Екатерина Домбровская. Искусство стегания одеял.Из книги " Весна души. Страницы жизни рабы Божией Анны" ...Великое и страшное и бесценное дело – истинное самопознание. Нет ничего более трудного и полезного, чем, вступив на путь духовной жизни, войти в это состояние, научиться этому драгоценному деланию. Кто поистине познал себя, – говорил преподобный Никита Стифат, – тот половину, если не две трети своего спасения совершил. Вот так не получалось у Анны многие годы ответить на вопрос, почему именно с ней Духовник выбирал такую прямую и жесткую политику, почему ей бывало так больно от, казалось бы, мелких уколов, которые другой бы и не заметил (хотя на самом деле Анна изо дня в день убеждалась, что никто никаких мелких уколов не терпел и все те, которые ей с наивным видом бросали: «Ах, и ранимая ты, Анна!» – сами были как те воспаленные нарывы самолюбия, на которые, по жесткому слову святителя Феофана Затворника, – не дай Бог, ветерок подует, так крик, как вой сирен, начнется: «Режут! Спасите! Убивают!..» Самолюбие… Самолюбие… Да что оно такое? Как его в себе на ощупь познать? Долго копалась с этим вопросом Анна. Но «ранимость» свою объясняла то чувствительностью (не грех!), то какой-то врожденной робостью… А вот тут-то и надо было вести настоящее расследование… Анна тогда смутилась и обиделась. Непривычно было такие вещи в прямоте без умягчений принимать. А спустя годы она забыла, почему и как она смущалась и обижалась на просто и справедливо и без малейшего недоброжелательства сообщаемые ей диагнозы духовных ее немощей. И очень изумлялась, когда, разумеется, много мягче и по-дружески пытаясь подсказать кому-то из новоначальных знакомых истинные причины их проблем, она в ответ получала бурю обид и возмущений. Вот так: приболезненно, на пути проб и ошибок, глубоких и длительных заблуждений и самообольщений, на поистине страдальческом, но надежном пути – постепенно приходило и осознание верных духовных понятий, познание смысла самого пути и обретение твердых опор для дальнейшего следования по стезе духовного очищения и совершенствования. Вся его жизнь и пастырство – это был океан любви. И даже одно только погружение в книги о нем, позволяло страждущему сердцу найти и для себя капли благодатного утешения. Особо любила Анна воспоминания о батюшке схимонахини Марии Тимофеевой, которую совсем юной девочкой Манечкой забрал к себе в дом батюшка Алексий. Он видел ее духовную одаренность, ее живость и молодость, ее талант (она стала регентом в храме) и боялся оставлять ее матери, опасаясь, что развлечения и суета мирской жизни погубят ее дары. Манечка, очень непосредственная девочка, однажды пристала к батюшке, чтобы он научил ее Иисусовой молитве (поскольку четки-то он ей давно благословил). На что батюшка сказал, чтобы она сходила в Иоанновский монастырь, что в Китай-городе, к одной пожилой монахине – его духовному чаду, мол, та ее и научит. Манюшка побежала в Китай-город, в монастырь… И тут она начала Мане рассказывать про эти скорби. Говорит: «Вот матушка игуменья меня благословила с одной монахиней шить одеяла. Ну и скорби же я от нее несу. Нашью много, вдруг кричит: «Такая-сякая, пори всё, что тут нашила!» Начну пороть, еще сильнее кричит: «Всё испортила, и что мне с тобой делать! Вон иди!» А сама всё кричит и кричит и ругает по-всякому! Кончится день, так она заставит меня ночью работать. Пла;чу, кричу: «Дорогой батюшка, заступись, помоги!» А один раз и побила, а жаловаться я не смею, так как другие матушки про меня игумении всего наговорили, наклеветали. И вот, дорогая моя девочка, придешь к батюшке, всё ему расскажи». Жалко Манюшке было Марию. «А молитву Иисусову когда же вы читаете?» – «Она у меня сбоку висит» (указывая на четки, которые висели на поясе). И так, провожая ее, она многое поведала Мане о своих скорбях. «…Ну вот, поняла, как дается молитва Иисусова: принимать скорби, смириться до зела, как Христос Спаситель, понести иго Христово, и тогда дается тебе молитва Иисусова. А сейчас вот читай и читай, как я тебе сказал. А творят молитву Иисусову только подвижники, как преподобный Серафим. Теперь поняла, как дается молитва Иисусова? Чтобы полюбить Господа всем сердцем и всею душою и крепостию и ближнего своего, как самого себя, надо принять скорби от ближнего, укоризны, взять его в свое сердце и отбросить эгоизм. Смириться надо до зела пред всеми, считать себя хуже всех и даже хуже всякой твари! Поняла, Манюшка?» *** ...Как всегда, и на сей раз Анна получила здесь и утешение, и настоящую духовную пользу. «А ведь всё не так уж и плохо, – сказала она себе. – Терпенья бы только мне побольше, выдержки… Не торопиться бы с эмоциями… Смириться перед всеми до зела… Как трудно, но, может, если постараюсь, так когда-нибудь и вернет мне Господь ту дивную молитву, если только потружусь за нее как следует в “искусстве стегания одеял”». https://proza.ru/2016/02/25/1275 © Copyright: Шельгова Татьяна, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|