Две рецензии на сб. Одна в постели, комментарий

Михаил Окунь: литературный дневник

Петербургская эротическая проза. Одна в постели.


Что-то сейчас стало модно выпускать пикантные литературные антологии. То "Занавешенные картинки. Антология русской эротики", то "Книга непристойностей", составленная Максом Фраем. И теперь вот — сборник "Петербургской эротической прозы". Такое название, конечно, интригует: чем это, интересно, Петербургская эротика может отличаться от всей прочей?
В чем тут "эксклюзив" и почему, собственно, представленный материал претендует на звание антологии? Имена авторов мало, что скажут современному читателю: Мария Барыкова, Михаил Алисов, Ирина Осокина, Неонилла Самухина, Владимир Кривошеев, Ирина Матковская, Михаил Окунь, Софья Осинина. А помещенные на обложке сдержанно-одобрительные отзывы Дмитрия Вересова и Валерия Попова ("…поражает своей точностью, пронзительностью… трогательные картины настоящей жизни… тонкость в передаче интимных переживаний…") выглядят в духе старой советской критики.
И все же тексты весьма любопытны. Думаю, в них обретает свое новое, современное дыхание литературная линия, идущая частично от по-барски любившего "клубничку" Бунина, но большей частью от Арцыбашева. Конечно, ничего скандального и порнографического здесь нет — Лимонов, Виктор Ерофеев или тот же Сорокин выглядят куда монструознее в описании секса, нежели невинные Окунь и Самухина, но зато есть особый шарм, позволяющий четко отделить эти произведения от поточного "дамского чтива", прежде всего в силу своей художественной значимости и определенного рода стильности.
Здесь происходит, я бы сказал, поэтизация эротических сюжетов на фоне располагающего к мечтам, рефлексиям, полетам во сне и наяву строгого, серого, фаллического очарования града Петра. А кроме всего прочего, радует по-настоящему стильное оформление книги.


Markus, Polaris. 19 декабря 2001. Интернет-портал DELFI.



Петербургская эротическая проза. Одна в постели. "Продолжение жизни", СПб., 2002.


У нас теперь все петербургское, вот и эротическая проза там есть, оказывается, но заниматься "продолжением жизни", как призывает издательство, после этой книги не тянет отнюдь. Героини одинаковы, даром что в книге представлены девять авторов. Авторы, тоже почти неотличимы. Писать они умеют очень плохо, а эротика - такая тонкая штука, что деталями не отделаешься: у хорошего автора возбуждает любой текст, будь он хоть о жареном мясе, а у плохого не возбуждает даже прямая порнография. Беда в том, что молодые авторы в надежде на публикацию вынуждены писать о сексе, а хочется им чего-то совсем другого... Раньше так писали о производстве, контрабандой протаскивая инакомыслие.


ТОРМОЗА. tormoza.org. Рецензии Д.Быкова. 2001 - 2004.



КОММЕНТАРИЙ


Безымянному (или скрывающемуся под псевдонимом Markus Polaris) рецензенту латвийского интернет-портала «порнография» и не была обещана. А если он ищет действительно «монструозной» (в его понимании) порнографии, то тут стоит посоветовать прочесть не "монструозников" напёрсточного разлива, а, скажем, «Сто двадцать дней Содома». Хотя лично я, читая этот объёмистый труд незабвенного маркиза, чуть не падал со стула от смеха - замечательный образец юмора, на мой вкус.
Сделавшись в «нулевые годы» ВПЗР (т.е. «великим писателем земли русской»), Д.Быков, полагаю, подобными мини-рецензиями пробавляться перестал. А при нынешней загруженности автора заниматься «продолжением жизни» его, думаю, не потянет ни при каких условиях.





Другие статьи в литературном дневнике: