Хозяйка сумерек. Суть работы.

Батраков Александр: литературный дневник

У многих мест в нашем лесу давно уже есть свои (неофициальные, разумеется) названия, а большинство взрослых деревьев также, хочешь-не хочешь - именованы. В череде сотен, однако, выделяются единицы, заводя речь о которых не минуешь их природного начала - деревья, как и люди, бывают очень разные. О ком-то можно свободно говорить или даже подшучивать, кем-то - любоваться, перед иным хочется замолчать и просто послушать, как небесная тишина льется на землю сквозь узоры ветвей, кого-то - пожалеть и утешить... а вот другие...
Природе чуждо зло, как принцип. И для меня давно является загадкой человек, как самый характерный источник этого разрушительного качества. Но ладно - я. Даже известный психоаналитик Эрих Фромм, в одной из лучших своих работ "Анатомия человеческой деструктивности" подчеркивал, что человек, в своей сущности, как тяготеющей немотивированного разрушения, резко и сильно противоположен решительно всем живым существам, известным науке - в том числе и наиболее агрессивным из них: обезьянам шимпанзе, крысам и некоторым насекомым. У которых, что удивительно, данная особенность – тяга к немотивированному разрушению - просто отсутствует, как признак.
Начиная непростой разговор, так я пытаюсь объяснить лирический объект своего описания.
Человек понимает категорию справедливости, но понимает ее сугубо по человечески - с точки зрения своей выгоды. Потому что несправедливая справедливость - это чистой воды алогизм, то есть пустой звук. Логика же всегда оперирует результатом. А результат, в самом общем смыле, есть предмет той или иной выгоды: частной или общественной - не важно.
В своем суждении, мы не можем подняться выше категорий объективности. То есть оценки по факту. И такая оценка очень редко переступает порог ближайших интересов общества. Например, поймать рыбу и поделиться с ближним - это справедливо, а значит хорошо. Наше понимание не переходит линию рационального, поднимая вопрос: а справедливо-ли, питаясь рыбой, быть однажды съеденным ей? Тут мы пускаемся в беспредметное философствование, ибо, с точки зрения общественной, таковое лишено проблематики - ибо рыба не является субъектом общественных отношений. Она - объект промысла. О чем же тут рассуждать?
Однако природа, во всем обилии своих связей, выходит куда дальше каких-то там человеческих нормативов. У нее нормативы свои - и, порой, они настолько для нас беспримерные, что человек просто не способен их осознать. А значит - он и не способен их контролировать. А значит, они представляют для него угрозу. То есть - таковые можно характеризовать, как «проявление злого умысла». На самом же деле такие выступают балансёрами намного более сложной системы, с которой человек необходимо вынужден считаться. В противном случае, негативных последствий не избежать. Одним из таких балансёров как раз и выступает растение, которе нам известно под названием красная бузина.
Фармакологически и биогеноценотически - весьма полезное и безобидное деревце, или же небольшой кустик. И если над ним не проводить бессмысленные вредительские экзекуции - вообще милейшее существо. Любопытна же бузина красная тем, что, на некотором уровне, это как бы, до времени "спящее" деревце. И будить в ней - то самое - идея очень глупая и опасная.
Здесь я отправляю заинтересованного читателя к работам Т.А. Агапкиной - прекрасного специалиста по славяно-балканскому фольклору, и целой серии замечательных статей, посвященных древесной растительности. В библиографическом приложении к статьям вы всегда обнаружите ссылки на коллег этого выдающегося ученого - знакомство с работами которых доставит любознательному человеку большое интеллектульное удовольствие...
В том же направлении нетрудно будет найти несколько слов и о нашей героине - бузине красной. Где, наравне с ее позитивными качествами будет легко затронут и ряд негативных. Разумеется, авторы не имеют желания погружаться в детали. Как не имею такой цели и я. Даром лишь - цели у нас разные, где с моей стороны есть желание осветить щепетильный вопрос о вреде куда-как подробнее и гораздо менее символично.
Собственно, внимательно читая стихотворение, довольно просто найти эти основные тезисы. Наряду с позитивными, бузина обладает совершенно непредсказуемыми качествами ярко негативного проявления. И никакому контролю, "приручению" или "воспитанию" таковые не поддаются.
Об этом действительно легче узнать при личной беседе с "живущими давно" людьми, из какой-нибудь деревенской глубинки, чем прочитать в научном труде. Народная же память куда более объективна, сохраняя предания о том, что красная бузина, или Матушка-бузина - "то дерево очень серьезное". Которую "беспокоить по пустякам - большой грех".
В наш ненормальный век, обрамленный формулой: деньги плюс власть равно вседозволенность - об этой особенности очень полезно напомнить. Поскольку если человек доходит до состояния отчаяния и, будучи искренне убежден в собственной правоте, желает некоей справедливости - его сторону принимает то, что никакими деньгами и властью не остановишь.
Даром, что бузина - это Судья, но всегда обоюдный: воздается по справедливости всем: и просящему, и виновному. Так что не нужно в такие игры играть ради забавы или эксперимента - легко можно и самому попасть под раздачу.
Бузина не агрессивна, вполне лояльна к мирному человеку, однако не терпит фамильярности и досужих обид. Одно дело - собрать растительный материал (ягоды, листья и т.п.) для дела, и совсем другое - ради глупого баловства. Не единожды я сам был свидетелем немедленного и очень жесткого наказания, когда человек получал по заслугам, неожиданно сильно травмируясь по, якобы, "произвольному стечению обстоятельств", если допускал вероломный поступок даже в отношении своего ближнего. Конечно, это лишь предупреждение и сигнал, что стоило бы задуматься над своим поведением. А учитывая, что символ бузины красной - это Рок и Фатум - легко предположить, какие веселые приключения ожидают тугодума, проявившего агрессию непосредственно.
Конечно, это дело персонально читателя - верить всему, написанному здесь, или не верить. Да речь у нас и не про веру, а про лирическую работу, в свете которой данное пояснение только и фигурирует.
Тем не менее, у меня есть одна такая хорошая знакомая - красная бузина. Окорат на пересечении двух больших тропинок-дорог. Если такие рассматривать с одной стороны - получится "Х", с другой - косой плюс или крест. В этой связи в стихотворении упоминаются так называемые "руны", в общем смысле слова - магические формулы, а в частном смысле - символы, высекаемые на дереве или камне. В данном случае - скандинавские. Согласно прагматики, таковые не имеют плавных изгибов - поскольку измышлялись для того, чтобы их было удобно именно высекать или вырезать.
Первая из упомянутых - "Х" - называется "гебо" или "хебо". Интерпретируется как "дар".
Вторая - "крест" - именуется "наутиз", трактуясь как "принуждение".
Тропинок много, немало и перекрестков. А бузина - растение, в общем, неприметное. Так что найти ее по скудным приметам - задача не для каждого. Скорее - счастливый случай или даже Судьба. Впрочем, следующая из упомянутых рун - "перт" - имеет самое прямое отношение и к Судьбе. А значит - и к описываемому растению. Более же всего ей, на мой взгляд, подходит понятие "врата". Также, некоторые исследователи (например, Антон Платов в комментарии к "Книге рун" Ральфа Блюма) считают, что перт имеет "женский характер и связана со скандинавской богиней Фригг" - что вполне способствует удачному применению этой руны в качестве лирического инструмента.
Руна "кано" - стилизованная буква "с" из двух черт, одначает "факел". Руна целебной магии, ее нередко отождествляют с сосной. А потому она также очень выгодно смотрится для случая, когда нужно символически отобразить какую-либо хвойную породу - что я, собственно, и сделал, описывая локализацию своей старой знакомой - старушки - как раз неподалеку от могучей сосны.


Вот, уважаемые читатели, и весь секрет "Хозяйки сумерек"! Ах, вы спрашиваете, почему вдруг такое название? Ну, если появляются вопросы подобного рода - значит вы недостаточно внимательно читали мое краткое "эссе" о сущности природы бузины-Матушки... Да и отвечать на вопрос, типа "в чем шутка анекдота?" с моей стороны было бы уже неуместно и глупо. Правда ведь?



Другие статьи в литературном дневнике: