Истина в философии
Истина в философии
Автор: Игорь Хлебников
1.СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ
В классическом смысле, "истина",- это "адекватная
информация об объекте, получаемая посредством
чувствительного и интеллектуального изучения".
Более "упрощённая трактовка истины в философии",
совпадает с тезисом: "истина,- есть адекватное
отображение действительности в сознании".
"СОВРЕМЕННОЕ понятие истины в философии", сводится
к формуле:
п.А "Истина,- есть гносеологическая* характеристика**
мышления***, в его отношении к своему предмету,
объекту****". (ф.1-1)
Суть содержания "СОВРЕМЕННОЙ ФОРМУЛЫ, раскрывается так:
"ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ,- это система научных принципов,
идей, обобщающих практический опыт, и отражающих
закономерности природы, общества, мышления, путём
приобретения знаний о закономерностях объективного
Мира; описание характерных и отличительных качеств,
"свойств"[-атрибут предмета, объекта, субъекта;
понятие свойства является категорией, имеющей
одинаковое значение для любой науки, наряду с
другими основными категориями,- "вещи" и "отношения";
в соответствии с "принципом тождественности вещей",
который известен как закон Лейбница,- "две вещи
тождественны, если все их "свойства" общие; "свойства"-
сторона проявления качества; "свойства" объекта зависят
от вида взаимодействия объекта и "субъекта",- в
философии: познающий и действующий человек, существо,
противостоящее внешнему Миру как объекту познания;
субъект - человек как носитель каких-нибудь "свойств"]
кого-чего-нибудь, благодаря способности человека, его
мозга как органа мышления; такая способность представляет
собой процесс отражения объективной действительности в
представлениях, суждениях, понятиях и позволяет
рассуждать, сопоставлять данные опыта, мысли и делать
из них выводы, при взаимной связи разных величин,
действий и их направлений на "предметы, объекты", которые
существуют вне нас и независимо от нашего сознания,
внешний Мир, материальная действительность,т.е. "бытие",-
всё то на что направлена наша мысль, то что составляет её
содержание". (ф.1-1-1)
Необходимо выделить "ТЕЗИС О КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ", которая
является зависимостью знания, от связей и взаимодействий,
присущих тем или иным явлениям; от условий, места и времени,
совокупности исторического опыта, на основании которого,
знания существенно развиваются. В содержание этого "тезиса",
входит идея, которая была востребована в сравнительно
позднее время,- "при достижении понимания Мира как
динамического целого, изменяющейся материальной системы".
Марксистская концепция рассматривает "конкретность истины"
не как неизменный факт, а как относительное явление ("в Мире
всё относительно"), в контексте Общего процесса познания,
диалектической взаимосвязи гносеологических ("теории познания")
категорий абстрактного и конкретного, как движения по спирали,
"отрицание отрицания", восхождение от абстрактного к
конкретному и обратно.
Марксизм рассматривает абстракцию* не только как наиболее
общее понятие или категорию, но и как неизбежно одностороннее
восприятие действительности, которое требует уточнения по
мере накопления опыта, открытия новых природных связей.
В свою очередь, "расширение смыслового содержания абстрактных*****
понятий, на основе нового конкретного опыта", позволяет
по-новому рассмотреть полученные факты, их обобщить и открыть
"Новые общие закономерности". (ф.1-2)
АБСТРАКЦИЯ*,- "Мысленное отвлечение",- обособление от тех или
иных сторон, "свойств" или связей предметов и явлений, для
выделения существенных их признаков.
С помощью абстракции, возникли все логические понятия.
"Отвлечённое понятие",- теоретическое обобщение опыта;
в "Научной абстракции",- это верное и полное отражение Природы. (ф.1-3)
Одним из важных итогов философских исследований, выступает
"различие между Абсолютной и Относительной истиной".
"АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА",- это полное, исчерпывающее знание о Мире,
как о сложно-организованной системе". (ф.1-4)
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ* ИСТИНА,- это неполное, но в некоторых
отношениях, верное знание о том же самом
объекте". (ф.1-5)
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ*,- 1.Устанавливаемая по сравнению с чем-нибудь
другим, с обстоятельствами, условиями и т.д.
("свойствами", "вещами", "объектами", субъектами")
2.В языкознании: показывающая отношение между
чем-нибудь к чему-нибудь. (ф.1-5-1)
Понятие "СВОЙСТВО" является категорией, имеющей одинаковое значение
ДЛЯ ЛЮБОЙ НАУКИ, наряду с двумя другими основными категориями: "ВЕЩИ"
(материальное явление, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ) и "ОТНОШЕНИЯ" между
кем-чем -нибудь к кому-чему-нибудь, то есть взаимная связь
разных величин, предметов, действий. (ф.1-6)
На основании вышеуказанного пункта п.А:
ИСТИНА - это гносеологическая* характеристика** МЫШЛЕНИЯ*** (МЫСЛЬ),
в отношении мышления к какому-либо объекту**** (предмету). (ф.1-1)
На основании формулы (Ф.1-1):
ИСТИННАЯ МЫСЛЬ*** - это ИСТИНА, с гносеологической* характеристикой**
в отношении какого-либо объекта****, как результат способности
субъекта рассуждать, сопоставляя данные опыта, мыслей и
делать из них выводы. (ф.1-7), где
ГНОСЕОЛОГИЯ*. В философии: теория познания.
ХАРАКТЕРИСТИКА**: Описание характерных отличительных качеств, СВОЙСТВ.
ИСТИННАЯ МЫСЛЬ***. Мыслить, мышление: Способность человека
(субъект) рассуждать, представляющая собой процесс отражения
объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Мозг - орган мышления.
ОБЪЕКТ****. То что существует вне нас
и независимо от нашего сознания, внешний Мир, материальная
действительность; Объективный Мир во всём многообразии его
связей, БЫТИЕ, окружающая обстановка, положение. Это не фантазия.
На основании формулы (ф.1-7):
ИСТИННАЯ МЫСЛЬ,- это ИСТИНА с познанной закономерностью характерных
отличительных качеств, СВОЙСТВ в отношении какого-либо
объекта (субъекта). (ф.1-8)
"ИСТИННАЯ МЫСЛЬ", так же как и "ИСТИНА", может быть
"АБСОЛЮТНОЙ ИСТИННОЙ МЫСЛЬЮ" либо "ОТНОСИТЕЛЬНОЙ
ИСТИННОЙ МЫСЛЬЮ". (ф.1-9)
2.ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ
Впервые, Античное понятие "истины" было введено Парменидом, как
противопоставление "мнению" (суждение, выражающее оценку чего-нибудь
отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь).
Основным критерием "истины" признавалось "тождество" "мышления" и
"бытия",- "Объективная реальность,- материя, природа, существующая
независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни
общества". (ф.2-1).
Наиболее разработанной "Теорией истины" в Античной философии
выступала "Концепция Платона", согласно которой,- "Истина есть
сверх-эмпирическая идея (вечный эйдос истины), а также вневременное
свойство остальных идей". (ф.2-2)
Причастность человеческой души "миру идей", связывает человеческую
"душу" с "истиной", знание которой есть результат,- "воспоминание
души о своём пребывании в мире вечных идей, когда душа ещё не
соединилась с телом." (ф.2-3)
Августин, опиравшийся в Средневековой философии на взгляды Платона,
проповедовал Учение с позиции гармонического единства "познающего
разума" и "верующего христианского мышления". (ф.2-4)
ДО СИХ ПОР, наиболее распространённой концепцией истины, является
"корреспондентская" или "Классическая концепция истины". Её основные
"положения" сформулированы, главное из которых сводится к Формуле:
"ИСТИНА,- ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ ВЕЩИ* И ИНТЕЛЛЕКТА**". (ф.2-5)
ВЕЩЬ*,- "Всякое материальное явление, отдельный предмет (объект,
субъект), изделие и т.п.".
ИНТЕЛЛЕКТ**,- "Мыслительная способность, умственное начало у человека
(субъекта), определяющее его деятельность".
Понимание "истины" как соответствия "ЗНАНИЙ" и "ВЕЩЕЙ", было
свойственно в Античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. (ф.2-5-1)
В классическом смысле:
"ИСТИНА,- ЭТО АДЕКВАТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ, ПОЛУЧАЕМАЯ
ПОСРЕДСТВОМ ЧУВСТВЕННОГО* ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ, ЛИБО ПРИНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ, И ХАРАКТЕРИЗУЕМАЯ
С ПОЗИЦИИ ДОСТОВЕРНОСТИ**. (ф.2-6)
ЧУВСТВЕННОГО*,- "Воспринимаемого органами чувств, осуществляемый
при помощи их".
ДОСТОВЕРНЫЙ**,- "Не вызывающий сомнений, надёжный; внушающий доверие,
уверенность в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение
к чему-кому-нибудь."
Более упрощённая трактовка, совпадает с Тезисом:
"ИСТИНА,- есть адекватное отображение действительности
в СОЗНАНИИ*". (ф.2-6-1)
СОЗНАНИЕ*,- "1.СОЗНАТЬ - понять, отдать себе отчёт в чём-нибудь,
правильно оценив окружающее, совершающееся; 2.МЫСЛЬ -способность
человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения
объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Классическая концепция "истины", признавалась Фомой Аквинским,
Г.Гегелем, К.Марксом. Общая ориентация на классическое воззрение
присуща так же и некоторым философам ХХ века:
А.Тарский, К.Поппер. (ф.2-6-2)
В "Классической концепции истины", действительность трактуется,
главным образом, как объективная реальность, существующая
независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя
не только объективный воспринимаемый Мир, но и субъективную
сферу и сферу духовную.
Особым образом, здесь следует сказать О ПОЗНАНИИ. Его результат,-
ИСТИНА, а также сам объект познания, понимаются неразрывно
связанными с предметно-чувствительной деятельностью человека
(субъекта). Позднее к этому прибавилось понимание "истины"
не только как "статического явления", но и как "динамического
образования или процесса". (ф.2-7)
Некоторые сторонники "Классической концепции истины", трактовали
"истину" более возвышенно, но и более неопределённо, так как
понимали "истину" как "свойство объекта", совпадающее с его
согласием с собой, комплексом априорных форм чувствительности
и мышления (И.Кант); или даже в виде вечного, вневременного,
неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон,
Августин). Сторонники таких воззрений видели "истину" в идеале,
в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время
господствовало, имея таких последователей как Р.Декарт, Б.Спиноза,
Г.Лейбниц, И.Фихте. (ф.2-8)
3.ОТЛИЧИЕ ИСТИНЫ ОТ ПРАВДЫ
"ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО" к "науке" не относится, так как оно
является ИСКУССТВОМ,- 1.Творческое отражение, воспроизведение
действительности в художественных образах; 2.Умение, мастерство,
знание дела. (Ф.3-1)
В разделах "науки" (искусствоведение, литературоведение, история,
социология, физика, химия и т.д.), категория "истины" обладает
двойственной характеристикой: с одной стороны, "истина" - есть
"цель научного познания"; а с другой стороны, "истина" - есть
"самостоятельная ценность", обеспечивающая "принципиальную
возможность научного познания", совпадать с объективной реальностью,
как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и
практических задач". (ф.3-2)
"ПРАВДА",- понятие сходное (подобное, содержащее образ,
вид чего-нибудь) с понятием "ИСТИНА", но, в ряде случаев,
ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ от "истины", и даже ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕМОЕ
(то есть "правда" может иметь тройственный характер: 1."подобие",
2."отличие" или 3."противоположность" по отношению к "истине"). (ф.3-3)
"Правда", в отличии от "истины", имеет "онтологический характер"
(метафизический характер; метафизика: идеалистическое философское
учение о бытии; о неизменных, раз навсегда данных и недоступных
опыту началах Мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей,
вне движения, изменения и развития. С.И.Ожегов), значимым для
личности образом, в соответствии с нравственными категории и
в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и
убеждённости решимости действовать. (Ф.3-4)
Таким образом, если "ИСТИНА" соответствует ОБЪЕКТИВНОЙ*
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ**,(объект*,- то что существует вне нас и независимо
от нашего сознания, внешний Мир, материальная действительность**:
объективный мир во всём многообразии его связей, бытие,
окружающая обстановка, положение; это не фантазия). (Ф.3-5)
То "ПРАВДА" соответствует ДУХОВНОЙ*** способности
(духовный***,- относящийся к умственной деятельности,
к области Духа: психические способности, сознание мышление,
то что побуждает к действиям, к деятельности; начало
определяющее поведение; внутренняя моральная сила;
в религиозно-мистических представлениях,- бесплотное
сверхъестественное существо). (ф.3-6)
В русской философии (от Ф.Достоевского до Вл.Соловьёва
создаётся и воссоздаётся смысловая иерархия "правды" и
"истины". Вступать за "правду",- значит искать такой "истины",
которой ещё надо добиться, воплощающей в себе жизненный идеал,
в котором поступки отдельного человека находятся в согласии
с нравственностью ("правила, определяющие поведение, духовные
и душевные качества необходимые человеку в обществе, а также
выполнение этих правил"). В итоге такой философии, "истина"
оказывается подчинённой "правде". (Ф.3-7)
На различие "правды" (лат. iustitiia-юстиция, ср.серб. Правда-
правосудие) и "истины" (лат.veritas-истина) настаивает
славянский перевод Псалма в Библии:
11. Милость и истина сретятся (встретятся), правда и мир облобызаются. Пс.84:11
12. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; Пс.84:12
13. И Господь даст благо(добро), и земля наша даст плод свой. Пс.84:13
14. Правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои. Пс.84:14
Современное словоупотребление делает особый акцент на "субъективном"
(человеческом) и преходящим (временный, недолговечный) характере
"правды", в отличии от "вечного" и "вне-человеческого"
(объективного) характера "истины" (научной и божественной). (Ф.3-8)
ИСТОЧНИК:
1.- https://ru-wiki.ru/wiki/истина
2.- С.И.Ожегов. Словарь русского языка
© Игорь Хлебников, 2021
Первоисточник: http://stihi.ru/2021/11/29/4234
Другие статьи в литературном дневнике: