Эмилиан ВафидисХочешь приобрести великие добродетели, которые, как ангельские крылья, будут поднимать тебя на небеса? Победи печаль. Выгони ее из своей жизни. Когда ты поймешь, что печаль, беспокойство, страдание, забота, хлопоты – все эти страсти происходят от демонов, тогда ты приобретешь великие добродетели . Печаль смертоносна, она поглощает нашу личность, умерщвляет наши способности, нашу надежду, радость, улыбку, наши отношения с Богом. Она удаляет Бога из нашего сердца. Бывает печаль, которая происходит от неприятного обращения с нами ближних. Но будем очень стойкими, чтобы, с одной стороны, не огорчаться поведением ближних, а с другой – их не огорчать, потому что тогда мы лишаем их возможности молиться, любить, поститься. Когда человек смотрит на себя и на минувшие годы, когда видит свои неудачи, грехи, внутренние раны, неверие, видит, что он весь сплошные развалины, видит мысленные и сердечные падения, которыми полна его жизнь, когда он видит, что много раз каялся и ничего при этом не сделал, то им овладевает печаль. Эта печаль может происходить еще и от нашего подсознательного «я», то есть от эгоизма, гордости, потому что мы хотели бы быть великими, не иметь помыслов, грехов, никогда не терпеть неудач. Наши бесконечные неисполненные желания ввергают нас в печаль.
Таким образом, печаль способна истощить силы человека. Она не останавливается, пока не парализует тебя, пока не отнимет силы. И самый остроумный способ, которым она пользуется, – это напоминание о словах Господа: Блаженны плачущие (Мф. 5, 4). Нет, не давай себя обмануть, печаль от сатаны, а не от Бога. "...Покаяние – это дар Божий, но его исходной точкой является наша воля. «Покайтесь» означает: сокрушите самих себя, свою плоть, дух, душу, чтобы привлечь Божественную благодать. Только если будет сокрушена индивидуальность человека – не уникальность творения Божия, но противодействующая Богу воля, – только тогда можно прийти к покаянию. Я все время усиливаю свое воздержание и умножаю слезы, чтобы показать Богу, насколько я черств и нераскаян. А если я этого не делаю, тогда мой голос не поднимается выше потолка моей комнаты, тогда я ничего не достигаю. Нечестивый, стоит ему только понять, что он грешник, может тотчас получить помощь от Бога, и его молитва взойдет на небо. Но молитва благочестивого, который еще не осознал ужасающую черствость своего сердца и свою исключительную нераскаянность, не поднимется выше земли. Даже если все святые прострут руки к небу, они не смогут вознести на небеса молитву этого человека, не смогут ему помочь." Архимандрит Эмилиан Вафидис, из книги "Жить в присутствии Бога". © Copyright: Шельгова Татьяна, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|