***

Олег Раевич: литературный дневник

Философы, поэты, театральные критики и писатели ( а также все, к оным себя причисляющие!) на вздернутой ноте бесконечно спорят сейчас о том, что такое пост-модернизм и с чем его, грешного едят. А между тем, спорить не о чем, предмет спора лежит себе спокойно и радостно голенький на поверхности бурных и часто бессмысленных дискуссий. Склонные к сложным определениям ученые умы говорят о стремлении создать новые структуры в культуре и искусстве позднего капитализма, вычленить парадигму, выражающую "остаток обозначаемого", причудливое воплощение принципа свободы для всех в творчестве, ранее бывшем элитарным и казавшимся человеку с улицы недоступным, почти божественным. Нас уверяют, что модерн и пост-модерн вкупе создали новое видение жизни и смерти, ссылаясь при этом как на образец на то, как "увидели" ускользающую реальность бытия гении "нового искусства", начиная с повестей Кафки, музыкальных новаторов начала двадцатого века и кончая графическими ребусами Малевича-Кандинского-Пикассо-Дали. Примеры можно множить из анналов других видов искусства, но вряд ли это необходимо. Современный пост-модернистский человек, преодолевая брюзжание и зубовный скрежет, в конечном итоге принимает исковерканный художниками мир как откровение, как истину, которую наконец-то мы отыскали после стольких веков блуждания в платоновском возвышенном идеализме и сковывающем свободу и творчество картезианском реализме. Нас пытаются уверить, что пост-модернизм-это, если не новая, истинная культура, то , по-крайней мере, новая веха культурно-философского ренессанса. Вся эта магия слов прекрасно декламируется и читается до тех пор, пока вы не столкнулись с реальной "продукцией" новых сивилл в искусстве. Как только вы решитесь войти в музей современного "искусства", претенциозная риторика разлетается в прах перед уродством, которое нам заносчиво преподносят как последнее откровение господне. И тогда видишь: пост-модернистское "новаторство"- это всего лишь шарлатанство обездоленных по части таланта бездарей, которых ничего кроме денег и "желтой" славы не интересует. Становится ясно: пост-модернизм, рядящийся в тогу яростных открытий двадцатого века, представляет собой в действительности пошлый базар охлократического безвкусия и воинствующей порнографии.
Философский "низ", до которого опустился выродившийся Запад, смрад его морального разложения докатился теперь и до России, забывшей о том, что она-то и была прародиной модных "измов", которыми тщедушная Европа пытается удивить не только русских, но и весь мир. Безграничная расхлябанность пост-модерна оказала удручающее влияние на мораль и этику, открыла путь к свободе пошлости и низменному вкусу, стандартам и оценкам беспринципности и гогочущему цинизму СМИ. Вот совсем недавно на телевидении выступает очередная гламурная "звезда", широко известная в узком кругу своими бездарными эскападами на эстраде охлократической Юрмалы. Напротив сидят телеведущие, о которых даже абсолютно слепой человек в густом ночном тумане скажет, что интеллигентами они никогда не были и не будут (лица ведущих и язык кондуктора сельского автобуса свидетельствуют об этом более чем красноречиво!). Вся передача должна, по всей видимости, проходить по графе "культура". Очевидно с этой целью звезда, претендующая на некий стандарт образованности и вкуса, приоделась в стиле "жизнь удалась" - бросающаяся в глаза дорогая смесь пиджака и кашне на шее англосаксонского коммивояжера, которого в викторианской(да и в сегодняшней )Англии вряд ли допустили бы на престижные скачки или презентацию сбруи в магазине аксессуаров для лошадей. О чем говорят эти люди томного гламура, угнездившиеся на телевидении? Россия, раньше всех героически вышедшая из кризиса и благоговейно ждущая наката нанотехнологической волны с благословенной долины Сколково, затаив дыхание слушает откровения звезды. Звезда же всецело на уровне современной телевизионной (и общей, пост-модернистской) культуры: она громогласно заявляет, что выступает против грязных методов СМИ, торгующих "продуктами жизнедеятельности" деятелей культуры. Она, звезда, всячески одергивает эти самые СМИ, занимающиеся назойливым показом утонченной звезды в журналах и телепередачах. Звезде кажется, что журналисты перебарщивают, надо скромнее! Кроме того, акулы пера и телекамеры занимаются недопустимым перемыванием белья звезды (коммивояжер поп-культуры сообщает, что это задевает его личную жизнь с другой звездой, кристально простой, хотя и сменившей несколько мужей то ли от скуки, то ли от ужасной творческой перегрузки). Скромную звезду наезд СМИ раздражает и только поэтому она и согласилась на очередной эфир, дабы продемонстрировать всем свою непритязательную скромность. Какое самопожертвование! Что еще может интересовать нашу пост-модернистски продвинутую аудиторию? Да больше ничего! Вы слишком многого захотели от культуры сегодняшнего дня и от ее модернистских творцов!
Можно было бы пропустить эту очередную, тоскливую пошлость на телевидении, да ведь она слишком уж типична и показательна для уровня нашей пост-модернистской охлократии, которая кроме юмора ниже пояса и пиарного манерничания "звезд" ничего больше принять не может и не хочет. "Творцы" сегодняшней блестящей культуры и ее не менее блестящие потребители сравнялись по уровню. Бедная Россия, за что тебя так?! Кто может у нас сегодня застрелиться, признав себя бездарью, не способной перенести этот страшный приговор бога, еще умеющего проводить различие между искусством и "продуктами жизнедеятельности"?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.07.2010. ***
  • 29.07.2010. ***
  • 25.07.2010. ***
  • 24.07.2010. ***
  • 23.07.2010. ***
  • 22.07.2010. ***
  • 21.07.2010. ***
  • 19.07.2010. ***
  • 16.07.2010. ***
  • 11.07.2010. ***
  • 09.07.2010. ***
  • 06.07.2010. ***
  • 05.07.2010. ***
  • 04.07.2010. ***
  • 03.07.2010. ***
  • 02.07.2010. ***