Об эгоцентризме

Лира Югорская: литературный дневник

Я не люблю бары.
Обычно люди это знают.
Обычно я рассказываю, что люблю выставки, лекции, концерты, и уютные рестораны.


Еще я не люблю когда резко нарушают мое личное пространство.


Я не люблю шум.
Не люблю толпу.


И однажды, мой старый приятель, зная все это обо мне, решил устроить мне сюрприз и повел меня в дико людный и шумный бар (я не знала, что мы идем туда).


Я потом долго думала, почему человек желающий поднять мне настроение, вроде бы из лучших побуждений сделал мне только хуже.


Потому что это было про него. А не про меня.
Потому что я тут не учитывалась.


Потому что забота, это не когда ты любишь картошку, и поэтому щедро пихаешь ее в рот другому.
А забота, это когда ты знаешь, что близкий человек хочет авокадо, например.
И ты приносишь авокадо.
Ровно столько сколько попросили.


И не стоишь потом заглядывая в рот, в ожидании благодарности и того, что тебе в ответ принесут картошку.
Мне кажется это очевидно.
Замечать других людей, видеть обратную связь, интересоваться тем, чего они хотят, что любят, что для них важно.


До 10 лет детям довольно сложно учитывать другого.
Им присуще такое качество, как эгоцентризм.


Чем младше ребенок, тем более он эгоцентричен.
Не путать с эгоизмом.
Эгоизм это когда я учитываю себя (и это нормально).
Эгоцентризм это когда я не учитываю других.


Эгоцентризм во взрослом возрасте свойственен людям инфантильным, у которых не соформирован навык коммуникации.
Которые считают весь мир своей мамой, и считают, что он (мир) должен вертеться вокруг них.


Что все должны соответствовать их ожиданиям. А если где-то мир не ведет себя как мама - возникают претензии, обиды , жалобы на несправедливость мира (позиция жертвы).


В свои 25 лет, я тоже переживала период эгоцентризма и отсутствия эмпатии.
Купить подарок потому что он нравится мне ( а не тому кому он покупается).
Позвать других в место, которое в 90 процентов случаев будет оцененно только мной - бинго.


И только спустя время, я научилась замечать в контакте другого.
Целенаправленно развивая эмпатию через психотерапевтические группы.


Эмпатия это способность почувствовать и осознать, что испытывает другой человек. Как он видит ситуацию. Это та пресловутая возможность поставить себя на место другого и задаться вопросом "как ему"?


Три вещи отсюда необходимо вынести:


1) Важно учитывать другого и развивать эмпатию.


2) Помнить, что люди не должны вести себя так как вам хочется и события тоже не должны складываться таким образом.
Это может злить и расстраивать, но это так.


3) Мы можем влиять на реальность, но наши возможности ограничены.
От жалоб на несправедливость ничего не поменяется, а вот от конкретных действий очень может быть.


Клинический психолог - Воронова Любовь



Другие статьи в литературном дневнике: