О художниках.
Сан-Торас
Гоген, Ван-Гог, Лотрек и Писсарро
Живем мы в безвременье перемен,
Тут, современники мои, как Нефертити,
Но если б не Эжен Анри Гоген
Мы б мало, что узнали о Таити.
Как, например, про остров Сан-Хуан
И всякие восточные спорады,
Там ведь не скушал кактус Дон-Хуан,
Там ведь Сафо не слушала рулады.
Кабы, не Орлеанские бистро
Нам не видать «импрессии» улова
Не встретил Поль Гоген бы Писсарро
И он не умер бы на Хива Оа,
И мы бы не узнали ни фига,
Как в Мулен-Руже пляшут балерины,
Когда б Тулуз Лотрек или Дега
Не написали маслицем картины.
Но вышел в небо месяц – звездовоз,
Содрав тужурку меховую с лиса
И нанизал Винсент шашлык из звезд
На острие ночного кипариса.
Вот так неумолима судьбонить,
В своей неповторимой судьбовязи.
Потомки, нам вовек не уловить
Причин и следствий, и меж ними связи!
Но есть священнодейственный момент
Когда стоишь, забывшись у полотен,
Я б каждому воздал антаблемент,
Я б каждому дал "композитный орден"!*
______________
Прим. Аффтора.
*Имеется ввиду орден за живописную композицию.
Антаблемент — верхняя, часть архитектурного ордера.
Мулен-Руж - кабаре в Париже, где бывал Тулуз Лотрек.
В переводе с французского — "Красная мельница".
Название от заметной над зданием ветряной мельницы…
Рецензия на «Гоген, Ван-Гог, Лотрек и Писсарро» (Сан-Торас)
Красиво написал,Сан.
Ток мне прим. аффтора на цельную страницу требуется,задавил аффтаритетами.)))
Тиресный у тебя месяц,то на моейстр фигней занимаеца,шашлыки жарит и Венер,то сразу тут сурьезным стал,для Ван гога звезды возит.)))))))))))))
Дмитрий Монахов 2 09.12.2011 12:58
Санто:
Друг мой Димыч,к стишу про художников возвращаюсь, это нормально, что комметны требуюцца. Ты мастер, по дереву художник, эт, другой мир.
У меня Репа за плечми Питерская акакдемия живописи ваяния и зодчества, на нее 8 лет положено (с аспирантурой).
Как не смешно, Дим, но статусный профессорэ, просто обязан обозначать: что, где, как и кем построено, написано, изваяно.
В Нью-Йорке на Кристи и Сотбис, у меня побывали шедевры, которым мой глаз подлинность определял, цены многомиллионные, иногда тому, что бесценно.
Как не грустно Дим, но писАть удается редко: на коленке, на почтовом бланке, на салфетке, а холстик натянуть – роскошь, на это нет благословенной возможности и покоя.
Потому пишу стиши, что на ходу, в любом месте, в машине, в дороге …
Короч родил себя Эжен Анри Поль Гоген в Париже, в начале июня.
Близнец знчт – тип гения и неврастеника. Он 7 июня, а Пушкин 6 - знак воздуха и вдохновений, это и мой знак, поэтому он мне изнутри понятен.
Отца его звали Кловис и был он журналистом радикалом, за республиканские идеи горел; а мать, перуанская богачка - Алина.
Алина сжальтесь надо мною
Не смею требовать любви... (АС. написал, люблю это).
Папа Гогена пытался трухануть монархию - неудачно и пришлось ему, от королевского возмездия, ретироваться в Перу. Но не достиг даж Южной Америке - сердце порвалось.
А Поль с матерью забрался к дяди в Лиму и жил там, аки падишах, любовался пантерами и девами голопузыми. Цветоразномастных впечатлений набирался, напитывался.
А вырос, вернулся в Орлеан, флотил, биржевал, женился на датчанке Мэтт, а фамилия у нее была - Гад. Она пятерых ему родила .
Сначала Гоген картинки собирал, а после начал и сам порисовывать, по-серьезному, годам к 40. А, когда познакомился с Камилем Писсарро, тут уж пошло, поехало.
Камиль его в круг ввел: там и Лотрек писал «плакатики», на них девы выплясывая свою печаль, глаз цепляют. Узкие улочки, а люди-груши, несут между массивами стен, свои тыквенные головки и большимЕ задамЕ ворочают переулки.
Там Синьяк, под влиянием Жоржа Сёра, крапал «пуантилизмные кораблики», такие парусные ежики в тумане из разноцветных точечек.
Три Поля: Синьяк, Гоген и самоучка Сезанн, до кости разные. Сезанн больше других копировал в Лувре - сил набирался: Леонардо, Веронезе, Тинторетто, Караваджо, вкалывал, даж маму не пошел хоронить, время берег.
А Таможенник Русо, ударил по примитивизму, произвел диких зверей в зеленых хвощах.
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуяв на плечах
Еще не появившиеся крылья.
Это Гумилев, точно с его картинок срисовал.
Короч, Винсент подружился с Гогеном, да после чуть не прирезал его, обиделся.
Распалась дружба. Винсент взрыхлял холсты своей грабельной кистью, и деревья у него с заломанными руками, и головы подсолнухов растрепано всклокочены, как люди смятые жизнью, и едоки картофеля с такими картофельными лицами и пальцами, будто сами из земли выросли, чисто клубни человеческие.
В любви ему крепко не везло, огонь изнутри задрал, так на картинах и полыхает, все у него ломается, рвется и вывихивается, а заключенные идут в стенах по кругу серо, замкнуто, потухшие и он среди них.
Гоген после к Лавалю приник, написал его анфас на фоне окна, там Шарли, хоть и курносый, а пенснеМ на нашего Чехова похож.
Лаваль навел его на японские плоскости, локальность цвета и наплевал Гоген на объем, что удивительно - декоративность и духовность - не совместимое, совместил.
Сначала Писсарро с Моне мерцающий пленэр, в зрачке смотрящего растворяли, все, что солнечно влажно, вечерне, запах улиц... ловили импрессию – впечатление, ловили и увековечивали. Потом Писсарро нашел Сезанна, он из Экс-ан-Прованса приехал и стали они вместе в Понтуазе писать, передавать цветом материальную сущность и форму.
Писсарро прикалывало с мазками возиться: положит локальный, рядом вибрирующую гаммку, и нанесет мастехином крестообразные диагональки - впечатление глубины и ритма. В Понтуазе, он много таких штучек накрасил.
Потом Гоген, в период возрастного кризиса, все поломал, все планы об коленку и уехал в Океанию — сначала на Таити, дальше на Маркизкие острова, женился на девочке островитянке, родил и похоронил свое дитя.(нарисовал это чувство)
Батрачил немерено, так же, как все они, нуждался адски - тоже, как все, а слава пришла, естественно, когда уже - спасибо не надо.
Потомки любят не творцов своих эпох, а себя безымянных, потому какбе кричат тупым безразличием: умри гений! - для посмертных аплодисментов! Таковы люди и такова слава:
Отдай другим игрушку мира славу
Иди домой…
АХ.
Слава – сумасшедшая склеротичка, она никогда не бывает во время:
либо обрушится раньше нужного,
либо припрется под занавес.
Особенно больно, с Ван-Гогом вышло, он написал портрет доктора Рэя, так им дырку в курятнике заткнули, а после смерти Винсента достали, помёт счистили и кушают с него все докторские поколения.
Вот так бывает, тоиЗть почти всегда так бывает.
Ты прости, что я тебе калейдоскопом имен ряблю, но трудно рассказать о лесе не вспомнив, ни одного дерева. Деревья, они ж разные.
Сан-Торас 11.12.2011 12:44
Дима:
Нет,Сан,оч даже с интересом читаю,спасибо.Напишешь еще,я еще умнее стану,потому как книги не читаю щас почти,а ты суть выхватываешь.
Дмитрий Монахов 2 11.12.2011 13:03
Санто:
Дим, эт под насраение...
усталость такая накопилась, что уже ничо путного не могу, но еще звонка жду из столицы, и вот стукаю тебе по клаве.
Как там жизнь?
Сан-Торас
Дима:
Спасип Сан.Да постарому у меня все накатанно.Три дня сочкую ,жду аудиенции с клиенетом.
как у тебя с днем рождения ,Лещиным,дела?
Дмитрий Монахов 2 11.12.2011 13:41
Санто:
Завтра начнецца бездик, (берз дей)уже весь дом обмотали гирляндами,игрушки, шары, пикарды.
После задувания свеч и хепи песни, Леша будет детям подарки, дарить. Большую коробку приготовили для всех.
Качели навесили, торты заказали, еду из ресторана привезут, ну плов я сделаю - это святое.
В прошлом году, по древнему восточному обычаю, когда еще дни рожденья два раза в жизни отмечались - год и 60, мы ему на стол положили:
ручку, картоху, кольцо золотое, конфету и т.д., что схватит к тому и тяга будет, он к моей гордости Паркер мой цапнул.(ручка)
Еси картоплю, значт к сельскохозяйству тяга, еси кольцо, ну понятно...
Потом путы ножницами разрезали ( это условно, когда шаг делает клац), значит пойдет легко, ходок будет.
Такие всякие штуки придумываю, вношу в праздник, чтоб не просто пили, да ели.
ПОтом на камеру сниму, чтобы, кто хочет ему на будущее слово сказал и всякое такое...
Сан-Торас 11.12.2011 13:58
Другие статьи в литературном дневнике: