о. Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Этот мир - целиком относительный уровень, то есть мир лжи. Мир Божий - абсолютный
уровень или мир истины. На относительном уровне - нескончаемая жестокая борьба за
выживание, на абсолютном уровне - безмятежный, блаженный покой духа.
В относительном мире - необходимо победить всех, чтобы стать первым и властвовать над другими, как тщеславное исчадие ада. В абсолютном мире - нужно отречься от себя, стать ниже всех и служить всем, подобно Христу, чтобы победить греховный ум с его «страстьми и похотьми»(Гал.5:24). И мир Божий, поскольку он есть мир правды, ибо в нем везде ивсюду пребывает Христос, без борьбы побеждает мир лжи, который в истине не стоит,«ибо нет в нем истины»(Ин.8:44).


Мирская грязь рождает князей мира сего, а детская чистота сердца- птиц Небесных, чья
родина - дух Божий. Каждый ребёнок - это надежда человечества на то, что Бог по-прежнему
любит людей, когда люди уже перестали любить Бога. Проходит детство и все повторяется –
мир снова и снова предаёт человека. Не то плохо, что нас предали, а плохо постоянно
помнить об этом. Сердце другого человека только кажется отдельным, но в жизни все сердца –
одно, ибо они живут лишь любовью, поскольку такова воля Божия: «Да будут все едино»
(Ин.17:21) в Любви Христовой.


Любящий Господа Иисуса любит и Церковь Его, в Которой учится любить и своего ближнего,
включая его в свою жизнь, сострадая ему и жертвуя собой. Так поступал Христос, и так же
учится поступать подлинный христианин, делаясь земным богом по благодати и являясь
носителем и хранителем на земле Божественной любви. Это величайшее духовное богатство
сокрыто в душе каждого христианина.
Быть единым со всеми значит принять в себя все людские страдания и пережить эти горести
как свои, преобразив их молитвой в спасительную благодать, позабыв о собственных нуждах.
Подобно тому, как Христос жил ради спасения всех людей, так настоящий христианин должен
жить ради спасения ближних. Каждый несчастный - это частица нашего измученного скорбями
сердца, всякий страдающий человек - неотделим от нашей любящей души и ее сострадания и
любой грешный человек - это отражение нашего собственного греховного падения. Это есть
неразрывная связь любви, в которой соединены души всех людей, живых и усопших.

Это есть величайшее откровение Божие - человечество должно жить в Боге как один совершенный человек, уподобившись Христу по благодати Духа Святого.


***
Уникальность каждой жизни подрывает любую человеческую теорию. Лжебогословие - это
мёртвые горы научной эрудиции, где нет ни грамма благодати. Логика является извращением милосердной и сострадательной Божественной правды под личиной справедливости, поэтому логика не знает покаяния и прощения. Духовное рассуждение - это не логика, это духовная интуиция.


Вера - это не убеждения, подкреплённые цитатами, а действительное пробуждение души,
постигшей в себе Бога, ощутившей, что она едина даже с теми страдальцами, которые по-своему
неведению далеки от Церкви и находятся вне ее. Такие люди также нуждаются в нашей
молитве, чтобы обрести им разум и прийти ко Христу, ибо милостив Господь, «Который
посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф.5:45). Терпение - это зародыш подлинной
любви, ибо подлинная Божественная любовь всегда терпелива. Так она приходит к блаженному безстрастию.
***
«Горе имеем сердца» - призыв Церкви ко всем христианам через безстрастие к
земному войти и удержаться в Небесном. Глухая душа не слышит Бога, но с
удовольствием слушает надоедливый шум мира сего. Эта духовная глухота
исцеляется только скорбями. Тот, кто познал Бога, находит в Нем полную свободу, но человека освобождает не эта найденная свобода - его освобождает истина.
В ней нет никакой разделенности, так же как для сердец, познавших эту святую истину,нет никаких расстояний и преград. Во Христе мы начинаем жить вместе одним единым духом и наши сердца делаются одним большим благодатным сердцем. Это есть новая жизнь в Духе Святом, где не существует греха, а потому не существует и смерти: «Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек»(Ин.8:52). Так спасается всякая душа, так во Христе всякий человек становится вечным.
Умерев для страстей, человек начинает жить для вечности. Это благодатное преображение неуничтожимо и оно полностью изменяет человека, делая его вечным и безсмертным.


***
Понимать на земле нечего, кроме своего греха, того, который есть «похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская»(1Ин.2:16). Преобразить тленное и преходящее в
нетленное и вечное - именно это постичь нелегко, чтобы спастись через это
постижение, но «Богу же все возможно»(Мф.19:26). Диавол может нанести лукавый
удар по написанным словам, но боговдохновенную идею убить он не в силах. С этой
одухотворяющей идеей, приняв Духа Божия, человек молится о всех людях и все они
молятся о нем, а воедино - о всей Церкви Христовой.


Если хоть одна душа на земле познала и возлюбила Христа, она становится прямо
здесь частицей Небесного рая, неподвластного греху и смерти. То, что может сделать
один человек, смогут совершить и остальные. Так начинается свобода, так
совершается Спасение, в котором все души становятся едины в Божественной любви,
подобно Святой Троице. Эта новая жизнь исполнена нескончаемой радости, потому
что она есть свет невечерний и подлинное воскресение духа. Пребывая во Христе, мы
ещё на земле встречаемся с Царством Божиим, на собственном опыте постигая:
«Царствие Божие внутрь вас есть»(Лк.17:21).


Самолюбие самонадеянно и болтливо, а самоотречение и безстрастие молча следуют
за Христом. Мирское знание убивает мудрость, которая мудра Богом, ибо является
любовью, и все же врата злобного ада не могут одолеть ее.
***
Человек смотрит в окно на сияющий полдень и неожиданно для него не этот
удивительный, обласканный солнцем день становится важен для его души, а то
невыразимо волнующее движение в глубине его духа, исполненное спокойной и
безмятежной, даже несколько отстраненной Любви, которая и создала для него и для
всех этот неискажённый грехом промежуток вечности. Это есть сладостные мгновения
благодарной любви к Господу, которые делают ценной всякую жизнь человеческую.
Во имя красоты никого не посадишь в тюрьму, а во имя человеческого идола
«справедливости» государству можно даже убить любого человека и многие народы.
Вне Церкви нет христианства, внутри религии нет свободы во Христе. Не выходя из
Церкви, обрети в духе огонь Христов: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как
желал бы, чтобы он уже разгорелся»(Лк.12:49) - и для этого необходима всего лишь
наша решимость.
Как ни сильна тьма мира сего, а у Бога по-прежнему в этом искаженном грехом мире
много простых, верных Ему людей, истинной соли земли, ибо «соль добрая
вещь»(Мк.9:50). Смиряющие других - таких множество, а милующих и сострадающих
ищем по сей день, ибо их место не на этой земле. Христианство призывает
«полюбить», мудрецы убеждают «понять», а Христос открывает всем: «Я и Отец -
одно»(Ин.10:30), ибо Он - повсюду.
***Многое из того, что в разное время казалось необходимым душе, оказалось ненужным
духу. Но постижение духа стало возможным лишь благодаря пониманию, что ничто в
мире, кроме Бога, не нужно душе, чтобы дух обрел ту свободу, которую имел с самого
начала. Каждому сердцу Бог наедине говорит то, что ему необходимо для спасения. А
оно об этом рассказывает другим так, как умеет. Для того, чтобы поделиться с другими
самым сокровенным, нам достаточно всего лишь пары внимательных зорких глаз и
пары умеющих слышать чутких ушей.
С самой ночи, затем с утра и весь день - удивительная живость духа, все тело - как
одна цельная прозрачность духовного постижения. Блаженная открытость души всем
явлениям внутри: там все наполненно светом, до ощущения собственной невесомости
и одухотворённости, какой-то просветлённой чувствительности к каждому движению
ума и сердца, и вовне: во всем окружающем ощущается сокровенная полнота и
законченность, отчетливая живость восприятия всех мелочей - узор веток на фоне
голубых вечереющих небес, чистота и ясность всех звуков, музыка птичьих голосов и
приглушенный говор людей где-то за кельей, далёкий улетающий гудок парома с моря,
как будто все внутри и вовне обрело свой собственный выразительный и очень
понятный язык и вступило в общение с духом вне слов и мыслей. Такое не изгладить
из памяти, когда возвращаешься к земным занятиям, где все сохраняется как тонкий
отпечаток неземного света в душе.
Бог просвечивает сквозь дух, как прекрасная и волнующая морская глубина сквозь
зеркало водной глади во время штиля. Ум замирает, оставив всякое движение, и тогда
отчётливо проступает живая Божественная Безпредельность, вся сотканная из
непереводимых в слова смыслов и непостижимых умом интуиций. Нашедший в себе
благодать, делится ею со всеми и повсюду.
Иногда изнутри повеет такой юностью, такой чистой свежестью и жизненностью, как
будто не было ни долгих лет, ни болезней, ни тихого увядания тела: «Обновится, как у
орла, юность твоя»(Пс.102:5). Ощущение подлинного счастья обжигает сердце и
наполняет глаза потоками сладких слез, а чувство благодарности Богу за таинство,
совершаемое Им в тайниках души, снова и снова обращает сердце к нескончаемой
молитве, которая переходит в глубокое, ничем не нарушаемое созерцание Его
непостижимого бытия.
***


Логика - средство для самооправдания человека , утратившего веру, дерзкая попытка
гордыни заглушить совесть, убрать ее из жизни и жить так, словно её нет и никогда не было. Расхождение проповедников с Евангелием четко выявляется в отношении их
привязанности к маммоне.
На слова Спасителя : « Если хочешь быть совершенным,
пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи и следуй за Мною»(Мф.19:21), они отвечают: « Хотим следовать за Тобой
только со всем нашим имением, продать не хотим, а раздать не можем».


Блудные помыслы смиряют гордую душу, а гневные помыслы - самоуверенный ум. Но
из этого не следует, что подобные нападения дурных помышлений следует принимать
для смирения. Смиряет душу борьба с ними, а согласие с мысленным злом убивает
её. В духовной жизни невозможно править людьми насилием, то есть быть
агрессивным человеком. Сердце человеческое влечёт лишь любовь, потому что оно
создано любовью. Разве Христос стремился стать властителем и вождем народов? Он
служил людям как Спаситель и привлекал к Отцу Небесному смирением и любовью.
Вожди - это подручные диавола, желающего властвовать над людьми принуждением и
владеть ими подчинением их воли. От одержимых земной властью многие беды на
земле и, перефразируя молитву, можно сказать, что наше спасение во Христе - от
«командиров» мучима рода человеческого.


Христианство - не чувство, которое душевно, не переживание, которое страстно, не
умствование, которая чуждо смыслу самого Православия. Это ясное и глубокое
постижение истины, которое должно происходить в человеке, и Церковь во всех её
богослужениях и Литургиях призывает к прямому постижению того, что «Христос
посреди нас». Он посреди нашего сердца, посреди души, внутри человеческого духа.
Христос - это источник нашего безграничного духовный мир, в котором любовь и
свобода неразделимы. Только зрелый виноград дает хорошее вино, и только духовно
зрелая душа приносит истинный плод святости.
***
Духовное преображение состоит не в частичном изменении характера, мыслей и
переживаний, или в перемене понимания человека и его представлений о мире и о
Боге. Подлинное преображение - это совершенное изменение в глубине нашего бытия
всей человеческой личности, благодаря вселению в нее Святого Духа: «Ибо вы храм
Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их
Богом...»(2Кор.6:16). Это новая цельность всей одухотворенной сущности человека,
соединившейся в смирении и покаянии с вечным и безсмертным Божеством. Но для
того, чтобы совершилось это дивное преображение, человек должен отдать Богу всего
себя, и на это может потребоваться вся жизнь без остатка.
Душа, не испытавшая такого Божественного преображения, остаётся поражённая
страхом и маловерием. От чего в ней возникает самый большой ужас? От диавола?
Нет, само по себе, его существование, как носителя зла, понятно. Ужас возникает от
проникшего глубоко в душу трудноистребимого лжесмирения, которое изворотливо
присасывается к ней и выпивает все соки ее веры, становясь мертвой религией.
Духовная жизнь - это стойкое терпение всех скорбей ради спасения, ради обретения
живой благодати. Если же терпение прилагается не к спасению, а к упрямым попыткам
добиться собственного «счастья» в церковной карьере, то оно остается судорожным
цеплянием за ускользающую жизнь, мёртвой хваткой за вещи этого мира, где нужно
«терпеть» постоянный распад и исчезновение всего, к чему привязалось сердце.



Из книги "Христианское совершенство или записки из кельи невидимых старцев"





Другие статьи в литературном дневнике: