Об отношении к ябедам

Лира Югорская: литературный дневник

Когда другие дети нарушают привычный ход вещей, кто-то теряет безопасность. Это некомфортное состояние для ребенка. Поэтому он предпочитает сообщать взрослому о том, что «что-то пошло не так». По сути, ребенок информирует взрослого. Не ябедничает. Для него важно выразить в словах сложившуюся нестабильность. А что происходит дальше? Взрослый (родитель, педагог и т.д.) «наводит порядок», говоря Грише, что не нужно кидаться песком, останавливает Ваню, который ломает машинку, беседует с кусающей Таней и успокаивает плачущую Машу, просит Валю разложить игрушки по местам. То есть, взрослый снова восстанавливает привычный порядок.


Если проанализировать многочисленные детские жалобы, то можно увидеть, что львиная доля сообщений – это как раз сообщения о нарушении чем-либо установленного порядка. То есть, это крик ребенка о том, что стабильный мир рушится. Начинается мир хаоса.


Родителям важно понимать, что когда они говорят детям: «Не ябедничай», они заведомо создают потенциально опасную ситуацию для ребенка. Что усваивает ребенок? Он усваивает, что нельзя рассказывать родителям о других детях, об их поступках, шалостях и т.д. Но ребенок еще не в состоянии адекватно оценить ситуацию и далеко не всегда может оценить потенциальную опасность.
Нередко ребенок доносит до взрослого информацию о шалостях других без явной выгоды, но совершенно сознательно выставляя других детей в невыгодном свете, таким образом противопоставляет себя другим, «плохим» детям, чтобы на их фоне чувствовать себя хорошим. Они делают плохое – они плохие, я не делаю плохого – я хороший. Очень простая детская логика, которая позволила чувствовать себя хорошим. Мы не будем углубляться в анализ ситуации и разбираться, почему такой ребенок я чувствует себя недостаточно хорошим. Только отметим, что в данном случае ребенку нужна помощь и поддержка взрослого, возможно, психолога.


Нередко родители называют ябедничеством жалобы детей друг на друга. Нередко дети обращаются за помощью к родителям просто потому, что сами не могут решить собственные конфликтные ситуации.
Обращаясь друг к другу, дети учатся прямо выражать свои чувства. Конечно, проще пожаловаться маме на то, что брат толкнул или ударил. Может быть, мама пожалеет (и будет приятно чувствовать себя несчастной жертвой) или отругает брата (и тогда можно тихо злорадствовать, что его наказали). Но если ребенок прямо говорит о своих чувствах другому, то он учится сам выходить из сложных ситуаций. Люди, не умеющие говорить о своих обидах, во взрослом возрасте тихо обижаются, уходят от общения и зацикливаются на своей обиде. В то время как умение сказать о том, что тебя обидело – это эффективный способ выйти из конфликта.


Автор статьи Гусева Юлия, психолог, кандидат психологических наук
https://www.b17.ru/blog/38468/



Другие статьи в литературном дневнике: