Екатерина Домбровская. Красивость.

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Как же мы падки на красивость, - до слащавости и за гранью ее. Самонадеянно и упрямо считаем это духовностью, особенно если красивость умеет преодолеть ремесленную пошлость; твердим про "свет" и "лучи", смакуем нежный божественный лик природы - еще живого, не изуродованного человеком творенья и... считаем это духовностью.


Красивость манит, завораживает, обольщает и... оставляет, если вслушаться в себя, абсолютно холодным сердце, несмотря даже на произливание слез вкушающими. И слезы бывают из разных источников, есть эстетические слезы и они антипод духовности. Увы. Но красивость - она такая, ей всегда найдется отклик в душе утомленного человека. Плотяному и душевному человеку бесконечно далеко до рождения в духе. И он всегда обманываться рад, подкланяясь эстетике "прекрасного" - той самой красивости - по сути своей.


Красив ли Крест? Красиво ли Распятие?
Красивы ли муки истерзанного тела и оплеванной души Богочеловека?
Красиво ли предательство ученика, малодушие другого?
Красиво ли жуткое предсмертное одиночество людей, уже погружающихсяся в неописуемое одиночество той черной ямы, где нет молитвы?
Красива ли боль из-за страданий близких?
Красива ли свежевскопанная могила и ужас стоящих над ней?
Красива ли немощь духа человеческого, еле-еле начинающего осознавать, насколько же он далек от Бога и Божиего?!


"Красиво" только то, что прикасается к боли живого человеческого сердца, говорит о боли и с болью о трагизме этого бытия, из века в век распинающего истинную Красоту. Только эта правда красива, и только в ней начинает брезжить истинный Свет. Боль как Свет и Свет- как иногда нестерпимая боль. Познавшие такую Красоту в боли и сокрушении, гнушаются красивостями и иммитациями духовности, человеческими сочинениями "света", фантазиями, беседами с Ангелами - якобы напрямую, без посредников.


Там, где не слышно в слове сокрушенного сердца человеческого, единственно любимого Богом, там нет Правды, там - красивость, там - опасная ложь, душный от слащавости дурман, разновидность шаманства, иногда весьма тонкого, виртуозного, изысканного.



Другие статьи в литературном дневнике: