Иеромонах Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Из переписки с друзьями


Послушник. Отче, почему не могу остановить мысли, как ни пытаюсь?


Монах. Ты же не пытаешься остановить ветер, когда он дует, ты просто
отворачиваешься от него. Почему же не делаешь так в отношении помыслов?


П. Не могу понять, о чем вы говорите.


М. Как человек, желая избежать сильного ветра, заходит в дом и там находит укрытие
и наслаждается тишиной, так и ты ищи свой «дом» внутри собственного сердца, где
найдёшь покой от помыслов. Именно там неисходно пребывай с Иисусовой молитвой.
Натиск врага - словно судорога души. Если малодушно поддашься натиску греха, то
душа впадёт в духовный паралич, который есть духовная смерть. Как избавление от
мышечной судороги происходит в телесном расслаблении, так спасение от натиска зла
совершатся в терпеливом спокойствии неослабеваемой молитвы. Нападение греха не
может длиться долго, а наша стойкость держится на вере и долготерпении.


Безгрешная душа всегда стойка в вере и долготерпелива.
В глубине сердца находится прибежище от всего мирского, в глубине твоего духа
пребывает неомраченная радость святости, недостижимая для всякого зла. Для
постижения этого не требуются десятилетия, такое постижение может произойти
мгновенно по дару Святого Духа. Бог не предстаёт перед нами постепенно. Он являет
Себя сразу и целиком, поэтому и постижение истины такое же - она мгновенно делает
нас свободными. Познание собственного духа - это настоящее неподдельное
лекарство от всех душевных недугов. Постигая Христа, обитающего в твоем сердце,
сразу избавляешься от всех скорбей.


П. Что такое свобода христианина?


М. Настоящий христианин свободен от всего земного, он победил мир так же, как
победил его Христос. Поэтому истинный христианин всегда радостен. Он радостен,
обретя благодать, он радостен, обретя целомудрие ума, он радостен, обретя
смирение, он радостен, став единым со Христом. Если ты обрел такую свободу во
Христе, ты истинный христианин. Если же нет, то ты попал в религию и только носишь имя христианина, не имея силы подтвердить эту христианскую свободу духа на деле.
Усугуби же свою духовную практику, чтобы соответствовать святости этого
богоподобного имени.


П. Как стяжать духовное зрение?


М. Духовное зрение - это способность обоженного духа прозревать суть Божественного мира. Препятствиями для обретения такого зрения являются неведение Бога, а также мирские привязанности, побуждающие око ума устремляться не к Небесному, но к земному, погружая ум в пыль и прах мирской суеты. У запорошившего себе глаза дорожной пылью откуда возмётся острое зрение? У ума, припорошенного «пылью»мирских привязанностей и заблуждений, как появится духовное зрение?


«Припорошенный» ум всё делает напоказ, смиренное сердце совершает свои деяния
тайно ради Христа. «Слепой» ум связан помыслами, рисующими ему ложную картину
греховного мира, прозревшее сердце или дух всё делает из любви к Богу. Тогда Бог,
видя его смирение, дарует такому кроткому духу духовное зрение - видеть во всех
событиях Божественный Промысл. Совершенное смирение - это благодатное
состояние без мышления, когда душой водительствует Дух Святой.


Для того, чтобы сердце стало зрячим, ищи постоянно стяжание целомудрия, стремись
достичь непрерывной молитвы, возжаждай постичь свой неизменный дух, чтобы
открылись его благодатные очи. Очисти ум от сомнений , и твой духовный путь
прояснится. Очисти сердце от вожделений похоти, и твое понимание спасения
просветится благодатью. Очисти душу от гнева и твое постижение духа станет
мгновенным, подобно сверкнувшей молнии. Подчинив себе ум, ты будешь управлять
им, а не он тобой. Подчинение ума есть его успокоение. Успокоившийся ум сливается сдухом, в котором открывается благодатная прозорливость. Так стяжается духовное
зрение.


Пусть у всех всего будет в меру: и радостей, и скорбей. Здесь, на горах, не хочется тревожить покой небес громкой речью. В суровом холоде высокогорья душу греют цветы голубого мака и желтой примулы. Зачитался книгой у входа в палатку: лунный луч закладкой лёг на страницу.
Половина вздоха - жизнь моя, Боже. Как ни кляни дождливый май, но когда выглянет солнце - он божествен. Бог Сам дает душе то, чтоей полезно, если она не будет требовать у Него то, что ей не нужно.
Набежавший дождь капля за каплей смывает с души земную тяжесть. Неподвластность души земным помышлениям мгновенно возвращает ее в утраченное детство.


***


Что значит выйти из мира, если не все все это могут сделать?
Выйти из мира умом - вот духовный подвиг, оторвать от мира сердце - вот духовное
делание, собрать душу внутри, в Боге - вот спасительный выход для всякой
страдающей души. Иссяк завод у «волчка» ума - и мир не имеет сил запустить его
вновь. Оторвалось сердце от пустых зрелищ жизни - и они не могут его схватить, как прежде. Соединилась душа со Христом - и она мужает и спасается в Нем, ибо Христос победил мир.
«Утешения» могут быть многократными, а спасение может не прийти. Жалобы могут
быть безконечными, а покаяние может не наступить. Размышления могут не иметь
конца, а постижение Бога может не совершиться. Не жди ничего от будущего, забудь
прошлое, собери все силы, начни жить в Боге, и не нужно будет ждать, чтобы все
поскорее закончилось. Тогда безконечность распахивается настежь в сердце
человеческом.


***


Церковь всегда благодатна, но удержать эту благодать без личных усилий очищения
сердца от пристрастий и страстей, ума - от скверности помышлений и души - от
забвения памяти Божией, не представляется возможным. Такому человеку,
опирающемуся на незаслуженную им благодать Церковного причащения, не устоять,
укрепляя себя лишь временными «радостями». Радость благодати очевидна, а
невозможность ее удержать и сохранить для обретения жизни вечной - трагична без
серьезной духовной работы над собой, без самоотречения и самоотвержения от мира
сего целиком и полностью.


Человека, без опоры во Христе, постоянно мучает страх не быть счастливым. Он никак не может понять, что только Христос, Который живет внутри него, и есть непреходящее счастье. И такое же счастье - молиться об очищении и спасении каждого человека.


Любящий других первый ощущает счастье благодатной любви. Молиться о спасении
всех людей - это великое и самоотверженное служение. Без практического постижения
этого в молитве, в безмолвии, в созерцании, насколько это возможно, удержаться в
земном мимолётном счастье не дано никому.


Уходящие вдаль белолиственные тополя, бархатисто-зеленые лоскуты просторов
напоминают счастливое детство, но теперь это уже другая земля и другие просторы, в которых проступает не прежнее, улетевшее в никуда детское счастье, но новое мудрое
счастье, состоящее в том, чтобы просто и ясно жить, дышать, видеть и заново
постигать Бога и мир Духом Божиим. Душа перестала жить воспоминаниями, найдя
безсмертную юность в глубинах самой себя, где пребывает истина Христова: «Итак,
кто в Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое»(2Кор.5:17). Новое возможно обрести только в духе, за которым «подтягивается» и душа, и тело. Дух, стяжавший святую благодать, неподвластен диавольской тьме и ее гнусным
подделкам.



Другие статьи в литературном дневнике: