о. Игорь Рябко

Шельгова Татьяна: литературный дневник

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22-23).


Бог есть Свет. Мысль – тьма. Поэтому Бог недоступен для мыслей. Мысли – это то, что заслоняет наш дух от Света, «просвещающего всякого человека, грядущего в мир». Бог – это благодать. Мысль – безблагодатна и мертва. Таким же мертвым является и тот, кто погрузил всю свою жизнь в бездонный мрак мыслей. Бог есть любовь. Мысль любви не имеет, она лишь воображает любовь и этим убивает ее.


Наш ум имитирует подлинную жизнь, подменяя ее мыслями. Он имитирует любовь, подменяя ее страстями. Имитирует свет, подменяя его знаниями. Имитирует благодать, подменяя ее наслаждениями. Эгоизм – это имитация личности, он тьма, в которой бродит человек и все человечество. Именно поэтому вместо Бога мы видим вокруг себя только бесконечное море житейской суеты. Но это не жизнь, а ее антипод.


Так мы, несчастные, и проживаем нашу жизнь, связанные по рукам и ногам оковами мыслей и с бельмами на глазах души. А ведь наша личность была создана Богом совершенно свободной, сотканной из света для жизни вечной. Человек похож на заживо похороненного мертвеца, связанного в гробу по рукам и ногам. Только касание Божией благодати может произвести в нас такие изменения, которые позволят нам ходить во свете и видеть Свет Невечерний.


***


Духовная жизнь — это не покупка свечей в церковном киоске, не правило под принуждением и не бесконечное чтение духовной литературы. Это постоянная борьба за то, чтобы не позволять себе пребывать в мыслях и быть вовлеченным во внешний мир. Это принуждение ума жить в сердце, отвергать помыслы и не давать внешнему миру овладеть сердцем. Отсюда различное понимание сущности веры, да и самой сути христианства. Здесь скрыта разница между внешним механическим (по сути, магическим) пониманием спасения, и внутренним христианством, как вхождением в Царство Божие, которое пребывает внутри нас (Лк. 17:21).
Это не теория, не умозрительные философские рассуждения, а самая что ни на есть практическая задача реализации спасения. Если мы поймем и осознаем, что все наши проблемы находятся не во внешнем мире, а в нашей собственной голове, то мы станем бороться за свободу от этой самой головы, а не с внешними врагами. Будем жить с полным доверием к Богу, оставив страхи, попечения, доверив свою судьбу Его всеблагому промыслу. Тогда мы начнем жить настоящим мгновением, а не переживанием за то, что с нами может случиться в будущем, которого нет и не может быть, потому что есть только то, что сейчас, и так будет всегда.
Духовная жизнь предполагает, что после совершения ежедневного молитвенного правила, мы не можем поворачиваться к Богу спиной и делать все, что угодно. Мы свободны только тогда, когда молимся, когда пребываем в памяти о Боге, когда мы со Христом каждый день и каждую ночь, каждое мгновение за мгновением. Это и есть постоянная благодать, постоянное спокойствие ума, ничем не нарушаемое сердечное безмолвие, не волнуемое никакими помыслами, неисчерпаемая и неистощимая радость, называемая блаженством Царства Божия. Это и есть свобода во Христе.



протоиерей Игорь Рябко




Другие статьи в литературном дневнике: