Подборка для Оли

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Прот. Игорь Рябко


Мы часто мним себя правдолюбцами и правдоборцами, но при этом забываем о том, что все войны и революции, которые повлекли за собой миллионы смертей, как раз и начинались с борьбы за правду и справедливость. Мы также забываем о том, что самым неправдивым и несправедливым на свете является Бог. Какая правда в Распятии Христа? Это самая высшая несправедливость, которую можно только себе представить. Какая правда в том, что Христос умирает за неблагодарных грешников? А какая справедливость в любви к врагам? Почему Спаситель молит Отца о прощении тех, кто Его распинает?


У Бога нет цели восстановить справедливость и законный порядок. Он хочет просто сделать нас счастливыми. И не только потом и там. А уже здесь и сейчас. Поэтому заповеди о прощении обидчиков, о любви к врагам, о умении смиряться и любить – это рецепты того, как стать счастливым. Здесь нет справедливости, но есть очевидный факт. Человек, который приобрел любовь к Богу и всем людям без различия – счастливый человек. У него нет ни с кем внутренних противоречий и конфликтов. Но прийти к этому состоянию очень непросто. Нужно преодолеть свое Я, а это тяжелый крест. Много пота и крови нужно пролить, чтобы убить свое самолюбие, соможаление, свою сверхценность. Для христианина важен не факт восстановления справедливости или правды, а конечный результат. Результат может быть только один – мир души.


Змеиная дорога, которая ведет душу в ад, называется «рассуждение». Она обязательно перейдет в осуждение, а потом в ропот, гнев и недовольство. В рассуждении мы включаем весь своей механизм самости - логику, мышление, сравнение, суждение, но при этом забываем, что все это давно прогнило и провонялось грехом. Вся наша мыследеятельность греховна и по сути, и по содержанию. Наше оценочное суждение всегда предвзято. Мы изначально строим его от точки своего эгоизма и эгоцентризма. Оно лживо, начиная с корня. Поэтому послушание в древней монастырской традиции и было направленно на то, чтобы разрушить эту адскую твердыню. От послушника требовалось исполнение послушания без рассуждения. Сказал старец идти с ведром воды три километра, чтобы полить сухую палку, торчащую в песке – иди и поливай. Сказал сажать саженцы деревьев вверх корнями – сади не раздумывая и не анализируя.


Таким образом воля человека становится мягкой. Приобретается навык смирения. Исчезает напряжение, которое делает душу твердокаменной. Все твердое быстро ломается, а мягкость, гибкость, пластичность, дает возможность хранить внутренний мир в любых обстоятельствах жизни. Конечно, для того чтобы приобрести такую внутреннюю пластику нужно очень много терпения. У мудрых старцев ученики знают лишь два слова «простите» и «благословите», других слов им знать и не нужно. Если мы научимся хоть в какой - то степени воспринимать людей, мир, обстоятельства жизни так, чтобы не рассуждать над ними, не осмыслять, а просто спокойно и с любовью воспринимать как данность, то мы избежим очень многих травмирующих душу обстоятельств.


Важно научиться любить и прощать, не делая кому-то одолжения и считая, что «я - то все равно прав», а просто по закону духовной жизни. Христианину нельзя спорить и конфликтовать уже хотя бы по той причине, что споры делают нас бесноватыми. Истина не нуждается в гнилых подпорках наших страстных эмоций. Она существует как незыблемый факт и состояние независимо от того, кто и как к Ней относится. Суть духовной жизни не в том, чтобы отстаивать Истину, а в том, чтобы стать ее неотъемлемой частью.


***



В мире нет ничего, чтобы не зависело от Бога. Но мы все время, надеясь на Бога, стараемся "и самим не плошать", ища по своему маловерию на земле еще одну альтернативную опору на тот случай, если Бог "не сработает". Отдавая Богу крохи "молитвенного правила", человек погружается в суету, разменивая вечность на мелочь житейских попечений. Так душа с годами все больше и больше становится горбатой, пока время не пригнет ее окончательно к земле, перетирая в прах все скопленные в течении жизни "богатства". Господь протягивает нам Свою руку тишины и покоя, а дьявол в это время беспощадно гонит нас на пастбища многозаботливости, не давая ни секунды на передышку.


Молодость нас задорно зовет убежать от Бога для того, чтобы полазить по "райским" деревьям сладких ощущений. Зрелость уже начинает чувствовать привкус горечи жизни, а старость, обнюхивая падшие гнилые плоды этих деревьев, понимает, как же подло ее обманули. И только детство с ее ликующей радостью светлого бытия открывает перед нами бесконечные горизонты младенческой простоты и святости. Жизнь нам дана только для одного – для преодоления смерти, подобно тому, как ее преодолел Сын Божий. Сумев это сделать, человек уходит не в темную зыбь могилы, а в вечную жизнь, открывая для себя в ней новые неведомые доселе узнавания и постижения. Сатана, как повар, крошит величину нашей души на салат мелких кусочков суеты повседневного прозябания. С каждым поколением люди уменьшаются в своих размерах, и из вселенской равноангельской величины становятся гномиками и карликами цивилизации потребителей.


Единственная реальность — это Бог, а христианство – единственная возможность получить с Ним спасительное единство. Все остальное – ложь! Божественная любовь — это абсолютная Истина, к которой стремится наша душа. Дьявол же приманивает нас мелкой любовью, которая на самом деле не стоит и ломаного гроша. Любовь созидает человека, а влюбчивость только разрушает ее, сводя с ума и внушая, что это и есть подлинное счастье. Страсть человеческой любви легко доведет человека до отчаяния и гибели, и только любовь ко Христу не имеет предела в своей жизнеутверждающей благодати. Цена всякого человека и его достоинство – в свободе преображенного духа, которая дороже всей Вселенной.


Православие всегда светло и устремлено в небо. Религия — это упавшее небо, застывшее, неповоротливое. Она страшится Православия, боится проникнуть в его суть, потому что для этого нужно отречься от самого себя. Христос живет в каждой душе, но на каждую душу найдется сотня проповедников, которые заглушат ее детское чутье и духовную интуицию. Удел внешне религиозных людей – замкнутость на самих себе, в отличие от открытости подлинного христианского сердца, стремящегося ко спасению. Религия похожа на тень, которая падает от Солнца Правды - Христа. Если бы не было Солнца, то не было бы и тени. Но тот, кто смотрит на тень, никогда не увидит Солнца, потому что для этого нужно повернуть свое лицо в противоположную сторону. Благодать Духа Святого невозможно втиснуть в религиозное сознание, рабски зависящее от цитат. Чем больше мы узнаем Христа, тем больше хочется Его любить, тем меньше хочется с Ним разлучаться даже на малое время. Но душа, которая любит препарировать книги Отцов, вырезая из них цитаты, которыми хоть как-то можно оправдать собственную вялость, никогда не расцветет и не станет вечно юной и прекрасной, подобно ангелам. В конце концов такая душа умрет, так и не встретив Бога.


Православие приводит человека к единению со Христом, но не к религии с ее склоками, спорами о первенстве, о власти и другими земными нестроениями. Не найти в Православии Бога, Который ждет тебя в глубинах твоего духа, не стяжать с Ним единство в Духе Святом – это и есть трагедия бесплодной религиозности. Можно всю жизнь правильно верить и по православному жить, но если эта вера не даст плода, то такой человек будет несчастнее неверующего, у которого были здесь хотя бы какие-то земные греховные радости.


Земля никогда не была и не будет нашей Родиной. Сколько бы не драли свое горло патриоты, оно рано или поздно будет засыпано землей. Наше Отечество в неистощимом Свете Святой Троицы, там "где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная". Покой Отечества обретается еще здесь, на земле, душой, которая обрела благодать и опытно познала Христа, живущего в ее сердце. Земная жизнь проходит в широкой амплитуде взлетов и падений, от высоких порывов безмятежной юности, до глубоких унылых вздохов дряхлеющей старости. Но самое прекрасное состояние души — это безмятежность духа, живущего в тихом веянии Небесного Света. Нашей согбенной жизни дано сроку всего лишь один день. Между беззаботным младенчеством и кряхтящей старостью негде просунуть даже малый волосок.


Все события нашей жизни, какой бы долгой она не была, сжаты в единое нераздельное мгновение. Но и этого мгновения достаточно, чтобы успеть, возненавидев саму свою жизнь вместе с ее похотями, проснуться от угара страстей в свободу Сынов Божиих. Тогда греховный горб исчезнет, и Бог наденет нам на руку перстень (Лк.15:11-32) и даст Новое Имя, написанное на белом камне (Откр. 2:17), а мы станем наследниками вечного богатства, которое у нас уже никто не отнимет. Но если вместо Православия мы будем жить религиозным обрядоверием, то построим в своем сердце не обители Царства Божия, а жалкую обывательскую нишу.


Бог тихонько и неназойливо стучит в наше сердце. Он пришел, чтобы выпрямить нашу сгорбленную душу и разбудить наш заснувший дух. Жалкое зрелище – согбенный человек, который никогда в жизни не видел ни синевы небесной лазури, ни звездной россыпи ночного неба. Но еще более жалкое зрелище – человек, который постоянно живет и движется среди блаженства Божественной Любви и Благодати, не замечая ее радости из-за согбенности собственной души.


Прот. Сергий Баранов:


«Не постихся, не молихся, не бдех, на земле не лежах, но смирихся и спасе мя Господь» (см.: Пс. 114: 5). И такие слова есть: «Смирихся, и молитва моя в недро мое возвратится» (см.: Пс. 34: 12). Иногда бывают чрезвычайные ситуации, когда приходится потерпеть обстоятельства жизни, Промысла Божия, потерпеть врагов, какие-то отношения. Это заповедь Христа — потерпеть. Мы не можем нарушить ее. Как вытерпеть, как потерпеть? Нужно осудить самих себя, смириться, тогда Господь даст благодать, и будет легко терпеть. Это золотое духовное правило. Когда тяжелая, непонятная, чрезвычайная ситуация, обвините самих себя, найдите в себе что-нибудь нехорошее. Тогда вам сразу станет проще терпеть и обстоятельства жизни, и врагов, и недоразумения в отношениях.
Это заповедь Божия. «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Смотрите, какую высокую заповедь дает нам Господь, — о любви к врагам. Как ее исполнить? Нужно просто в себе найти что-то плохое и себя осудить. Тогда будет легче потерпеть врага. Другого средства нет. Это закон Евангелия. «Претерпевый до конца, той спасен будет».


О. Андрей Бублиенко


Боль моя – сестра моя, благословенная дщерь Великого Бога! Обнимаю тебя и благодарю за то, что посетила меня, верная спутница жизни моей, - рад, что выбрала меня, а не ушла к другому. Обними меня, родная, пусть кому-то сегодня будет хорошо без тебя, - ведь не всякому гостю рады, — вот и я лишь с годами стал понимать тебя. Понимать и ценить стал только тогда, когда осознал, что с твоим появлением, в моём доме опять поселяется Бог, которого я изгоняю в дни благоденствия. И не то, чтобы изгоняю – просто перестаю замечать: глубину небосвода, наполненную мириадами звезд – перестаю замечать, вечера, раскрашенные в разные оттенки красного и рассвеченные лучами ласкового, уходящего, предзакатного солнца – перестаю замечать, голоса, упоенных восторгом, Богу доверчивых птиц – перестаю замечать. Забываю о том, что вся природа – живой иконостас Вездесущего Бога и, что Он везде и во всем. Забываю, что Он ждет меня всегда и зовет прийти к Нему всех труждающихся и обремененных, желая подарить всем покой. А я всё куда-то бегу и не в Бога богатею… и не богатею вообще, а просто бегу – получается бегу от Него. Но вот когда приходишь ты, боль моя, то суетный бег прекращается. Ты заполняешь все пространство внутри меня и вокруг, а я, вдоволь погрустив, начинаю искать Того, Кто всегда рядом, Кто ждет меня так, как не ждут в отчем доме. Сестра моя, рядом с тобой я ощущаю себя самым не благодарным созданием на этой Земле ведь когда-то я просто бежал от тебя, а ты, со временем, подарила мне ощущение блаженной вечности. Боль моя, ты обратила меня к Живому Христу. А без Христа вечность не имеет не малейшего смысла - она тягучий поток безконечной, безрадостной рутины, готовой поглощать всё новые и новые жертвы. Боже мой, хотя бы и болью, но держи меня подальше от суеты.


Марина Корсакова


Наших эмоций взрывы не лягут кучно, периферию осколками иссечёт. Голос суда исключает сердец созвучье, он и сердец никогда не берёт в расчёт.
Ненависть споро множит число различий, хоть обоюдоостро заточен меч; ненависть никогда не бывает личной, ведь за мишени густо летит картечь. В мире, где вещи связаны, хоть по виду мнится, что каждая дышит себе сама, очень токсичны ненависти флюиды, очень опасны действия от ума.
Там невозможно мечтой о победе греться, где умножает время число обид…
Слышишь, стучит планета в людское сердце?
Ибо своё изранено и болит.



***



Этот мир обречён, ничего не воротишь обратно,
У него за плечом всех минувших удобств миражи,
Нашу Землю печёт, как больного огнём-лихорадкой,
И неясно, что ждать,
и не очень понятно, как жить.



Впрочем, нам ли не знать, чьим безумством страдает планета,
Разве каждый из нас не принёс своей боли в горсти?
И спасенья стена - в неуклонном творении Света,
А иначе уже
не спастись,
и других не спасти.







Другие статьи в литературном дневнике: