о. Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

В мир невозможно нырнуть чуть-чуть и безопасно вынырнуть из него, не повредившись
душой. Он засасывает ее целиком, используя паразитический греховный ум с его
присосками помышлений. И вся борьба души в миру состоит в том, чтобы не стало
хуже.
Стать лучше можно лишь выйдя из него полностью всем своим существом, всем
умом, умереть для самого себя. Если отвергнуть истину, во всём остальном можно
найти компромисс и оправдать самих себя и друг друга. Христианская свобода
держится истиной, всякие иные религиозные «свободы» в ней не нуждаются. Время -
это великий обманщик, поглощающий без остатка жизнь человеческую. Вечно
длящееся здесь и сейчас, неуловимое мгновение жизни можно постичь и остановить
только в молитвенном устремлении к Богу, простирая к Нему свое сердце с горячей
молитвой. Пока что-то произойдёт в истории как таковой, люди умирают, ничего не
дождавшись и так ничего и не поняв.


« Внутренняя» жизнь - это бегущая волна помышлений, размышлений и калейдоскоп
безчисленных представлений. Духовная жизнь представляет собой полное отсутствие
всего этого и есть единое и одновременное пребывание духа человеческого в
благодати Божией. Без последнего первая - постоянный внутренний конфликт, тоска,
уныние и полное отсутствие единственно верной цели - спасения.


Если в душе нет стремления к спасению, то богослужения и даже литургия, помогая в духовной жизни, саму духовную жизнь наладить не могут, как не могут очистить от скверны помыслов душу, ум и сердце. Как печальное следствие этого в жизни наступает крах, мир настолько подавляет желание спасения, что в душе возникает уныние, разочарование в Церкви, затем отчаяние и, увы, быстрый конец: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы больше принесла плода»(Ин.15:2).


«Погружаться с головой» в дела значит отдать себя целиком миру. Это подобно тому,
как впустить воду в лодку и пытаться в ней плыть. «Вода» мира сего - желания, страсти и помыслы топят ум, убивают душу и умерщвляют сердце. Без стяжания безстрастия никакой помощи в миру никому оказать невозможно; неизбежно погибнут оба - и спасающий, и погибающий.


Чем чаще происходят подобные «погружения» в мир «с головой», трагический конец
такой души неизбежен и закономерен. Уметь рассуждать - это искусство обычного
мышления, а иметь духовное рассуждение и правильно применять его в жизни для
самого себя и других - величайшее искусство благодатной интуитивной мудрости.
Первое без второго практически безполезно.


« Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в
жизнь вечную»(Ин.12:25). Любящий душу свою любит и мир, без которого не
представляет своей жизни. Это знак некоторого рода одержимости и болезни души.
Ненавидящий душу свою, приобретает неверие к мирским «радостям» и эгоистическим
устремлениям, спасает её отречением от пленения миром, спасает стяжанием
благодати и самого спасения. Любящих душу свою раздражают призывы к отречению
от страстной устремлённости в мир вещей и советы к приобретению безстрастного
отношения к миру, который проходит, делая безоглядно влюблённых в него
«проходящими» тенями его пустого существования.


Любящие мир и душу свою обычно хотят «простого, земного и человеческого» счастья.
Они хотят жить в радости, чтобы она преодолевала страх смерти. Но мир, которым
исподволь коварно управляет диавол, изощренно обманывает такую наивную душу
жестоким посмеянием над её попытками мирской «радостью» преодолеть зло века
сего. Не стяжав благодати, пытаясь укрепить и подбодрить себя временными
«утешениями», такая душа приходит к лишь сильнейшему разочарованию и, в конце
концов, к полному отчаянию. Вместо возрастания «радости», такую душу обдает
смертельный холод и ужас от невозможности устоять перед погружением в зло этого
мира: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен
для Царствия Божия»(Лк.9:62).


***


Церковь всегда благодатна, но удержать эту благодать без личных усилий очищения
сердца от пристрастий и страстей, ума - от скверности помышлений и души - от
забвения памяти Божией, не представляется возможным. Такому человеку,
опирающемуся на незаслуженную им благодать Церковного причащения, не устоять,
укрепляя себя лишь временными «радостями». Радость благодати очевидна, а
невозможность ее удержать и сохранить для обретения жизни вечной - трагична без
серьезной духовной работы над собой, без самоотречения и самоотвержения от мира
сего целиком и полностью.


Человека, без опоры во Христе, постоянно мучает страх не быть счастливым. Он никак не может понять, что только Христос, Который живет внутри него, и есть непреходящее счастье. И такое же счастье - молиться об очищении и спасении каждого человека.


Любящий других первый ощущает счастье благодатной любви. Молиться о спасении
всех людей - это великое и самоотверженное служение. Без практического постижения
этого в молитве, в безмолвии, в созерцании, насколько это возможно, удержаться в
земном мимолётном счастье не дано никому
***
Уходящие вдаль белолиственные тополя, бархатисто-зеленые лоскуты просторов
напоминают счастливое детство, но теперь это уже другая земля и другие просторы, в которых проступает не прежнее, улетевшее в никуда детское счастье, но новое мудрое счастье, состоящее в том, чтобы просто и ясно жить, дышать, видеть и заново постигать Бога и мир Духом Божиим. Душа перестала жить воспоминаниями, найдя безсмертную юность в глубинах самой себя, где пребывает истина Христова: «Итак, кто в Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое»(2Кор.5:17).
Новое возможно обрести только в духе, за которым «подтягивается» и душа, и тело. Дух, стяжавший святую благодать, неподвластен диавольской тьме и ее гнусным подделкам.


Пришествие благодати всегда радостно, отсутствие её - мертвящая душу и сердце
невыносимая скука. Поэтому душа падает в мир, как в пропасть, в поисках
удовольствий и наслаждений - жалкой диавольской подмены благодатной подлинной
радости.


Голова с головой никогда не договорятся, а недоверие останется навсегда.
Только сердце с сердцем могут стать едиными при полном доверии Христу. Если есть
в сердце доверие, не нужно много объяснений. Если доверия нет, то не помогут даже
тысячи томов разъяснений и объяснений. Для Бога нужны «раскрытые глаза и уши».
Внешнее сопротивление обстоятельствам только усиливает их.
Сопротивление своей внутренней скверности, вплоть до полного отвержения ее, непременно изменяет и внешние условия. Ведь Христос присутствует не только в Евангелии, но и в нашей жизни.


Уход из мира вместе с миром - печальная ошибка и напрасное послушание
миру. Строить жизнь в отречении, подобно прежней жизни в миру, заменив лишь
форму и поменяв только внешнее - не является отречением, но есть симуляция
отречения. Решимость в отречении не отдать миру ни ум, ни сердце, ни душу, в
недолгом времени вводит дух в мир Божий, который не от мира сего и который есть
Христос.


Из книги "Христианское совершенство или записки из келии невидимых старцев"




Другие статьи в литературном дневнике: