Женила на себе с помощью хитрости и шантажа?

Лира Югорская: литературный дневник

Праздник любви, семьи и верности год от года становится все популярнее. Его отмечают 8 июля широко и радостно - концертами, песнями, массовыми гуляниями. Однако каждый год в преддверии праздника возникают разговоры – почему именно эта история любви и долгого, счастливого брака была избрана в качестве олицетворения супружества.


Сюжет истории Петра и Февронии известен, думается, уже всем, но не лишним будет его напомнить. Когда-то давно в Муроме жил князь, и к его княгине повадился прилетать оборотень-змей. Княгиня выведала у змея, отчего он может погибнуть, тот рассказал, что погибель его в «Петровом плече, Агриковом мече», и младший брат князя Петр отыскал этот меч и, как и положено, рубанул им чудовище со своего «Петрова плеча». Но кровь змея окропила лицо и руки молодого князя, после чего он покрылся страшными язвами и струпьями. Не находя помощи у местных врачевателей, Петр приказал отвезти его в Рязанские земли, где, как было известно, жили славные целители. И такая целительница нашлась в селе Ласкове: она согласилась исцелить князя, но лишь в том случае, если он женится на ней. Звали девушку Февронией. Князь дал согласие на брак, девушка приготовила снадобья и велела смазать им все язвы князя, кроме одной. Исцелившись, Петр обещания своего не выполнил, и вскоре заболел снова. Излечила его опять-таки Феврония, и после этого князь на ней женился, исполнив нарушенный прежде обет.



Но брак князя, его женитьба на простолюдинке многих не устроила. Бояре и знать строили Февронии козни до тех пор, пока под натиском недовольных князь и княгиня не покинули Муром. Но после их отбытия, а по сути – ссылки, - между боярами начались такие дрязги, что они вынуждены были попросить княжескую пару вернуться. Они простили недругов и вернулись, и дожили вместе до старости, в полном согласии и любви, а затем умерли, как и жили, вместе. Вот таков, вкратце, сюжет знаменитой «Повести о Петре и Февронии» — одного из древнейших, но сохранившихся, слава богу, до наших дней народных преданий. В 1547 году Петр и Феврония были причислены к лику святых.


Однако каждый год возникает некоторый ропот: все же почему именно эти святые почитаются как покровители супружества? И ладно – атеисты, но и верующие недоумевают: мало того, что князь будущую жену откровенно обманул, но и она хороша – давила на князя, по сути – «вытребовала» брак. Плюс ко всему, пара была бездетна, неужели не нашлось другого примера, более располагающего к подражанию? И хотя для очень многих людей этот праздник давно стал настоящим и празднуется всей душой, разговоры эти не утихают. Несколько лет назад, например, один из наших политиков попросту назвал Февронию шантажисткой, а Петра заклеймил как человека безвольного и мягкотелого, ну разве что еще не обозвал «тряпкой». И вывод напрашивается сам: и правда, сомнительный образчик придумали для подражания…


Между тем, если задуматься и проанализировать эту историю, ответ на нее окажется лежащим на поверхности. Одно дело – если бы к моменту вступления в брак Петр и Феврония уже были едва ли не святыми, ну, по крайней мере благочестивыми христианами. Но нет, это было не так! Верующие, конечно, говорят, что Феврония настаивала на браке, поскольку видела «духовным оком», что князь погибнет без нее, и таким образом добивалась права находиться рядом с ним. Но для современной молодежи, как это ни парадоксально, куда важнее другая истина: нет, они не были святы к моменту брака, и даже напротив – имели массу недостатков, друг для друга вполне очевидных. Но главное – они друг другу все простили.


Любовь оказалась выше и главнее любых обид, взаимных претензий. И время показало, что они были правы, поскольку их жизнь в браке оказалась очень счастливой. Настолько счастливой, что князь был готов потерять все мирские блага, положенные ему, как князю, чтобы остаться рядом с любимой.


В современном мире мы друг к другу, мягко говоря, не слишком терпимы. Мы часто не идеальны, но не прощаем другим и малости от собственных грехов и недостатков. И брак часто воспринимается почти как забава, или битва, в которой один неминуемо должен подчиниться другому, или угождать и потакать любым требованиям более капризной стороны. В итоге браки разрушаются не по серьезным причинам, а часто – из-за сущей ерунды, лишь потому, что вступившие в супружество не готовы поступиться ничем, и в любом действии супруга готовы увидеть лишь одно – попытку ущемить личные интересы другого.


Недостатки «половины» кажутся ужасными, а собственные – не замечаются. Нередко и мамы воспитывают детей явно не для брака, а если и для брака, то не для счастливого: дочкам внушается, что муж «обязан» только носить ее на руках и исполнять любые прихоти, сыновьям – что жену надо «держать в кулаке». Мало кто говорит о том, что брак – это огромная работа, которую делают два человека, и от которой в выигрыше остаются также – оба.


А на самом деле с недостатками друг друга можно вполне мирно уживаться. И находиться рядом бесконечно долгое количество лет, причем пребывая в радости и любви – можно. И пример Петра и Февронии, пример любви всепрощающей и потому вознагражденной долгими годами жизни, - тому подтверждение.


Ну а плюс ко всему, Петр и Феврония, соединившись, поняли, что важна не ценность каждого из них, а именно их единство. Возможно, и в течение их брака случалось каждой из «половинок» обнаружить за другим какой-то недостаток, но не становилось это поводом для ссоры. Они выбрали любовь, и на ее алтарь несли не жертвы, а смирение и великое желание быть вместе, что бы ни случилось. Потому и были счастливы.


"Вечерняя Москва"


vm.ru



Другие статьи в литературном дневнике: