Екатерина Домбровская. Цветение самости."Ваше благородие, госпожа... Амбиция. Для кого ты добрая, а кому иначе" (Авторский эпиграф ©). "На грош амуниции, на рубль амбиции" - надо же, и такие поговорки водилиь на Руси. Даром что слова в ней мудреные, да смысл поговорок наших всегда в таких каверзах звучит свой, домашний, родной, над всеми этими амунициями с амбициями подтрунивающий и возвышающийся живым своим разумом. Осмьнадцатый век и не такие словеса в западной пене нанес на наш берег, но русский народ пока в целом здрав был своей верой, в ней питал свой ум и душу - в лице того же суворовского солдата - быстро всю эту "амуницию" переваривал, осваивал и с лихостью употреблял, как нам надо. Нынче никто над "госпожой амбицией" не посмеется, эта шустрая плебейка давно захватила себе высокое кресло, как та "Конституция" - жена Констинтина", имя которой выкрикивали восставшие солдаты на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Да, говорили они, маленького человека еще понять можно: и он ведь, затертый, подавленный, - тоже человек, и он антропос, как говорил несчастный чеховский Беликов, в то время как мир - "обчество" его так и эдак починали да попирали. Суворовский солдат - он последним чудом был. Но Госпожа Амбиция и пена ее принесшая, свое дело туго знали, тем более что весь антураж века восемнадцатого тому очень способствовал. Так небольшой когда-то казус постепенно напухал до великого нарыва уже ко времени Достоевского. Человек русский, как это не больно говорить, почти утратил слух и понятие духа веры своей (если внимательно вчитываться в нашу словесность, в исторические документы, мемуары, это не трудно увидеть). Однако разве не правы были эти "маленькие" - Гоголя - Достоевского - что изо всех сил пытались несмотря на тиски жизни, отстаивать уж если не быт, то хоть свое поругаемое человеческое достоинство? Но вот же беда: и этими париями, и почти всем обществом (вспомним к месту князей Болконских - старого и молодого в их моральных установках, которые Толстой пытался исправить...) ко временам Гоголя-Достоевского - почти всеми было запамятовано, что человеческое достоинство в христианстве зиждется на способности и возможности человека СТАТЬ ОБОЖЕННЫМ. Но какие амбиции были у Богочеловека Иисуса?! Умереть за исцеление и спасение грешного человечества на мученическом Кресте?! Стать послушным Отцу вплоть до смерти и смерти Крестной? Жить бездомным? Истощить всего себя за время земной жизни ради человеков - малой толики тех, кто не хотел оставаться в стаде свиней? Святая Церковь, святые отцы, и вслед за ними великие просветители народа - русские писатели - все уяснили и для себя, и для народа, И все амбиции, само это понятие как диавольский феномен, вывели на чистую воду, ...Ныне "Госпожа Амбиция" не только не сгинула, но на основе своих предыдущих достижений вновь презентовала новую для нас но давно популярную в мире тактику, вводя свои иглы, казалось бы, в те же самые точки, что и прежде, - эгоизма, самолюбия, жажды наслаждений, власти и самоутверждений всех мастей, но сменив главные цели в новом телеологическом контексте. Она взялась за церковную и околоцерковную среду. Какой же там злачной оказалась почва для ее глобальных амбиций! Она вклинилась во все дела внешнего служения, в строительства и реставрации храмов, в иконописание, в словесное творчество, в миссионерство и просвещение, и как же все у нее ловко устроилось! Люди, пришедшие от атеизма, от "человека звучащего гордо", от превозношения дипломами, орденами, медалями, трудами "на ниве", связями, собраниями лихо изданных на их почве сочинений, от извращенного понимания природы христианской иерархии (низший будь как высший, мол, всегда найдутся слабейшие тебя, отставшие от общего мейнстрима, не способные соревноваться, уступчивые, не активные в деле пробивания пробоин), - такие-то люди и притащили "такой" мир - свой - в Церковь Божию. До смешного дошло - сочинили некий феномен выгорания, усталость от внешне монотонного церковного образа жизни, если в нем не присутствовало... карьерное продвижение, или хотя бы разнообразие и некоторая видность в миру их деятельности. Была уборщицей в храме - подняли до старшей трапезарки. Был послушником - стал экономом; был рядовым прихожанином, а стал, благодаря "счастливым" обстоятельствам, чуть ли не главой больших церковных проектов... Все бы это было бы не плохо - куда в этой жизни от внешних дел деться, - если бы тех, кому не посчастливилось добраться до карьерной лестницы, если бы их более здоровые, крепкие, амбициозные и зубастые, деловитые и хваткие и, увы, часто явно или скрытно наглые, удобные для окружающего мира а ля Карнеги, их не оттеснили бы от "служений" на демонической лестнице, а те, слабаки, не начали бы "выгорать" от однообразия жизни без продвижений. Туда-сюда. Влево-вправо, - ну хоть бы так! Стали писать, мол, не всем дано так гореть верой и любовью к Богу, к Его Церкви, к своей великой Вере, чтобы жить ОДНИМ ТОЛЬКО ВНУТРЕННИМ ДЕЛАНИЕМ, работой над своим внутренним человеком, над своим сердцем, а нам надобны внешние мотивировки. Не случайно этот духовный кризис настигает многих верующих, в особенности пришедших из царства "Госпожи амбиции". Трудно человеку принять и правильно пережить этот кризис отсутствия внутреннего стимула - вот оно, это слово - духовный стимул вместо амбиций самоутверждения на духовном поприще. На этом пути амбициям - ни мирским, ни даже сугубо духовным - в якобы духовном подвижничестве (ревность не по разуму) - нет места, потому что амбиция - это всегда самоутверждение СЕБЯ. Христианские антонимы амбициозности - смирение, скромность (сокровенный человек), если цель наша подлинно обожение и стяжание преподобия: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2:5-11). Современная психология, которая амбициозно пролезла во все церковные щели и тем более в приветливо раскрытые ей двери, утверждает противное: амбиция, мол, сама по себе вещь не вредная. Есть, дескать, здоровая амбиция, а есть злоупотребляющая, нездоровая. У Даля так: " Амбиция - франц. чувство чести, благородства; самолюбие, спесь, чванство; требование внешних знаков уважения, почета. Он при амбиции, шуточно, при шпаге. Амбициозный, себялюбивый, тщеславный, жадный до почестей, похвал, поощрений наградами и отличиями". Что впереди у такового человека в Церкви? Он будет во весь голос петь о добродетелях, о смирении, а сам, где только можно, где нужно или не нужно выставлять себя, свои деяния, свои слова (зачастую скомпелированные из чужих слов и мыслей), свое авторство из подобных бесстыдных заимствований? Думаете, его кто-то остановит, пожурит, объяснит, что не этот путь ведет ко Христу, - нет, ему красную дорожку подстелят, потому что он хваткий и удобный, потому что умеет "рвать подметки" в достижении амбициозных целей. А на духовный вред для души этого активного человека и не глянут. Прежде всего потому, что САМИ НИЧЕГО НЕ ВИДЯТ И НЕ ПОНИМАЮТ, хотя занимают места в иерархии, где эти духовные "нюансы" видеть и понимать должно и архиважно. Впрочем и сами те, ответственные, ведь не без амбиций "взяли" свои "высоты". Ныне, редко встретишь в церковных "дворах" человека, изцелившегося от явной или тайной амбициозности. Это массовое заражение нескольких поколений. Еще реже встретишь пастырское вниманиеи к этому больному состоянию пришедшего в Церковь человека. Карьеризм, феминизм, психология, напористо занимающая огромные территории церковного бытия ( при непременном попирании - из-за неведения - законов аскетики, а за ними - поначалу невидимо - и догматики), - все это, как тонны мазута, несет в Церковь, не встречающий отпора океан под названием "мир".
Иными словами, внутренне борец и служитель Истины должен быть чист абсолютно от личной амбициозности, помнить заповедь Христову, садиться на последнее место, а не себя красочно представлять на фоне достойного дела. Великие старцы прежде видели людей духовно: "читали" природу их активности, горячности, напористости, различая и в цветастой искрящей игре одаренностей глубинные движущие силы, оскверняющие все доброе в человеке. Таковых амбициозных, самостных старцы смиряли много жестче, с других - лишь внешне смирных, святошествующих - снимали овечьи шкуры, и уж несомненно не ставили амбициозных на амбициозные послушания. Такие персоны проходили особенно долгий и трудный искус, пока не очищались от внутренних ЛИЧНЫХ амбиций отдавая всего себя со всеми своими "имениями" Христу. Не на словах и даже не в помыслах, - а по свершающемуся в них умиранию ветхого человека и нарождению нового Адама. Вот такого человека, "задняя" - прежнего себя - забывающего (ненавидящего) и ставили на открытое служение Церкви. Нынче все наоборот. Ну, нет у нас тех святых Анатолиев Оптинских! Старцу часто жаловался на жену свою один из его духовных чад - молодой священник, строивший храм. Дескать, супруга ворчала и даже чуть не скандалила, что молодой батюшка вечно опаздывал к обеду. А в конце-концов, пригрозила, что уйдет от него к родителям. Где ж нам взять ныне такого старца? Может самим пора строже и внимательнее смотреть на себя, да на творящееся вокруг, если нас теперь некому поправить; и Евангелие читать повнимательнее, пока все заповеди Христовы не войдут в каждую клетку крови и не очистят ее от диавольского наследия? Может, хоть так, кустарно, но с плачем Богу о помощи, начнем исцеляться от проклятия цветущей самости? +++++++ https://proza.ru/2025/01/14/1347 © Copyright: Шельгова Татьяна, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|