***

Олег Раевич: литературный дневник

О вкусах не спорят, о них можно заявить, а можно промолчать. В любом случае, мир интеллекта полон своим, скрытым от общих, часто праздных, глаз богатством, о котором нечто более совершенное, чем человеческий ум, размышляет и судит не по логическому закону противоречия, а с позиций всеобъемлющей истины, включающей в себя все крайности и кажущиеся несовместимыми полярности бытия. Простому человеку додуматься до этого прозрения мудрости бывает довольно трудно: чаще всего мы оказываемся привержены лишь части того, что принято называть абсолютной истиной.
Среди моих знакомых и друзей есть начитанные, образованные люди, скептически пожимающие плечами при упоминании фамилии Владимира Высоцкого. Они признают его как яркого представителя интеллигентской оппозиции советскому режиму и подвергают нелицеприятной критике его талант и способности как артиста и поэта. Последним он, по мнению многих, никогда не являлся, в лучшем случае был бардом-выразителем смутных, грубоватых настроений толпы и ничего не сделал в поэзии, чтобы его можно было ставить в один ряд с поэтами среднего уровня. Высоцкий прост, примитивно фольклорен по содержанию и напористо криклив, часто даже слишком, по форме художественной интонации. Все время кричать, хрипеть и пророчить на повышенных тонах в таком тонком деле, как поэзия, доходя до крайнего предела, нельзя, это неблагозвучно, режет, утомляет ухо и мозг, наконец, раздражает своей примитивностью. Нужна передышка, временная смена ритма и самоподачи, а у Высоцкого этого никогда не было. Художественные достоинства песен Высоцкого страдают от натужного, формального однообразия и, рано или поздно, интерес к его творчеству иссякнет - у каждого времени свои песни. Как актер Высоцкий вызывает сочувствие - это тот самый случай, когда содержание не отвечает форме: маленького роста, смешная фигурка, неподвижное лицо и при этом - безудержная, решительная заявка на героическую роль полубезумного, почти ницшеанского по своей фактуре пророка. Чем он обогатил русскую поэзию и отечественную театральную культуру? Здесь противники Высоцкого многозначительно поджимают губы и отводят глаза в сторону. Возможно, в чем-то они по - своему правы...
Да, конечно, в его поэзии нет народной красоты песен Беранже и сдержанной мужественности стихов Гюго, думаю также, что ставить его рядом с нашими Лермонтовым и Пушкиным (даже Гумилевым!) было бы комичной глупостью. Выскажу несколько парадоксальную мысль: если бы не было советской власти, не было бы и Высоцкого как артиста и поэта. В этом смысле его можно вполне обоснованно считать продуктом советской эпохи. С другой стороны, наверно лучше и справедливее всего было бы попытаться оценить не то, что не сделал Высоцкий, а то, чего ему удалось добиться в страшное время существования свирепой и столь же недалекой советской цензуры. За это ему низкий поклон и вечная память. Исторические герои удалятся от нас в вечность по мере того, как удаляется от нас время, в котором они не побоялись заявить о себе дерзко и необычно. Как правильно заметил один писатель, в смерти человек обретает свое величие...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.07.2010. ***
  • 29.07.2010. ***
  • 25.07.2010. ***
  • 24.07.2010. ***
  • 23.07.2010. ***
  • 22.07.2010. ***
  • 21.07.2010. ***
  • 19.07.2010. ***
  • 16.07.2010. ***
  • 11.07.2010. ***
  • 09.07.2010. ***
  • 06.07.2010. ***
  • 05.07.2010. ***
  • 04.07.2010. ***
  • 03.07.2010. ***
  • 02.07.2010. ***