Разговор о японской и русской поэзии.
Сан-Торас
"Дикелиди" здесь:
http://stihi.ru/2012/01/25/1368
Работа Сан-Тораса.
Рецензия Палада на «Полночь» Сан-Тораса
Полночь. ЯС.
***
ты Дикелиди
в сумрак дождей не грусти
ветками ивы
та, что на небе,
желтою сливой плывет
в озере Чаде
старой даруме поверь -
время вопросов
в ночь открывается дверь -
звездная россыпь.
______________Примечание автора.
*Дикелиди - женское имя, означает "слёзы.
**Дарума - гадальная кукла, типа неваляшки , символ исполнение задуманного.
«Звездная россыпь» в гадании знак любви, благословения, избытка.
Палад:
Завораживающая картина - как бы раскрывается бутон от влажной грусти темнокожей Деликиди до панорамы звёздной россыпи.
Вот бы шестую строку доработать. Кажется "Чад" не склоняется.
Палад 24.01.2012 01:35
Санто:
Экий, Вы славный, канеша не слоняецца!
А я его нахально склоняю, по Вашему, кстати, примеру.
Помните мы, писали с Вами яс по строчке?
Говорю Вам: лишний слог.
А Вы убрали гласную, заявив, что это о,кей!
Ну, тогда я приписываю гласную... и, что я вижу?!!
Нет, не о,кей!
Гумилевское «Озеро Чад», где бродит одинокий Жираф или «фа» одинокая Жирафа.. не проходит... в виде Чада, а мне не доставало необходимого слога.
Хочу творить с Вами сонеты, втянуть Вас в этом мир, но жду, когда нагреетесь живым интересом.
Сан-Торас 24.01.2012 05:48
Палад:
Романтик Вы до мозга костей, Санта))
Точно Элли из "Волшебника Изумрудного Города".
А я вот, будто заржавевший Железный Дровосек.
Хочется тёплое что-то Вам подарить. И не нахожу лучшего, чем подарить "кого-то": в поиске, или у меня в "избранных авторах" посмотрите, пожалуйста, Инну Олейник.
Лиризм каждого ее произведения сопоставим с лучшими, в этом смысле, стихами Юрия Левитанского.
Захожу к ней омыть мою ржавчину чистым, не цеженым, не дозированным - обильным - светом. Приходите и Вы, отдыхать сердцем))
Палад 24.01.2012 09:31
Санто:
Я зайду, спасиб за подарок!
Но, дорогой Палад, я чувствую, что недостаточно уделяю Вам внимания с восточной темой, потому Вы еще не вошли в нее.
Хочу рассказать Вам, что магнитит меня, к хайку, что симпатично мне в Японском сонете.
Прежде всего – тактичность, приглашение к общению, сопричастность, уважение, а так же краткость и благородная сдержанность.
Мне импонирует отношение к реальности, наблюдение ее текущего момента.
А главное - душевное пространство.
Чуткость поэта к читателю, как к гостю.
Японская поэзия гостеприимна.
Поэт не занимает собой весь стол, все пространство беседы, как русский поэт, который, в общем и не беседует с тобой, а высказывается:
он учит или призывает, он занят этим:
«Быть знаменитым некрасиво,
Ни это поднимает ввысь,
Не надо заводить архивов
Над рукописями трястись»
Чепуха! - Не трясусь, не завожу, и что? - Всюду все валяется, теряется, пропадает!
Или этот, любимец мой:
«Так жили поэты, читатель и друг
ты думаешь, может быть, хуже?
Твоих ежедневных, бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи…
Очень в русском стиле - пригласить в гости души своей и дать в глаз!
( таков вкус и наших бесед, и наших праздничных застолий).
Упреки, обвинения, немыслимы в японской поэзии.
Нас возмущает беспричинная улыбчивость западных манер?
Но, не смущает собственная склонность грузить своей смурной тоской.
Видимо, климатический холод выработал в нас сжатые губы.
Откроешь рот похохотать - и слёг с ангиной!
Наш поэт стенает и жалуется, а если он сдержан, то все мы должны непременно, заметить и оценить его сдержанность, в то же время, понимая, как он мощен, и как, на самом деле, тяжко ему нести божий дар своих духовных превосходств.
В какой-то степени, русский поэт завет читателя любоваться собой, постукивая его небрежными подзатыльниками.
Он, как бы предлагает рассмотреть себя, свои глубины, ум и чувства.
Японец, напротив, не призывает, не назидает, но приглашает разделить вместе с ним!
- Отдать дань природе, ее величию, величеству.
Он делиться тем, что и у тебя есть, поэтому скорее, обменивается и это делает вас собеседниками, дарит сопричастность момента.
Вы рядом читатель и поэт, Вы вместе!
В русской поэзии, поэт больше читателя, он всегда одинок, потому, что забрался выше тебя.
На самом деле, так оно и есть, но это неприятно.
Японские сонеты не дают ни оценок, ни, свойственных нашей поэзии, эпитетов:
красиво!
прекрасно!
великолепно!
Это не принято у них, потому что воспринимается, как навязывание своего отношения, к тому, к чему у тебя есть собственное отношение.
Не деликатно согласитесь.
В наших стихах при этих эпитетах, всегда чувствую, что мне дали «ничто», с видом, что дают что-то.
Ложная многозначительность!
Мир, априори и по умолчанию красив, друг мой!
Когда к любому его явлению:
Реке,
небу,
полю,
поэт прибаляет эпитет:
красиво,
прекрасно,
чудесно –
это значит, он не оставляет вам никакого сообщения на своем автоответчике. (Вы не можете проехать там где красиво, повернуть туда, где чудесно)...
Японцы первые из землян - свидетели распускающегося солнца, они говорят простые, но обвораживающие своей простотой вещи.
Мне близко, что их поэзия избегает того, что культивирует наша:
этот авторский всхлипик, с приказом сострадать!
иначе укор:
Ты черств и бездушен!
Скованный этими рамками, невольно становишься зависим от них, от чужих оценок.
(никто не хочет быть плохим).
А восточный поэт смотрит в окно вместе с тобой.
Сонет не пишут, его рисуют.
Он возникает картинкой перед внутренним взором.
Это иная система восприятия мира, ибо не в правилах хайку говорить о том, что будет, что было.
«Солнце восходит».
Не взошло, не взойдет, а восходит - и ты вместе с ним и поэтом!
Но, мы научились недооценивать и недолюбливать настоящее, поэтому
философия дуализма не укладывается в наше понимание, построенное на прелестях, загробного мира.
Ибо в реальной жизни:
грешники не наказуемы,
а праведники не вознаграждены.
Загробной справедливости не существует, по крайней мере, меня не утешает, эта наивно мстительная тяга к эфемерности:
где ты - страдалец, будешь вознагражден,
а он - обманщик – наказан!
Такой поворот не вписывается в инкарнационные понятия востока -
их души регенерируют в цветы, а не жарятся на сковородках.
Открывая томик хокку, ты наблюдаешь, происходящее вместе с поэтом, который никогда не назовет тебя жалким обывателем, а жизнь твою лужей, не смотря на то, что сам он в той же луже:
«пускай я умру под забором как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала»…
Он он Поэт, и верит, что это
Бог его снегом занес,
и вьюга его целовала.
Хотя, такое диковинное воображение присуще не только избранности поэта, но всей нации в целом.
Только настоящее истинно ценно! - Утверждает Восток.
Как уберег бы нас этот принцип ото лжи!
От погоней "за прекрасным будущим", на которое променяло свое настоящее ни одно поколение.
Люблю русский стиш, душу нашу грустную, грешную…
Не отдам березу за сакуру… звон колокольный за ветер самурайский.
Но, как славно выйти из равнинной, снежной зыби и погостить на Фудзи, где расцветает солнце и рисинки ловят палочками, а женщины кланяются бамбуковыми личиками, и пьют чай из чашек без ручек.
Где нежнейшие гейши без платьев, и пуговиц, завернутые в занавес... кивают с поклоном...
Размотал, вытряхнул легонько, как Клеопатру из ковра - твоя!
На все согласна!
Без вилок, без ручек, без стульев, без пуговиц, Палад! - Это явно другой мир.
Ну, вырвитесь, друг мой, из железного кавролина славянских тягомотин!
И даже из этого, чисто русского моего призыва - туда, в толерантную мягкость Востока, где выпьем мы с вами, сидя коленями на полу, горячей водки!
Это сумасшествие, канеша, Палад, но оно очаровывает.
Сан-Торас 24.01.2012 11:31
ЕЕ:
Потрясающе излагаете, Торас Сан! Умоляю, разрешите опубликовать Ваш диалог отдельным произведением, в качестве критической статьи, на странице Общества Трёх Книг, которая будет открыта завтра,в Татьянин День Студента?
=)
Кстати, оказывается жирафы спят не более двух часов в сутки,
а то и не более часа. Либо стоя, либо свернувшись калачиком.=)))
Ё.Ё. 24.01.2012 14:14
Санто:
А какая феноменальная у них любовь!
Сутками он ходит за ней, а она ждет более сильного.
А если сильного, не находится, то разрешается этому на секунду приблизится к ней.
Застолблю себе это Ваше мотивационное исследование двух поэтик. Немало тут есть, к чему вернуться, постоять в задумчивости на стыке двух мироощущений - Запада и Востока. Точнее, если о русичах и японцах - Азиозапада и Востока-Востока.
Многое, чем характеризуете агрессивную надменность русской поэзии, пришлось бы впору и мне. К счастью, не самопричисляюсь к ней: я лишь сетевой хулиган и шут гороховый)
И, в то же время.. По мере того, как подсаживаешься на пиписательство, слоган "но это всё несерьезно, вы уж не подумайте чего" все больше начинает походить на трусливое прикрытие своей некомпетентности, как следствия лени, недоработок над собой. Ощущение усиливается, если принять во внимание, что люди, время-от-времени почитывающие автора, оделяют его определенным кредитом доверия, подспудно ожидая наблюдать в пишущем творческое развитие и черпать от него чота и себе. Пафосно: они кахбэ вручают афтару своё сердце и говорят: "неси! - мы тебе верим." Нет, даже так: "неси, - мы тебе верим!" Ивот, если с течением времени, афтар его никуда не принёс, значит - мудак, бездарность и унылое говно (УГ), а по сути - мелкий, презренный воришка бесценного времени Его Величества Читателя. Вродекаг, мелочь в тролейбусе по карманам тырил, а не писал.
Возникающий всвязи, благоприобретённый комплекс вины, суммируясь с врождёнными комплексами индивида, собсно, и делающие его Афтаром, может оказаться прибавкой ля фаталь. Писака впадает в состояние полугроги, страдальчески рвёт рукописи на мельчайшие фрагменты, запивает их дешевым шмурдяком, хохочет, фыркая чернильными слюнями с целлюлозной кашицей и погибает от зверского заворота кишок.
Палад 24.01.2012 18:02
Палад:
Размышляя об этом не впервые и любовно поглаживая свой тощий, но такой родной пузик, стараюсь контролировать и пресекать возникновение явного перевеса, эт когда не творчество становится моим развлечением, а я - его рабом. Когда уже как-то неуютно, и сосёт, и гложет, что несколько дней ничего не писал.
Имеет место и текущий осслабляющий самоконтроль момент. Привитая Совком любовь к шаре, что ли.. Привык, что Вдохновение находит меня само, накатывает, подхватывает, как щепку, и кружит, удесятеряя мои, весьма посредственные в обычном состоянии, творческие способности.
Но в этом и положительное свойство: всегда ощутима разница между тем, что пришло само и двигало "пером", и тем, что вымучил из желания что-то, в конце концов, таки написать.
В силу сказаного, прошу прощения, что "медленно запрягаю". Придёт волна..
Палад 24.01.2012 18:19
Санто:
Ну, Паладо, чото Вы себе намудрили с читательцким серцом, как с грузом личной отвецвеннасти.
Люди Вам типо поверили, как Данко.
Но Вы, кажеццо, ничего никому не сулили, как Орлеанская девственница.
Вы просто дышите стишами, а перестанете ими дышать, никто не задохнецца, кроме Вас, разумееца.
Не придумывайте себе миссии, мы с Вами, слав Бог, не Миссионеры на островах дикарей, (тем более, что аборигенцы их не звали)
Пишецца Вам? – Славно, нам интересны ваши поэтицкие ломки.
Не пишецца, тож хорошо, никто не заблудицца без этого маячка.
Каждый сам в себе самодоволен.
Коль замолчите, так сожаление вызовите эт точно.
А люди у нас, прада заносчивы и часто без всякого основания.
Особенно гонористы те, кто в Мокве живут, будто лично оне эту Мокву построили или защитили.
К провинциалу относятся свысока, хотя глядеть свысока и есть плебейство.
А, хамство наше, помноженное на лизоблюдство, завистливость и чванливость просто рвет глаз, особенно свежий.
И ходишь по Мокве со свежее вырванным глазом, не зная, куда девать его, от неловкости за всю эту вакханалию распущенности и бесстыдства.
Мне дама одна, намедни, звонит за дай денег, так знаете, даж просьбу выражает заносчиво.
Кричит в скайп: я философ! Я 20 лет йогой занимаюсь! А меня все предали!
Будто кто-то на верность ей присягал, или клялся! Прям Родина-Мать Йогов!
Будто уважать ее надо и восхищаться, за то, что она БхагаватГитту листает, с Рамакришной чокаецца.
Слушаю, эти требовательно раздраженные стенанья, а не волнует:
на лицо псевдо великая значимость, и архи наглость.
На голове ты стоишь? Или в позе шавасана прибываешь? (т.е. лежать, руки по швам - такая деятельность) мне полярно.
Она же буквально зомбирует (мало знакомого человека) на то, чтобы ею заниматься.
Будто кто-то должен преклоняться за особенные ее таланты, а кто нет, тот умом не вышел, чтобы постичь эти выёживанья от кундалини до сахасрары.
(одна точка в промежности, другая в темени)
Импульс ее чакрам свыше дан - звонить мне за пайком.
А я ужос, что человек, Паллад, не реагирую на высший импульс!
- Ну, что тебе стоит?!
(Она даже презирает мои усилия!)
Любое одолжение, чего-то стоит, милейшая йогиня, хотя бы ехать на почту, заполнять какие-то бланки, стоять в очереди, отсылать, потом суетиться, звонить, диктовать коды, выслушивать всю эту писдаватость про апостоло-предателей и иудо-рамакришных невеж. И юродство это ни что-то из ряда вон, а, именно, типично - нашенское.
В телевизор посмотришь – печень потеряешь,
с соотечественником схлестнешься – прививка от ностальгии.
Это не относиться, канеша, к индивидуумам, но к общей атмосфере – да.
Такшто, друг мой, с чистосовестю, снимайте с себя груз чужих серцоф, да поедемте на восток, налегке, в страну беспримерной вежливости, от которой признаюсь Вам Паллад, через некоторое время начинаецца токсикоз. И вспоминаецца дивный бизнес открытый иммигрантами в Нью-Йорке в период беззастенчивого процветания этого улыбчивого народца.
В Манхеттене ресторанто назывался - « Как дома!»
В меню: борщи с памбушкамЕ, винегреты, селедка под шубой, скатерть с пятнами, официант в грязном фартуке, перед носом трусит салфетками, косится, чуть ли не презирает. Тарелкой хрясь апстол! - Прям подскочишь…ну, как дома!
И успех был и бизнес шел.
Все продается, друг мой и покупается!
Кроме порядочности, поскольку она и есть эксклюзив в мире попсово растиражированной безбашенности, по которой, канешна, скучаешь.
:))
Сан-Торас 24.01.2012 20:18
– тест ссылка на грамотность. http://www.umclidet.com/hroniki01/un_Test_1.htm
я японец!
Другие статьи в литературном дневнике: