Екатерина Домбровская.
Из ответа другу на его сетования, что нет сил душевных (и физических тож),чтобы нести аскетические подвиги,а именно: на совет ограничиться одним подвигом - стать камушком на пороге, по которому все ходят... Ну и в итоге утверждения,что и без таких усилий можно спастись вместе со своими неисцеленными страстями, ложными мыслями и прочим "богатством" душевности.
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;
...Ох, подруга дорогая, хороши твои резоны, - как ими не проникнуться в сочувствии, ведь и мы таковы! Все немощны, усталы, больны и очень самолюбивы. Одно только в твоей логике явно провально: а Бог то где у нас?! Где наша хотя бы решимость, намерения, стремление воли все терпеть Христа ради, все принимать Христа ради - и по заповеди подставляя щеку?! Неужто мы никогда не слышали о том в притчах, что бывает с зарывшими свой дарованный Богом духовный талант в землю?! Неужто Он сразу на такую решимость нам не ответит, душу такую, решившуюся, пусть и дрожашую, не поцелует, неужто незримо не будет подавать ей силы?! Знаешь, дорогая, что мне придавало сил особенно в самом начале, - буквально физическое чувство, - неизбывно и с годами растущей вины перед Богом. И то ощущение, что после первых практических опытов лежания под ногами у всех, - добрых и не добрых, честных и бесчестных, умных и безумных, мне Кто-то Незримый начал помогать. Стало практически очевидно, осязательно, что значит это слово: "Искупующе время, яко дние лукавы суть!" Вот же она, эта "купля"! Вот она-то и начала всему учить. Сама благодать, даже в микронных движениях начала регулировать наши привычные навыки и поползновения, почему-то все ощутимее стало проявляться понимание закономерности и того, что движет такой куплей - готовность жертвовать Бога ради своей раскормленной самостью. Она учила слушать сердце, его тишайшие движения... И в них благодать давала и дает слух, чтобы ощутить: это не то, это не так, здесь - ошибка, тут опять сказал не то слово и почему "не то", или напротив так: вот тут ты в малом был верен и т. д.
Каждая жертва своим достоинством - мнимым - своей тайной гордостью, даже своей честью вычищает клочок сердца и туда сразу летит и вселяется благодать! Пусть это микроны. Разве можно себя лишать этого из какого-то ложного малодушия?!
Мне тут недавно напомнили известную максиму прп. Амвросия, что из нашей греховности вырастают наши кресты. Да, вот только люди свою собственную греховность ощущают и переживают по-разному. Владыка говорил: одному грех - убить, а другому грех - не так глянуть на другого... И второй в грехи другого возьмется тыкать только с величайшей осмотрительностью и ради святой пользы и в сознании своей собственной крайней нищеты, - он-то знает, какую кровь проливает истинное покаяние и самопожертвование. И себя знает и помнит отчетливо. и боится Бога, что этой мерочкой и его померяют... Иначе - фарисей неисправный. Это к слову.
Вот благодать, которая приходит на очищающееся место за счет нашей жертвенности гордыней (прежде всего ей), она и учит, и воспитывает, и подсказывает: не так посмотрел, не так сказал, не так то, не так се... И начинаются такие университеты, коих нигде большеив мире не сыщешь, даже в духовных академиях.
А что за человек, который не проходил их и даже НЕ ХОТЕЛ, НЕ ПЫТАЛСЯ ПРОЙТИ?! Или, как некоторые, ДУМАЛ, ЧТО ПРОХОДИТ, в то время как только тешил свою самость самомнением. Вот он и берется судить чужие грехи и с легкостью разбрасывать назидания, а то и оплеухи...
Вот что стоит за словами ДАЙ КРОВЬ И ПРИИМИ ДУХА . А пройдут годы и такой человек сможет видеть и в другом, сколько крови тот давал и как, и давал ли... Бревно ему мешать уже почти не будет (тут потребен особый разговор о степенях чистоты). Только так и познается состояние сердца другого человека, степень "толщины" его совести... Главное: это есть единственный путь к другим сердцам. Единственный, хотя и кровавый, путь к обретению любви, подобной Христовой - на высотах заоблачных обретенной подлинной чистоты сердца. Она возможна только в тех, кто так расстреливал свое самолюбие, эгоизм, "достоинства", гордость... Одним словом, распинался на крестах спасения. Христа ради. Чистоты ради. В возненавидении своей души.
Нельзя игнорировать эти кресты. Даже во внутренних намерениях, помыслах и самооправданиях, потому что так нам заповедано Евангелием.
Другие статьи в литературном дневнике: