Марк Рудинштейн. Убить звезду

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

«Сколько таких вот бездыханных тел мне пришлось таскать на себе за годы существования «Кинотавра». Богема!»


Благодаря данной оскандалившейся статье, очередной номер киноальманаха «Караван историй» смели с прилавков за один день ещё в далёком 2010-м.


Когда же на днях «бесстрашный виновник разоблачений» умер, оставшаяся в живых богема припомнила ему это повествование и практически проигнорировала похороны легендарного продюсера.


__________________



Продюсер Марк Рудинштейн, организатор и вдохновитель сочинского фестиваля «Кинотавр» подробно рассказывает о невероятных пьянках и сплошном разврате «звёзд» нашего кинематографа. При этом многие имена и фамилии автор приводит в искажнёном виде, что не мешает легко догадываться о ком идёт речь.


Более всего строк посвящено так называемому «Народному» или Алику, как кличет его автор материала. Читатель, чуточку знакомый с кино и, в частности, с сочинским фестивалем, сразу узнает в «Народном» Олега Янковского.


М. Рудинштейн: «У «Кинотавра» должно быть лицо. Красивое, благородное, любимое зрителем. И уговорил Народного, подозревая, что хлебну с этим «благородным лицом» по полной. Но тогда я ещё не знал насколько его экранный имидж — импозантного благородного красавца — не совпадает с его человеческой сущностью».



* * *



Он позвонил в девять утра, когда я ждал лифта, чтобы спуститься на завтрак. «Номер засекречен» — было написано на дисплее. «Как же любят артисты шифроваться!» — подумал я и поднес трубку к уху.


— Марк Григорьевич? У меня к вам конфиденциальный разговор, — незнакомец даже и не подумал представиться.


— В таком случае перезвоните позже, я сейчас войду в лифт. И вообще, вы кто?


— Важно не «кто», — тон резко изменился, — а «от кого». Так что советую найти тихое местечко. Я подожду.


Для меня придерживали лифт, но я махнул рукой — езжайте! — и отошел к окну.


— Ну и от кого вы?


— Батя узнал, что у тебя фестиваль отбирают. Это правда?


Я похолодел.


— Нет. Информация неверная. С «Кинотавром» все в порядке.


— Не свисти. Все уже в курсе, что тебя «сливают». Батя хочет получить свои бабки обратно, а то разбирайся потом с новым владельцем!


— Бред какой-то... Где я сейчас возьму деньги? Они же вложены в проведение «Кинотавра»!


— Бред не бред, а если не вернешь триста тысяч «зелени», кое-кого из гостей недосчитаешься. И давай без ментов. Батя ведь вошел в твое положение, дал денег на фестиваль. Он может обидеться...


Знакомый голос. Или просто знакомая интонация? Вообще-то все бандиты разговаривают похоже: нагло, с ленцой, им кажется — так внушительнее. Уж кого-кого, а эту публику я хорошо знаю. Приходилось сталкиваться.


— Пугать меня не надо, пуганый, — сказал я в трубку. — Так дела не делаются. Если у Бати есть ко мне претензии, пусть сам позвонит. Вам никаких денег я отдавать не собираюсь.


— Так, значит? — он явно обозлился. — Ладно, у тебя тут много заслуженных и народных, даже иностранцы попадаются, так что жди сюрпризов!


Фоном я расслышал женский голос, неразборчиво объявляющий какой-то рейс. Похоже, тот, кто звонит, находится в аэропорту.


— Слушайте, это просто смешно. Ну не могу я сейчас деньги отдать. На что мне тогда фестиваль проводить? Так и передайте Бате.


— Твои проблемы. И никому ничего передавать я не собираюсь. Мне поручено забрать у тебя бабло, и я его заберу. Адьес, амиго!


Странный звонок. Очень странный. Слухи о том, что у «Кинотавра» проблемы, ходят давно. Однако Батя, в миру Алексей Сергеевич Вартанян, президент маленького, но крепкого банка, не из тех, кто, словно крыса, бежит с тонущего корабля.


Он меня знает не первый год. В числе других спонсоров не раз давал денег на фестиваль. Да и не стал бы он натравливать на меня своих шестерок...


Я потыкал в мобильник, набирая номер Вартаняна, и через несколько секунд услышал: «Абонент временно недоступен».


Лифт останавливался на каждом этаже, собирая голодных гостей фестиваля. Улыбаться, говорить «Доброе утро», и чтоб ни одна живая душа не догадалась, что у меня ЧП.


Восьмой этаж, седьмой, шестой... Выйти из лифта и спокойно идти в офис. Ни в коем случае не бежать. Вести себя как обычно, потому что идут последние приготовления к открытию фестиваля.


В аэропорту уже приземлился чартер, и вот-вот прибудут автобусы с гостями и участниками «Кинотавра». Ко мне подходят какие-то люди из штаба, я говорю «Потом» и продолжаю движение, чувствуя, как неровными толчками бьется сердце. Но вдруг взгляд цепляется за объявления с написанными от руки буквами: А—Ж, З—О, П—Х, Ц—Я. Стойка регистрации. Первое впечатление от фестиваля.


— Это что за совок? — едва сдерживаясь, чтобы не заорать, спрашиваю, тыча пальцем в картонки. — Неужели на компьютере не могли набрать?


Девица за столиком хлопает глазами.


— Марк Григорьевич, я не виновата, компьютерщик заболел, вот мне и пришлось...


Я неожиданно для себя самого начинаю хохотать, и сотрудница удивленно смолкает. Где ей знать, что много лет назад, в день моего освобождения из тюрьмы, вот так же некстати заболела секретарша Верховного суда. А поскольку никто, кроме нее, напечатать нужные документы не мог, я просидел в камере еще восемнадцать дней. Ждал, пока выздоровеет.


— Переделать, — приказываю я, отсмеявшись. Девушка, недовольно поджав губы, собирает картонки.


— Вера, немедленно соедини меня с банком «Просвещение», — прошу, входя в офис. Но она меня не слушает — сует в руки бумажку.


— Вот телеграмма пришла, Марк Григорьевич. От министра культуры.


«Приехать не смогу. Швыдкой».


Наверно, я бледнею, потому что секретарша испуганно спрашивает:


— Вам нехорошо? Может, водички?


Мишин отказ может означать только одно: господдержки фестивалю больше не видать и это конец. Денег, нужных для проведения «Кинотавра», мне самому не собрать. Вот, значит, почему звонили Батины головорезы. Но как он узнал?


— Соедини меня со Швыдким. И кофе сделай.


— Вам в таком состоянии только кофе пить, — начинает Вера, но осекается под моим взглядом. Спасибо за заботу, девочка, но сейчас не время.


Сегодня вечером в гостинице «Жемчужина» будут, как правильно отметил бандит, и заслуженные, и народные, и зарубежные.
Уже летит из Франции Жерар Депардье. Вчера приехал Эрик Робертс, а завтра прибудет Сильвия Кристель, незабвенная Эммануэль, мечта всех мужчин постсоветского пространства. Хитер Батя, ох хитер. Понимает, что я на все пойду, лишь бы отвести угрозу от гостей «Кинотавра».


— Марк Григорьевич, не могу дозвониться до Швыдкого, — секретарша ставит передо мной чашку кофе. — Мобильный не отвечает, в секретариате говорят — занят. Что делать?


— Сухари сушить, — бурчу я, прикрывая глаза. — Кофе холодный, ты в курсе? Звони в банк «Просвещение». Срочно.


— Алексей Сергеевич вчера улетел на сафари в Кению, — сообщает мне помощница Вартаняна.


— И как с ним связаться? Он очень нужен.


— В ближайшие несколько дней никак. Если сам выйдет на связь, я передам, что вы звонили.


Кения, сафари — чепуха это все. Предлог, чтобы не разговаривать со мной. Похоже, Батя и правда дал отмашку, хочет выбить из меня деньги любым способом и не церемониться.


— Да там столько бабок в тюнинг угрохано! Ей дай волю, она на открытие придет в чем мать родила! — донеслось из приемной.


В кабинет вошла Неля, пресс-секретарь «Кинотавра». Она — кладезь информации, знает все обо всех.


— Утро доброе, Марк Григорьевич! Как вы, нормально? Слушайте, не могу дозвониться до помощника Швыдкого.
А у меня журналисты с телевидения, я должна им назначить время для интервью.


— Неля, Швыдкой не приедет.


На секунду она замолчала, потом нервно ответила:


— Ладно, скажу им, что все встречи после открытия.


— Ты не поняла. Он вообще не приедет.


Я протянул телеграмму.


— А кто же будет вести церемонию? — растерянно спросила Неля.


Хороший вопрос. Очень хороший.


— Марк, два дня осталось, — в глазах Нели паника. — Надо срочно что-то делать.


Секретарша снова просунула голову в дверь: «Марк Григорьевич, я совсем забыла, вас наш Народный разыскивал.
Говорил, что-то важное».


— Вот он и проведет, — сказал я, тяжело поднимаясь со стула. — Раз у нас безвыходная ситуация.


— Ну-ну, — буркнула Неля.


Чувствуя, как закипает в груди раздражение, я вышел в холл и сразу увидел Народного.


— У нас проблемы, — протянул ему телеграмму от Швыдкого. Но он словно не услышал.


— Погоди. Тут вот какое дело: один мой знакомый, очень полезный человечек, позвонил сегодня утром и попросился на «Кинотавр».
Я, конечно, пригласил — за счет фестиваля.


Я молча смотрел на него, мысленно подсчитывая, сколько денег мы уже угрохали на таких вот «полезных человечков».


— Владелец водочного бренда. Очень влиятельный.


— Алик, он мог бы и сам оплатить свое пребывание. Ты же знаешь, у нас каждая копейка на счету.


— Марк, давай не будем, а? Этого человека надо уважить.


Жадноват Народный, ох жадноват. Ни рубля в Сочи не тратит: единственный в гостинице «люкс» за девятьсот долларов в сутки ему оплачивает «Кинотавр». Приемы, устраиваемые в этом самом «люксе» для полезных Народному людей, — тоже.
Нет, время от времени он делится со мной деньгами, которые щедро дают ему «поклонники таланта». Но эти суммы не покрывают даже ресторанных счетов Народного.


— Марк, это должен быть хороший номер.


— Ну так, может, уступишь ему свой «люкс»? — вырвалось у меня.


— Не смешно. Двенадцатый этаж с видом на море. Ну не жмись.


— Ладно, сделаем.


Услышав, что хотел, Народный собрался уходить.


— Алик, подожди. Номер будет, но у нас проблема посерьезней. Швыдкой не приедет.


Народный поднял брови: мол, ну и что?


— Ты понимаешь, что Мишин отказ — это практически официальное заявление, что больше мы от Министерства культуры не получим ни копейки? По твоей, между прочим, милости.


— А я при чем? — изумился Алик.


— Потому что Швыдкой обиделся на твою речь на московской пресс-конференции по поводу предстоящего «Кинотавра»! — взорвался я. — За каким чертом было трогать Аллу Сурикову?


— Я всего лишь удивился, что министерство дает фестивалю «Улыбнись, Россия!» столько же денег, сколько и «Кинотавру», — высокомерно ответил Народный. — А идет он четыре дня: открытие, празднование дня рождения мадам Суриковой, закрытие.
Все!


— Сурикова — теща зама Швыдкого. И ты об этом прекрасно знаешь. Зачем было дразнить гусей? Что мы теперь будем делать?


Народный широко улыбнулся и хлопнул меня по плечу.


— Ну, перестань. Чтобы ты да не нашел выход! Марк, ну я же тебя не первый год знаю. Все будет хорошо.


— Он должен был открывать фестиваль!


Алик демонстративно посмотрел на часы.


— Да ты только свистни, к тебе очередь выстроится. Вон сколько народу, проведет кто-нибудь. Извини, я побегу. Обещал встретиться с одним важным человеком.
— Нет, постой. Не буду я никого искать. Ты меня лишил ведущего — вот сам и проведи открытие. Уж будь так добр.


— Я? — Алик посмотрел на меня так, словно я произнес нечто непристойное. — Марк, я лицо фестиваля, а не шоумен. Уволь меня от этого...


Ответить я не успел — к нам подошла его невестка Олеся. Она явно была чем-то взволнована: «Вы срочно нужны. Кирилл опять...»


Народный осек ее взглядом, повернулся ко мне и сказал:


— Сын чем-то отравился вчера. Прости, Марк, семья — святое.


И почти бегом бросился к лифтам. Олеся, вся поникшая, пошла следом.


В душе шевельнулось сочувствие.
Какое там «отравился», кого Народный хочет обмануть… Здесь совсем другая проблема, к сожалению, сегодня эта ужасная зависимость — беда отпрысков многих известных людей. Конечно, Алик пытается скрывать, но шила в мешке не утаишь. Они с женой живут в постоянном страхе за сына.


«Марк Григорьевич, вам звонят!» — я увидел, как через фойе ко мне бежит секретарша Вера с моим мобильником.


— Марик, ну и зачем я тебе понадобился? Почему беспокоишь отдыхающего? На хрена мой офис на ноги поднял с утра пораньше?


Батя!


— Прости. Но мне звонили твои гориллы, требуют спонсорский взнос назад. Почему такая срочность? Что-то случилось?


— Я не понял, — в голосе Бати прозвучала угроза. — Какие гориллы, ты что, не в себе?


— Это идиот, который мне звонил, не в себе! Угрожает. Ведет себя нагло. Говорит, ты дал команду.


— Значит, так. Никакой команды я не давал. Я вообще не понимаю, о чем речь. Вернусь в Москву через неделю — разберусь.


Впервые за день я вздохнул свободно. Однако звонок был. И угрозы были. Я их не придумал.


— Пока ты тигров валишь, этот псих мне тут всех гостей поубивает.


— Повторяю, я об этом ничего не знаю. Это какая-то разводка. Бабки пока не требую, но и проблемы твои разруливать не собираюсь. Выкручивайся сам.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…



Другие статьи в литературном дневнике: