Мой Петербург - 2003. Конкурс, сборник
Французский журнал ELLE проведет в России литературный конкурс
18/09/2002
МОСКВА, 18 сентября. /Корр. РИА "Новости"/. Впервые конкурс на литературную премию журнала ELLE, которая является одной из самых престижных и уважаемых во Франции, проводится в России. Конкурс 2002-2003 годов посвящен предстоящему 300-летию Санкт-Петербурга, его тема - "Мой Петербург".
Конкурс проводится при поддержке правительства Франции, института Alliance Franсaise в Санкт-Петербурге, губернатора Санкт-Петербурга и председателя Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия города на Неве.
В жюри конкурса вошли: директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, писатели Татьяна Толстая, Валерий Попов, актер и режиссер Сергей Юрский, литератор Александр Тимофеевский.
Информационным спонсором конкурса является Российское информационное агентство "Новости".
Конкурс запланирован как общероссийский. После объявления в столице к участию в нем будут привлечены региональные СМИ городов с населением не менее одного миллиона жителей, а также гуманитарные университеты и крупнейшие библиотеки.
На сегодняшний день претендентами на премию прислано уже более 220 работ.
На конкурс может быть представлено литературное произведение (эссе, короткий рассказ, публицистический очерк), в сюжете которого должен быть отображен Петербург и отношения автора с этим городом. К конкурсу могут быть привлечены как профессиональные литераторы, так и любители, без возрастных ограничений. Лучшие из присланных произведений будут отобраны редакцией и представлены на рассмотрение жюри, которое и вынесет окончательное решение.
В соответствии с решением организаторов конкурса, имена конкурсантов будут сохраняться в тайне даже от членов жюри, вплоть до завершения работы по оценке произведений. Это делается, чтобы избежать предвзятого суждения о работе и лоббирования чьих-либо интересов.
По итогам конкурса будет издан сборник "Мой Петербург", в который войдут лучшие произведения, а также материалы, посвященные Петербургу, специально подготовленные для ELLE известными российскими деятелями.
Итоги конкурса будут объявлены на заключительной церемонии награждения победителей, которая состоится в мае 2003 года. Трем главным победителям будут вручены денежные премии (5, 2,5 и 1 тыс долларов), а также ценные подарки.
По случаю церемонии награждения победителей будет дан благотворительный ужин, весь сбор от которого пойдет в пользу Российской национальной библиотеки. Выбор библиотеки глубоко символичен. Именно она была и остается одним из главных центров культуры не только Петербурга, но и всей России. Это хранилище содержит множество бесценных фолиантов, где сошлись судьбы нескольких поколений отечественной интеллигенции. Привлечь внимание к проблемам Российской национальной библиотеки и поддержать ее - одна из главных задач конкурса и литературной премии ELLE.
ria.ru
ПОРТВЕЙН И РЕДАКЦИЯ
Мой Петербург. / Сост. Е.Шубина. - М.: Вагриус, Elle, 2003, 384 с.
Самый модный сейчас российский город - Ленинград-Петербург. Модный во всех смыслах. Вот и журнал "Elle" задумал и провел конкурс рассказов и эссе, посвященных Питеру. В книгу, впрочем, вошли не только лучшие работы, так или иначе представленные на конкурсе, но и тексты (в том числе и интервью) известных и достойных людей - тоже, разумеется, связанные городом на Неве.
В первой части перед нами - Татьяна Толстая и Александр Кушнер, Анатолий Найман и Дмитрий Бобышев, Леонид Парфенов (не могу не процитировать: "…редакция, которая не пьет портвейна, - это не редакция. Я вечно был белой вороной во всех редакциях, в которых впоследствии работал. Поскольку разошелся с "777" и "Далляром", "Молдавским крепким"… Питер - вообще пьющий город. По-северному, до чертиков в глазах, много и исступленно. Почитайте Довлатова, а я это все видел своими глазами…") и Сергей Юрский. Во второй - чуть менее известные, если не считать, конечно, покойной Наталии Медведевой. Самое хорошее (на мой взгляд): в книжке гораздо больше Ленинграда, чем Петербурга. Что справедливо, ведь авторы родились и большую часть своей жизни прожили именно в Ленинграде (или в других городах, но во времена ленинградские).
Сборник разношерстный, разножанровый, но в основном очень хороший, есть рассказы и просто отличные - Ольги Толстецкой, Владимира Вестера, Михаила Окуня, Андрея Шитова, Татьяны Москвиной и пр.
Ну а что Ленинград - город пьющий, так это точно. Москва, например, город сильно пьющий. Ну так Москва и постарше будет.
Евгений Лесин. 2003-05-22. Петит. «НГ EX LIBRIS»
ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ КОММУНАЛЬНОГО ПЕТЕРБУРГА
Мой Петербург. Сост. Е. Шубина. М.: ELLE, Вагриус, 2003, 384 с., 3000 экз.
Видимо, все так и должно быть в новые времена новой актуальности. То, что как-то постеснялись проделать реликтовые питерские писательские структуры (а может, просто c деньгами не получилось), с легкостью осуществил журнал глянцевый, победоносно продемонстрировав, кто в доме хозяин и кто и что теперь у нас в обществе “культура” во всей ее свежей гламурно-лилипутской красе. Московский критик Андрей Мирошкин, говоря об этом издании, недаром обратил внимание на знаковость ситуации последовательного изменения масштабов: “Пушкин к 130-летию императорской столицы написал „Медного всадника”, Достоевский к 160-летию — „Преступление и наказание”, Андрей Белый к 210-летию, натурально, — роман „Петербург”. Современные писатели тоже отметили славную дату…” Именно что — отметили. Журнал “ELLE” провел конкурс прозаических, точнее, эссеистических текстов, собрав, видимо, лучшее ( не худшее же, в самом деле!) в отдельную книгу под скромнейшим и почтительнейшим названием “Мой Петербург”.
Увы! Похоже, теперь действительно можно все, всегда и везде. А раньше-то казалось, что вслед за “Моим Пушкиным” Цветаевой уже ничего в литературном названии не может быть “моего” — все, приватизировано местоимение Мариной Ивановной. Ан нет! Выплывает “Мой Петербург”. Как ни в чем не бывало. Раньше казалось, что негоже повторять на все лады об этом городе один трюизм за другим, мол, и место-то проклятое, и не для жизни создан, и не город, а декорация, и все жители в “депрессняке” (в глянцевых изданиях это еще называется “петербургский менталитет”, “петербургский национализм” и “петербургский миф”), и окна не моют, и не разбирают, где явь, где сон, и лыжи на балконе хранят, вместо того чтобы в Альпах каждый месяц кататься, и, и, и… — оказывается, и это можно. Ну что ж, можно так можно. Почитаем.
Два раздела. Первый, “Лица”, поменьше — 19 имен, одно популярнее другого: от Михаила Пиотровского до Бориса Гребенщикова и от Андрея Битова до Камы Гинкаса. Это, так сказать, бельэтаж. Свадебные генералы. Им, как в бородатом анекдоте про певицу Зыкину, и говорить ничего не нужно, только в окошках помаячить. Ну, а дальше, ясное дело, уже настоящая уплотненная питерская коммуналка под названием “Конкурс-RU”: 44 текста. При явном жанровом, сословном, поколенческом и прочих разнообразиях все же какой-то единый, неистребимый, хотя порой и вполне достойного класса журнализм. (Известный петербургский писатель по поводу текстов такого уровня обычно говорит: “Я все это уже читал в газете „Вечерний Петербург””. И дело здесь не в том, что газета плоха, а в том, что для чего предназначено: гамбургер органичен в “Макдональдсе”, но невозможен или, по меньшей мере, крайне экзотичен в ресторане “Мечта Молоховец”, не находите?) Разумеется, с претензией на художественность, со старательностью и, увы, слишком часто заметным потом “работы над словом”, но… Но хочется-то другого. Хочется той самой упоительной музыкальности, того самого “золотого звука”, которые только и могли бы примирить с пошлостью гламурного замысла (особенно забавно было обнаружить среди конкурсантов самого публичного и самого непримиримого нашего борца с пошлостью — что ж поделать, соблазн-с!). И музыкальность эта находится. На удивление в том самом тексте, который и стал призером (не забудем: был конкурс! И приз в $ 5000! Ну, кому-то, как, например, нашему премьеру Касьянову, по словам вездесущих “Известий”, это два раза в ресторане чаевые дать, а кому-то — о-го-го! Особенно в “депрессивном” Питере, в гуру которому назойливо набивается конкурсант-велосипедист со своим неутомимым московским финансовым бодрячеством, впрочем, “не там находим мы учителей, где нас спешат назвать учениками…”).
И все же. “Все склады чем-то похожи между собой. Что бы (здесь в книге дурацкая, но тоже весьма характерная для нашего времени тотального разрушения любой культуры, в том числе и культуры книгоиздания, опечатка — “чтобы”, пожалуйста, поправьте, если увидите, дабы восстановить визуальный ритм. — Е. Е.) они ни хранили, будь то рулоны тканей, банки с пивом или велосипеды, в рядах похожих вещей, расставленных в определенной последовательности, претендующей на порядок, есть жутковатая успокоенность и монотонность, изгоняющие движение. Склад чем-то похож на кладбище, он действует на нервы, но вызывает чувство невольного уважения: предметы объединяются между собой, их внутренняя сила удваивается и утраивается, и с полной уверенностью в себе мир вещей готов показать человеку, кто на самом деле хозяин положения…” Это первый абзац текста-победителя. Аркадий Ипполитов, “Город в фарфоровой табакерке”. Имя, хорошо знакомое любому, кто хоть сколько-нибудь вовлечен в художественную жизнь города. Аркадий — известный искусствовед, эрмитажник, автор множества прекрасных статей по искусству, опубликованных в основном в престижных московских изданиях. И вот — история про табакерку князя Мещерского, написанная с такой звуковой собранностью и элегантностью, с таким тонким и любовным отношением к предмету письма, что понимаешь: не все потеряно в самой депрессивной столице. Столичная акция журнала “ELLE” в эпоху новой актуальности эту самую актуальность стремительно потеряет, а текст Ипполитова останется. Впечатанный уже в петербургский текст, как и табакерка князя Мещерского.
Ну, а коли захочется узнать что-то по-настоящему свежее и по-настоящему современное, а не гламурно-актуальное о настоящем Петербурге с его странным и страшным предназначением, то возьмите в руки совсем другую книгу — сб. “Москва — Петербург. Российские столицы в исторической перспективе” — и раскройте ее на статье А. И. Юрьева “Формула менталитета петербуржцев”. Цитирую из середины и как будто бы совсем не о том: “Когда „физики” победили „лириков”, расщепив атомное ядро, а политики солгали, что „общество позаботится о человеке”, понятие смысла жизни изъяли из обращения во избежание ненужных проблем. Ныне жизнь общества организована так, что все читают Маринину, но никто не знает, где современный Лев Толстой. Потому что доступ к владению смыслом собственной жизни сознательно затруднен для человека более, нежели доступ к деньгам…” Но вот далее, кстати, и сопряжение с предыдущим: “В Петербурге наивысшее наслаждение доставляет людям оригинальное интеллектуальное решение головоломной проблемы мирового значения”. Обратите внимание на последний эпитет в этой фразе — “мирового”.
И давайте больше не будем ни про город-декорацию, ни про город-призрак. Если, конечно, не готовитесь до седых волос жить в питерско-московской гламурной коммуналке, подбирая крохи с богатого московского стола.
Е.Елагина. «Нева» №12-2003
КОММЕНТАРИЙ
Очевидно, рецензент «Невы» крайне раздражен: то ли повсеместно царящим «гламуром» (в разных словосочетаниях он навязчиво лезет чуть ли не из каждого абзаца статьи), то ли низким уровнем текстов (всех, кроме одного-единственного), то ли просто обнаруженной опечаткой – следствием «тотального разрушения любой культуры». Впрочем, за жаргонизм «эрмитажник» (работник Эрмитажа?) старые петербуржцы поборницу высокой культуры не похвалили бы…
Другие статьи в литературном дневнике: