Протоиерей Игорь Рябко

Шельгова Татьяна: литературный дневник

В юности одним из самых любимых певцов был для меня Константин Никольский. Сейчас я понимаю его песни совершенно иначе, чем сорок лет назад. И почему-то начать свой разговор на тему Недели о расслабленном мне захотелось стихами одной из песен этого автора.


Я сам из тех, кто спрятался за двери.
Кто мог идти, но дальше не идет.


Кто мог сказать, но только молча ждет.
Кто духом пал и ни во что не верит.


Моя душа беззвучно слезы льет.
Я песню спел – она не прозвучала.


Устал я петь, мне не начать сначала,
Не сделать новый шаг и не смотреть вперед.


Я тот, чей разум прошлым лишь живет.
Я тот, чей голос глух, и потому


К сверкающим вершинам не зовет.
Я добр, но добра не сделал никому.


Я птица слабая, мне тяжело лететь.
Я тот, кто перед смертью еле дышит.


Но, как ни трудно мне об этом петь,
Я все-таки пою – ведь кто-нибудь услышит.


Тот, кто не переживал ночей тьмы, вряд ли когда-то поймет, что это такое – быть «расслабленным». Когда тьма проникает тяжелым смогом в каждую клетку твоей души. Умом все понимаешь, осознаешь, но ничего с собой поделать не можешь. Это состояние, которое в тебе живет, существует само по себе.


Это и есть расслабленность. Ум зацикливается на страхе и смотрит, как загипнотизированный, в черную дыру тьмы над бездной. Как бы ты не пытался отвести от нее взгляд, ничего не получается. Магнит, который всасывает тебя в это ничто, в миллионы раз сильнее тебя. Сердце тает в груди от ужаса, стучит так, что вот-вот должно лопнуть от напряжения. Дышать тяжело, как будто на грудь положили многотонный камень. Теснота со всех сторон, словно тебя закопали живым в узком гробу, а со всех сторон залили тоннами бетона.


Жить в этом состоянии невозможно, душа просит смерти. Уныние перерастает в крайнюю форму отчаяния. Человек готов на все, лишь бы это прекратилось, даже на самоубийство. Надежды нет. Бог молчит. Вокруг только страх, боль, ужас. Это уже не жизнь, а некая застывшая агония души. Такое чувство, что это длится вечность.


К. Никольский говорил, что текст песни «Я сам из тех…» он не сочинял, а просто написал за несколько минут. Повод? «Никому такого не пожелаю. Жить не хотелось – это слабо сказано. Долго мучился, а потом написал песню – и все прошло». (К. Никольский. «Комсомольская правда», 2009)


Сильные духом, наверное, осудят нас за это малодушие и трусость. И будут правы, потому что они – олени, скачущее по высоким горам. А мы зайцы, ищущие прибежище в Камне (Пс. 103:18), который есть Христос. В период расслабленности понимаешь, что ты ничто, созданное из ничего. Я – пустота, сшитая нитками боли и заполненная доверху страхом. В такие минуты кажется, что:


Время, когда радость меня любила
Больше не вернуть ни за что, никогда…
Но что-то же делать придётся, хоть зло
Старается пуще добра.


Остается, стиснув зубы, терпеть. Всю жизнь приходится бороться, трудиться, заставлять себя, быть таким, каким бы тебя хотел видеть Бог. Зачем? Лишь для того, чтобы понять, что у тебя так ничего и не получилось?


Пустые споры, слов туман,
Дворцы и норы, свет и тьма,


И утешенье лишь в одном –
Стоять до смерти на своем,


Ненужный хлам с души стряхнуть,
И старый страх прогнать из глаз.


Из темноты на свет шагнуть,
Как первый раз.


И в узелок опять связать
Надежды рвущуюся нить


И в сотый раз себе сказать,
Что можно что- то изменить.


Пускай не стоит свеч игра,
Поверь опять, что победишь.


В конечном счете будет прав
Тот, кто зажег огонь добра.


В моей душе осадок зла
И счастья старого зола,


И прежних радостей печаль.
Лишь разум мой способен вдаль


До горизонта протянуть
Надежды рвущуюся нить.


Еще раз может быть рискнуть,
Чтобы хоть что-то изменить когда-нибудь.


В моей душе осадок зла
И счастья старого зола,


И прежних радостей печаль.
Лишь разум мой способен вдаль


До горизонта протянуть


Надежды рвущуюся нить


И попытаться изменить хоть что-нибудь.


Опыт духовной жизни может привести человека только к одному – к пониманию собственного бессилия. Неважно каким ты стал, важно каким ты старался быть. Пускай ничего у тебя и не получилось, ничего не вышло, важно другое – ты делал все, что мог!


Богу важно не то, кем ты стал, а то, к чему ты стремился, куда была направлена твоя воля. Спастись человеку невозможно, это только Богу под силу (Мф. 19:26). Осуждается не тот, у кого не получилось стать святым, а тот, кто не старался им стать.


Сущность явлений и лет вереница,
Лица друзей и маски врагов,


Ясно видны и не могут укрыться
От взора поэта - владельца веков.


Свет дальних звезд и начало рассвета,
Жизни секреты и тайны любви,


В миг вдохновения солнцем согретый -
Все отражается в душах поэта -


В зеркале мира...
В зеркале мира видно, кто и как жил.


Видно, кто в песню неправду вложил.
Видно, кто хочет чтоб все было ночь.


Видно я должен людям помочь.
Зеркало мира есть у меня.


Хочешь взглянуть - так не бойся огня.
Этот огонь воспоет моя лира.


Пусь люди знают - есть добрая сила
В зеркале мира...


Новое утро - добрая весть.
Доброе утро - новая песня.


Ясен мой путь и послушна мне лира.
Голос поэта снова зовет вас заглянуть


В зеркало мира...


«Но как же? – спросите вы. – Сколько людей смогли достичь обожения уже здесь, во время земной жизни? Сколько праведников, преподобных, чудотворцев, на которых явно почивал Дух Святой!» Да это так, но, во-первых, все эти люди очень много в своей жизни выстрадали. Больше всего на свете мы боимся боли и страданий, поэтому бегаем от них, что есть мочи. Но именно они и сделали их, грешников, святыми при помощи благодати.


А, во-вторых, чем больше было им дано, тем больше им приходилось терпеть. Апостол Павел имел от Бога величайшие дарования, которыми не были удостоены даже те, кто знал Христа в земной жизни. Но при этом, дабы Павел не превозносился высотой и исключительность этих дарований, ему было дано и жало в плоть, от которого он страдал день и ночь.


Но разве мало было апостолу и без того скорбей, которые он пил ежедневно, как воду? И, тем не менее, промыслом Божьим ему дано было еще и это (2 Кор. 12:7). Обмен валют в небесном банке только такой. Преподобный Иосиф Исихаст указал курс конвертации – «капля благодати за ведро скорбей».


Когда поймешь умом, что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,


То жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина.


Вот мой бокал, в нем больше ни глотка
Той жизни, что как мед была сладка.


В нем только горечь неразбавленной печали,
Оставшейся на долю старика...


И если выйдет все, как я хотел,
То, Боже милый, мир прекрасным будет.


Послав страдания на голову мою,
Послав отчаянье душе моей правдивой,


Пошли мне веру, я о ней спою,


И дай мне силы, стану я счастливым.


Если мы в себе труда и подвига не находим, то не будем удивляться, что за душой благодати ни гроша, за душой ничего нет. Тем не менее, это не повод отчаиваться и унывать. Бог смотрит на труд, а не на результат. А это как раз то, что от нас требуется. А уже какую плату, как, кому и когда Он воздаст, это тайна Его Промысла. И слава Богу, если мы здесь ничего не получим. Нам только дай, так наш ум тут же начнет превозноситься, и мы сразу все потеряем.


Результат от нас не зависит, тут мы бессильны. А вот стремиться к свободе во Христе, бороться со грехом, стараться, что есть сил, жить по заповедям, это то, что полностью зависит только от нашей воли. Как бы человек низко не пал, как бы больно не ударился о землю, осуждение он получит не за падение, потому что Бог ему попустил упасть, а за то, что не попытался встать и идти дальше вперед. Делай что должен, и будь что будет.


Бури и метели землю одолели,
Птицы белые мои к солнцу улетели.


По затерянным следам
Поспешите в край далекий,


В край далекий, в путь нелегкий
К светлым, солнечным годам.


Отыщите мою радость,
Что за горем затерялась,


Принесите песню мне
О родившейся весне.


Разыщите лучик, что закрыли тучи,
И родник живой воды - напоить сады...


Принесите мне веселье
Горных рек и рек весенних,


Жар людских сердец, согретых
Вольных странствий теплым ветром.


Попросите небо не темнеть от гнева,
Попросите у полей мирного раздолья,


Попросите у лесов
Чистых звонких голосов,


Отыщите острова,
Где зеленая трава –


В ней живут любви и мира
Позабытые слова.


Попросите у лесов
Чистых звонких голосов,


Чтоб сказать о том, как труден
Путь души, спешащей к людям.


Отыщите острова,
Где зеленая трава –


В ней живут любви и мира


Позабытые слова.





Другие статьи в литературном дневнике: