Эмилиан Вафидис

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Хочешь приобрести великие добродетели, которые, как ангельские крылья, будут поднимать тебя на небеса? Победи печаль. Выгони ее из своей жизни. Когда ты поймешь, что печаль, беспокойство, страдание, забота, хлопоты – все эти страсти происходят от демонов, тогда ты приобретешь великие добродетели .


Печаль смертоносна, она поглощает нашу личность, умерщвляет наши способности, нашу надежду, радость, улыбку, наши отношения с Богом. Она удаляет Бога из нашего сердца. Бывает печаль, которая происходит от неприятного обращения с нами ближних. Но будем очень стойкими, чтобы, с одной стороны, не огорчаться поведением ближних, а с другой – их не огорчать, потому что тогда мы лишаем их возможности молиться, любить, поститься.


Когда человек смотрит на себя и на минувшие годы, когда видит свои неудачи, грехи, внутренние раны, неверие, видит, что он весь сплошные развалины, видит мысленные и сердечные падения, которыми полна его жизнь, когда он видит, что много раз каялся и ничего при этом не сделал, то им овладевает печаль. Эта печаль может происходить еще и от нашего подсознательного «я», то есть от эгоизма, гордости, потому что мы хотели бы быть великими, не иметь помыслов, грехов, никогда не терпеть неудач. Наши бесконечные неисполненные желания ввергают нас в печаль.
Но лучше попасть в руки легионов лукавых демонов, чем в руки печали, потому что преодолеть ее очень трудно. Ты преодолеваешь помысел, побеждаешь грех, дьявола, но печали тебе не одолеть. И потому трезвись, бодрствуй,чтобы тобой не овладела печаль. Иначе твое преуспеяние сомнительно.



.Множество людей стало добычей демона печали, который повсюду ставит свои ловушки. Сколько душ разгорается любовью к Богу, столько сетей расставляет демон печали, и жертвы, которые попадают ему в лапы, бесчисленны. Ведь печаль скрывается за наружным смирением, за ложным покаянием, за ложным чувством любви к Богу – за тысячью разных вещей, и потому человек, не понимая того, оказывается связан по рукам и ногам, так что уже ничего не может сделать.
Демон печали охотится на тебя, расставляет свои ловушки одну за другой. Ты грешишь? Тогда он ставит тебе западню, говоря: «Ты согрешил, что ты теперь можешь сделать? Плачь о своем грехе, рыдай, бейся головой оземь, как это делали святые, харкай и ты кровью, как пишет святой Иоанн Лествичник». И чего он только не придумает, пока не добьется того, чтобы привести тебя в смятение, отчаяние, обессилить тебя.
Напротив, если тебе сопутствует удача, он подбрасывает тебе помысел гордости или другой страсти, так чтобы справа, слева, спереди, сзади – отовсюду окружить тебя и суметь захватить.


Таким образом, печаль способна истощить силы человека. Она не останавливается, пока не парализует тебя, пока не отнимет силы. И самый остроумный способ, которым она пользуется, – это напоминание о словах Господа: Блаженны плачущие (Мф. 5, 4). Нет, не давай себя обмануть, печаль от сатаны, а не от Бога.
***


"...Покаяние – это дар Божий, но его исходной точкой является наша воля. «Покайтесь» означает: сокрушите самих себя, свою плоть, дух, душу, чтобы привлечь Божественную благодать. Только если будет сокрушена индивидуальность человека – не уникальность творения Божия, но противодействующая Богу воля, – только тогда можно прийти к покаянию. Я все время усиливаю свое воздержание и умножаю слезы, чтобы показать Богу, насколько я черств и нераскаян. А если я этого не делаю, тогда мой голос не поднимается выше потолка моей комнаты, тогда я ничего не достигаю. Нечестивый, стоит ему только понять, что он грешник, может тотчас получить помощь от Бога, и его молитва взойдет на небо. Но молитва благочестивого, который еще не осознал ужасающую черствость своего сердца и свою исключительную нераскаянность, не поднимется выше земли. Даже если все святые прострут руки к небу, они не смогут вознести на небеса молитву этого человека, не смогут ему помочь."


Архимандрит Эмилиан Вафидис, из книги "Жить в присутствии Бога".



Другие статьи в литературном дневнике: