Иеромонах Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Встречая на духовном пути прекрасных людей и вникая в их многотрудный жизненный опыт, обнаруживаю в самом себе огромной душевной недобор самого «сока» жизни - сколько ещё не узнал хорошего, не понял полезного, не победил в самом себе дурного и не претворил эти усилия в благодать. И тогда собственное существование кажется недопустимо скудным и всё ещё не вместившим всей полноты жизни в её невероятном многообразии.


Успеть бы устоять и утвердиться в главном - в действенной любви к блаженному Богу и во всепрощающем понимании страданий и ошибок ближних. К тебе, Господи, влечётся душа моя, дабы прийти «в познание Твоея истины»! Злоба человеческая больше всего ненавидит доброту за её наивность, детскость и доверчивость. Злоба приносит удовлетворение самым низменным инстинктам испорченной души, убивая ее грехом, но совершенно непобедимым для зла и счастливым может быть только добрый человек, который добр не сам по себе, но добр Христом.


Боль за человека всегда естественна, а переживания - нет. Никогда и никому переживания не принесли пользы. Доброта человека в том, чтобы нести чужую боль и всемерно поддерживать ближних в их спасении состраданием и молитвой. Разве можно быть довольным, не помогая другим?


Дух Святой предлагает нам в дар совершенную свободу, но взамен требует отречения от нашего эгоизма. Христова свобода есть беспощадная ненависть к самому себе, ненависть к постоянной обращенности на самого себя - привязанности и жалости к своему «я», которые высасывают все силы души. И Христос предлагает нам единственный и наилучший способ освободиться от этого прилипчивого эгоизма: служить Богу и ближним самоотверженной любовью.


Но такая возвышенная любовь зарождается не в суете человеческих эгоистических отношений, она создается в совершенном молитвенном уединении и полном отрешении от мира, дабы обрести нетленный свет Богопознания. Жизнь представляется таинственной, потому что таинственен Бог, создавший её, и Он открывается духу как Божественная жизнь, поскольку Истина, наполняющая её как «все и во всём Христос»(Кол.3:11) - Божественна.


Миру суеты, миру грез человеческих, может противостоять только мир духовный. Всякие попытки вовне утвердить мир и покой - плачевны, а, зачастую, и - трагичны. Мир духовный требует обучения, как и все полезное в спасении, но тот, кто стяжал подлинный мир своего духа, остается духовен в любой суете, ибо суетный мир не знает его покоя и узнать не может. И только тихая сила Божественной благодати открывает каждому сердцу прямую возможность победить мир земной тщеты силой преображенного благодатью духа.


« Сердце их было окаменено»(Мк.6:52). Что это означает? Невозможность впустить в себя новое извещение духа, полная закрытость от всего приходящего изнутри и извне и абсолютная слепая самодостаточность души: «Еще ли окаменено у вас сердце? «(Мк.8:17). Каменное сердце значит мёртвое, не живое, полностью охладевшее к чудесам Божиим, которые сопровождают всю нашу жизнь, и окаменевшее в неверии, в нечувствительности, в нежелании пробудиться и избавиться от мертвой темноты окаменения.


***
Уход из Церкви и даже бунт против неё - это предательство и, как таковое,
малополезно, а также, по сути, безсмысленно: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь
глаголы вечной жизни»(Ин.6:66-68). Христос это свет, поэтому Церковь светоносна и
её цель - сделать людей такими же светоносными и свободными через постижение
истины, ибо в Церкви живёт истина. Стать в Церкви внутренне свободным во Христе,
без порабощения души вещами или людьми, взять крест свой и Церкви и победить
несвободу души спасением духа в святости постижения Святой Троицы - это наша
верность Христу и Церкви, это и есть подлинная христианство.


Всякие искушения в православной жизни - это расплата за обретенную благодать, за
увиденный свет. Православие призывает к спасению и оно же, как религия, через
людей,ослепленных своим самодовольством и своим мнимым достигнутым в нем
«совершенством», препятствует этому восхождению душ к немеркнущему свету
Христову. Поэтому наше спасение всегда трагично, но оно побеждает всякую земную
трагичность своим вхождением в иное бытие, в жизнь не от мира сего, которую мир не может ни понять, ни вместить.


***


Чем слабее внутренняя вера, тем более люди укрепляют и упрочняют внешнее
религиозное благочестие, закореневая в своем эгоизме. Чем меньше благодати в
душах, тем больше возводится храмов, тем пышнее их украшения и тем
торжественнее богослужения. Храмы - это религия, а Церковь - христианство.


Религия учит, христианство учится постигать истину. «Умный любит учиться, а дурак - учить».А. П. Чехов. Учить значит остановиться своем развитии и убить в себе способность познавать. Эгоизм убивает всякое Богопознание в себе и не дает прийти к этомуБогопознанию другим. Духовное научение безпрерывно и безконечно, если учиться у Бога быть в вечности подобным Ему, ибо Бог ни в чем не имеет предела.
Существенное и основное различие религии и христианства состоит в том, что религия учит своих сторонников лишь пониманию различных представлений о Боге, а
христианство прямо и непосредственно приводит человека к действительному
постижению Бога в сердце человеческом.


Добрые дела должны вести к отрешенности от мира, а не к погружению в мир. Поэтому во всех так называемых наших «добрых» делах самое достойное их завершение - обычная человеческая неблагодарность: не ищите земного, «ищите горнего»(Кол.3:1). Поэтому не бойся неудач, продолжай пребывать в молитве спокойно и без тревог и Бог сделает это поражение твоей
победой, а первенствующие в мире сем тем большее примут посрамление.


***


Храмы и обряды предназначены для религиозного воспитания людей. Христианство и
Церковь, особенно Литургия, служат для спасения людей. На начальной стадии
«воцерковления» души ей необходимы храмы и обряды, как формы религии. Однако
на завершающем этапе спасения души главными критериями становятся сокровенное
христианство и святая Церковь.«Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом»(Евр.11:1).


В переводе на наш язык, это означает
достижение непосредственно Царства Божия и спасения, а также уверенность в том,
что Царство Божие и спасение состоят в постижение невидимого Бога, пребывающего
«внутрь» нас.


***


Если в душе что-то остается от земного мимолётного бытия, хотя бы в самый малый
форме и частице, то душа не оторвётся от земли, чтобы подняться ввысь и взлететь в Царство Божие.
А так как мир сей находится во власти диавола, то эта связь души с
земным и тленным - порочна и греховна, а запутавшаяся в земном душа подвластна
тирании демонизма. Как к непромокаемому плащу не пристает дождевая вода, так к
одеянию безстрастия не пристает ничто демоническое.


Церковь постоянно напоминает об этом, религия - нет. Вглядываясь в Дух, видишь
Церковь, вглядываясь в других, видишь религию. «Аще око твое просто будет и все
тело твое светло будет»(Мф.6:22). Одухотворение плоти совершается через очищение
ума, умного ока. Оно делается «просто», когда лишится помыслов, тогда и тело
«светло будет» от полноты благодати. Чем наиболее близок Христос тебе и каждому?
Тем, что он делает свободным именно тебя. Он спасает не религию, Он спасает твою
душу, которая для него ценнее всего мира и всей вселенной.


Когда благодать прочно входит в нашу жизнь, она неразрывно «сливается» с ней и
становится нежной и многовожделенной молитвой-руководительницей. Не в смысле
поисков наслаждения и не в виде удовлетворения страстей или тщеславия помыслов,
а как постоянно присутствующее в душе блаженство постижения и созерцания
духовной красоты и высочайшего, смиренного достоинства истины Христовой.
Благодать неизменна, как субстанция, но она свободно меняет свои проявления в
зависимости от состояния души, тем самым постоянно напоминая ей о Боге и о
спасении.


***


Церковь земная - прообраз Царства Божия. Церковь Небесная - осуществление этого
прообраза в Святых., Мучениках и Преподобных. Церковь, ставшая земным суетным
миром и служащая этому миру и властям его, осуетившись, постепенно перестаёт
быть Небом на земле и делается религией века сего. Однако, Дух Святой,
пребывающий в ней, через святых, смиренных носителей этого Духа, словно святое
пламя, сокровенно передается ими от поколения к поколению и «врата ада не
сокрушат» Его.


Заповедь «Непрестанно молитесь»(1Фес.5-16-18) становится
блаженным состоянием этой таинственной передачи, глубочайшей основой которой
всегда остаются Христовы слова: «Если не обратитесь и не будете как дети, не
войдете в Царство Небесное»Мф.18:3). В постоянной памяти Божией мы становимся
«как дети», а дети всегда веселятся и радуются тому, что они просто есть. Само по
себе, бытие в Боге есть веселие и радость, ибо оно благо. Удержать и закрепить это радостное веселие и святое благо в себе, в своем духе, есть спасение.



Другие статьи в литературном дневнике: