.
Поститься значит жить с Богом, отказываясь не от питания тела, но от питания греховных
страстей и удовольствий. Цель поста - полное уничтожение эгоизма. Мало есть, мало спать - это
тоже пост, научающий ценить пищу и время. Не зря сказано: поздно встал, считай, день пропал.
Безчинный эгоистичный ум отделяет душу от Бога, но истинный пост развивает чистоту ума, а
чистота ума есть духовное рассуждение, с которым, словно по ступеням, душа восходит к самой
двери сердечного храма, которая есть Христос: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот
спасется»(Ин.10:9).
Обладающий талантом - высокомерен, обладающий силой - самоуверен, обладающий
богатством - тщеславен. Напротив, отказавшийся от талантов - смиренен, отказавшийся от силы
-уступчив, отказавшегося от богатства трудно найти. Вот, с таким, кто отказался от самого себя, и
можно говорить о Богопознании. Желание познавать что-либо обманчивым эгоистическим умом
является заблуждением. Отделение от такого греховного ума до его полного исчезновения
происходит через устойчивое пребывание чистого и тонкого потока внимания в духовном сердце,
в благодатном пространстве духа, в котором Христос становится прочным и непоколебимым спасением.
***
«Слава Тебе, Боже! Какое счастье, что нет клетки! - воскликнул дрозд, открыв глаза, как только
начало светать. - Мне приснилась клетка, куда меня посадили, а это просто ветка, на которую я
присел отдохнуть! Какое счастье, что я могу летать, потому что нет клетки! - запел дрозд, взлетев
синее небо и ощущая утренний ветерок под крыльями. - Нет клетки! Я свободен! Нет клетки!
Слава Тебе, Боже!» - разнеслась его песня по садам и лесам». Такую притчу, улыбаясь,
рассказал старец сидевшим вокруг него молодым послушникам.
- «К чему эта притча, отче, которую вы нам поведали, и как ее понимать?» - спросили
послушники. - «Это состояние счастья птицы, внезапно обнаружившей, что она свободна,
немного походит на то состояние благодатного счастья, которое переживает в душе человек,
постигший по милости Божией свое спасение» - сказал он.
***
Мою воскреснувшую душу
На перекрестке дней встречай!
Ты знаешь все: я не нарушу
Ни явь, ни дрему невзначай.
Где «я» не сможет больше длиться,
Где нет «меня», в конце концов,
Пусть чистым светом напоится
Мое притихшее лицо.
В том перекрестке дней и буден
Пускай исчезнет вещество,
Когда с Тобой мы в Духе будем
Одно большое существо.
***
Быть свободным значит быть богом сейчас и навсегда. Когда ум очищен Божественной
благодатью от помыслов и весь неисходно находится в Боге, душа приближается к возможному
на этой земле совершенству. Тогда духовный опыт Божественного восхищения и святоотеческая
традиция свидетельствуют об обретении труднодостижимого состояния единения с Богом.
Какими бы прекрасными ни были в это время духовные видения, сами по себе достойные
почитания, они должны быть оставлены ради совершенного преображения духа во Христе. Когда
душа отказывается от самой себя, она тем самым отказывается от своего эгоизма.
Пытаться познать Бога, не познав себя, представляет собой тщетную попытку конечным умом
ухватить безконечного Бога, и является всего лишь ограниченным умопредставлением. Тот, кто
освободился от эгоизма, зрит Бога без всякого образа чистым сердцем в самом себе, как Он есть,
и себя, как непорочного духа, единого с непорочным Богом. Всякое иное видение не вечно и
непременно исчезнет, и только Бог вечен. Поскольку дух, не имеющий образа, вечен, он всегда
един с непредставимым Духом Божиим, Который есть Христос или вечное Божественное «Я
есмь». Мысль делает человека рабом, а Бог делает человека свободным, даруя ему Свою
Божественную свободу.
Другие статьи в литературном дневнике: