святитель Феофан Затворник

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Никогда не вяжите себя правилом, и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в СЕРДЕЧНОМ пред Богом ПРИПАДАНИИ.. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякой раз будет делом обдуманного свободного решения и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей? Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с ИСТИННОЙ СЕРДЕЧНОЙ МОЛИТВОЙ. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба». Таким образом, молитвенные тексты для него являются средствами войти в подлинное общение с Живым Богом.
К Богу НИКОГДА НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ КОЕ — КАК, А ВСЕГДА С ВЕЛИКИМ БЛАГОГОВЕНИЕМ.
ВСЕ НАДО СОВЕРШАТЬ СЕРДЦЕМ. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем молиться, сердцем благословлять.
«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.» Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, пред лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устрояет. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием с первых минут дня целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием с мыслями собранными. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.


***


Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимание.





Другие статьи в литературном дневнике: