Мария Монтессори. За и против

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

http://arcanus.ru/article195.html
Помоги мне сделать это самому.



Этот своеобразный детский сад был открыт ровно сто лет назад на первом этаже многоквартирного дома в простом квартале города. Туда сразу пришли 60 детей из близлежащих домов, и мамы облегченно отправились на работу. Дети были от трех до шести лет, разного темперамента и разных знаний. Правда, похоже на нашу с вами жизнь? У нас тоже детсад во дворе, и мамы сдают малышей в эту "камеру хранения". Но чем тот садик (точнее, Cаsa dei bambini, дом ребенка) отличался от прочих детских учреждений?
Тем, что возглавила его в 1907 году удивительная женщина -- Мария Монтессори.



Мария была единственным ребенком амбициозных образованных родителей. Наверное, оттого, что у них не было мальчика, отец и мать воспитывали дочь не так, как положено было растить девиц. Умная, самостоятельная Монтессори пробилась в медицинский институт, куда девушек не брали в принципе, став первой итальянкой с докторским дипломом.
Ее всю жизнь тянуло к детям, и она отправилась работать в госпиталь для слабоумных ребятишек, где их лечили только от физических хворей. Наблюдая за жуткими условиями жизни этих малышей, Мария Монтессори подумала: "А может быть, их можно чему-то обучить, чтобы они не напоминали бессловесных зверенышей?"
Она разрабатывала методики для пальцев, которые помогали детям научиться говорить. Она создавала игры, которые учили детей читать и писать. А потом она поняла, что и обычные, совершенно нормальные дети тоже могут с помощью этих методик учиться.
Как раз тогда ее и пригласили возглавить дом ребенка в бедном квартале.
Судьба Марии не была простой. Она пробивалась сквозь насмешки, недоверие, запреты. Она не смогла выйти замуж за любимого человека, а родившегося от тайного романа ребенка ей пришлось тайно отдать в интернат: строго католическая итальянская общественность отвернулась бы от незаконнорожденного и преступной матери. Ирония судьбы: Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Только когда Марио исполнилось 17 лет, она смогла встретиться с ним, не опасаясь быть изгнанной из общества. Они с тех пор не разлучались.
А ее идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Книги издавались даже на русском, не говоря уже о всех европейских языках. Италия рукоплескала Марии, указом короля в 1929-м было создано монтессори-общество, а лучшими архитекторами Италии выстроен изумительный колледж. Но когда пришедший к власти Муссолини приказал закрыть ВСЕ центры Монтессори в Италии (а их к тому времени были уже сотни), Мария уехала в Индию читать лекции о своем методе воспитания. Много лет она с сыном прожила в Азии. Вернувшись в Европу только после войны, она продолжила работу с детьми и взрослыми.
Мария умерла в 1952 году. Она стала единственной женщиной, чей портрет украшал итальянскую купюру, 1000 лир (теперь в Италии евро). Она стала гордостью страны.
А для тех, кто занимается образованием, ее имя навсегда останется в ряду знаменитых педагогов.
Так что же смогла эта маленькая женщина дать детям -- сотням тысяч детей, -- которые воспитывались по ее методикам?


Умный, свободный, уверенный в себе.


Удивительно ли, что к Марии относились с ненавистью все тоталитарные режимы. (Сталин запретил монтессори-школы, едва придя к власти, Гитлер отправлял в концлагеря монтессори-педагогов, от Муссолини она бежала.) Ключевым в ее воспитании стоит понятие "свобода".
Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя -- это создать для КАЖДОГО ребенка среду, в которой он мог бы развиваться САМ.
Конечно, в специально оборудованном пространстве. В правильной группе Монтессори находятся СОТНИ предметов. Это ящички, горшочки с фасолью и горохом, мешочки с пуговицами, кувшины и лейки, коробочки с бусинами, тряпочки, предметы со шнуровкой, кастрюльки разных размеров, мячики. И такие странные на первый взгляд вещи, как молоток и гвозди, гуталин и щетка для обуви, тазик и мыло, цветочный горшок и лейка. А еще обязательно губка, совок и веник. Ведь если малыш рассыплет рис или прольет воду, он должен будет прибрать за собой, чтобы другому ребенку было удобно и чисто играть. Но ребенок в группе как бы один. Понимаете? Эти дети совершенно свободны: к ним не подбегает воспитатель, не требует водить сей же час хоровод или играть в лошадки. Ребенок сам выбирает, перелистывать ли книжку или сосредоточенно пыхтеть над паззлом. В лучшем случае воспитатель научит малыша пользоваться рамками и вкладышами, покажет, как правильно поливать цветок, чтобы его не сломать. Но настаивать не будет ни на чем.
Единственное условие этой свободы таково: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Не правда ли, очень правильный девиз для современного общества?
Потому даже двух-, трехлетние малыши в монтессори-садике отлично знают: нельзя шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. А поиграв, нужно обязательно убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи.



В Англии из всех базовых школ для детей 4-12 лет 20% составляют монтессори-школы. В Голландии -- 40%. В США -- 10 тысяч школ и лицеев. В России монтессори-педагоги считают, что именно эта система способна воспитать людей новой экономической формации -- ответственных, независимых, уверенных в себе.


Как выглядит центр Монтессори.


1. Организованная среда. Группа не похожа на обычную детсадовскую комнату с игрушками. Помещение поделено на зоны: практическую, учебную, зону сенсорного развития. Пока младшие учатся стирать, гладить, готовить еду в практической, старшие дети в учебной зоне постигают основы мироздания, математику, русский и английский языки. В группу ходят дети от 2 до 6 лет.
2. Пособия. Детей часто интересуют не игрушки, а обыденные предметы: кастрюльки, бусины, палочки. На основе этого наблюдения Марией Монтессори были созданы ее знаменитые "Розовая башня", "Золотой математический материал", "Вкусовые банки", "Биологический комод". Знаменитые рамки и вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр.
3. Подготовленные педагоги. В системе Монтессори воспитатель не есть центр учебного процесса, как в традиционной школе. В его задачи входит лишь научить ребенка работать с материалами, уметь ответить на вопросы и следить за развитием каждого ребенка.
Основная ставка центров Монтессори делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка. Умение делать выбор и принимать решения, умение быть ответственным за эти решения, умение быть автономным -- вот результаты воспитания по этой системе.


Монтессори на дому.


Полный комплект материалов Монтессори требует много места, больших денег. Но наши советы помогут вам обустроить развивающее пространство у вас дома.



Прежде всего, у ребенка должен быть свой угол для развивающих игр -- коврик и полки. Обязательны маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Во время показа новой игры меньше говорите: пусть малыш изучит его сам. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза "Помоги мне сделать это самому!".
Пересыпание риса (фасоли) из специальных баночек, переливание воды из кружки в кувшинчик, раскладывание бусин и пуговиц по коробкам, чистка обуви, подбор крышечек для банок и бутылок, специальный ящичек с лоскутками разных на ощупь тканей -- все это вы можете сами устроить дома. Главное -- создать для каждого упражнения свои формочки (ящички, кружечки) и хранить их на специальных полках, предназначенных только для хранения обучающих игр.
Вот типичное упражнение школы Монтессори -- "Волшебный мешочек": спрячьте в мешочек знакомые малышу предметы (свисток, гвоздик, шнурок). Ребенок с закрытыми глазами вытаскивает вещички и определяет их на ощупь. Вещи в мешочке постепенно меняйте, повышая уровень сложности. А когда изучите алфавит, то пусть он достает оттуда только предметы, начинающиеся на одну букву (ложку, лист, ластик и т.п.).
Не бойтесь доверять ребенку даже воду и сыпучие материалы, однако требуйте настойчиво, но спокойно прибрать за собой. Ведь иначе приняться за новую игру он не сможет. Просто сказать, но трудно настоять. Не сдавайтесь на слезы и истерики. Настаивайте на правилах -- и ваша настойчивость будет вознаграждена. Двухлетние дети учатся поддерживать порядок (в этом возрасте они ужасные консерваторы), и это так поможет вам в будущем!


Плюсы.


* Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
* Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.
* Умение самостоятельно изучать материал.
* Способность к принятию решений, самостоятельность и ответственность.
* Правильное поведение -- любовь к порядку, умение обслужить себя: шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду и чистить картошку.


Минусы.


* Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым -- сухарем-знайкой.
* Дети почти не играют в классические игры -- прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
* Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов монтессори-школы: "Не мешай другим!").
* Детей, склонных к аутизму, занятия в монтессори-клубе могут провоцировать на замкнутость и нелюбовь к общению с другими детьми.
* Система разделяет возрасты, в которые у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет -- коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
* Заниматься надо с опытным монтессори-педагогом, по-настоящему бездеятельным (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).



Мария Монтессори (итал. Maria Montessori; 31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Родилась в Кьяравалле (Италия). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.



Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.



Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.


Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.


После того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке (около 1913 г.), позднее этот интерес остыл.


Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.


Из Нидерландов, где она находилась с 1936 года, Монтессори, по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале (англ. Kodaikanal), которая работала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где она умерла в 1952 г. (Ноордвейк-ан-Зе).


Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день). Марио, сын Марии Монтессори, возглавлял эту организацию до своей смерти (1982).


Монтессори: за и против


Мария Монтессори – итальянский педагог, выпускница Римского университета. Первая женщина в истории Италии, окончившая курс медицины.
Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, выпускница Римского университета.



Первая женщина в истории Италии, окончившая курс медицины. Автор педагогической системы, которая резко отличается от традиционной. Первая Монтессори-школа открылась в Риме в 1907 году. Сегодня детские сады и школы, работающие по системе Марии Монтессори, есть во всех европейских странах. Суть системы сформулирована в девизе – «Помоги мне сделать самому». Дети учатся в свободных условиях, без принуждения и критики. Все занятия с ребёнком строятся с учетом периода его развития.


Вспоминаю: вот мы, молодые родители, пришли на ознакомительную лекцию по Монтессори-педагогике. Вот группа, где будут заниматься наши малыши. Симпатичные игровые комнаты, развивающие игрушки. Порядок – но очень уютный порядок. Много разнообразных интересных уголков… Сущность метода Монтессори открывалась нам потихоньку, постепенно – так медленно-медленно поднимается занавес… Оказывается, в этой «уютной игровой» практически нет ничего случайного. И настолько же неслучайны действия педагогов в этом пространстве.


Мария Монтессори много писала об особом сознании ребёнка – «впитывающем». До шести лет малыш должен освоить колоссальный объем информации. «Взрослые» механизмы работы с информацией ребёнку пока незнакомы – а ведь он не просто «глотает» сведения, но строит из них свою собственную картину мира!


На долгом пути – от ноля до шести – есть «вспышки» восприимчивости к тем или иным видам деятельности. Это отрезки в жизни каждого ребёнка, когда ему легко удается то, на что в другой момент ушло бы немало времени. Монтессори считает, что подобные периоды (она называет их «сензитивными») коротки и проходят безвозвратно, а наверстать упущенное практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы в момент, когда «дверца восприятия» распахивается, рядом с растущей личностью оказалось то, что особенно нужно ей именно сейчас. Тут-то и понадобится «подготовленная среда» Монтессори.



Рамки МонтессориСензитивный период сенсорного развития тянется от рождения до пяти с половиной лет. Органы чувств ребёнка постепенно включаются в активную деятельность: сначала идет накопление информации, затем – её детальная переработка. Поэтому зону сенсорных материалов стараются располагать в центре игровой комнаты: это база подготовки мозга к логическим операциям и развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Кстати, именно эти материалы наиболее популярны у производителей «развивающих игрушек»: в любом детском магазине можно встретить и рамки-вкладыши, и многоярусные стаканчики-пирамидки.


В возрасте полутора-трех лет у ребёнка просыпается особый интерес к мелким предметам. Это приносит немало беспокойства родителям: бусинки, горошинки, монетки так и норовят попасть в рот, уши и даже в нос! Однако занятия с мелкими предметами необходимы для созревания участков коры головного мозга, отвечающих за моторное и речевое развитие.



К тому же, «пинцетный захват», который малыши осваивают во время таких занятий, нужен для того, чтобы подготовить пальчики к рисованию и письму. И перекрыть ребёнку доступ к мелким предметам, запретить их, – по меньшей мере, неосмотрительно. Значит, надо создать ситуацию, в которой играть с ними безопасно: это должно быть не меланхоличное засовывание в нос, а занимательная, осмысленная деятельность.
Пересыпаем крупы, ищем в них мелкие игрушки, сеем через сито, рисуем пальцами по манке… «Сыпучка» – хлопотное дело, особенно для мам: одно неверное движение – и снова пора убирать… Но всегда под рукой щётка и совок, а подметать дети любят не меньше, чем рассыпать.
Переливание из кувшинчика в кувшинчик, мытье стола, посуды, пола – все это необычайно полезные упражнения! Дело в том, что от года до трех-четырех лет ребёнок активно осваивает движения и действия. Поэтому в Монтессори-группе для малышей обязательно есть зона крупной моторики – горка, спорткомплекс с кольцами и лесенкой. Помимо того, любые занятия включают множество движений – и не только в младших группах.


Пятилетний мальчик, решающий сложный арифметический пример; он вовсе не сидит на месте, он ходит от полки, где стоит «золотой материал» (бусины для счета), к своему коврику – носит «единицы», «десятки», «сотни». При этом не теряет концентрации – в движении прекрасно думается.


Период восприятия порядка – примерно с двух до трех лет. «Порядок» – это не просто бытовое требование «убирай все вещи на место». Это порядок и в пространстве, и в использовании предметов по назначению, а также социальная иерархия людей вокруг ребёнка, взаимоотношения людей. Требование порядка вовсе не препятствует развитию воображения, не сдерживает фантазию: это просто отправная точка, базовая установка. Сначала осваиваем прямое назначение ложки, а уже потом она может быть и корабликом, и экскаватором…


В этот период для ребёнка особенно важно, чтобы не нарушалась привычная последовательность событий. Он сам требует незыблемости бытовых ритуалов – иначе мир рушится. Каждый день, собираясь на прогулку с мамой, малыш надевает сапоги, а потом куртку. Однажды папа решил погулять с сыном – и сначала надел на него куртку, а потом сапоги. Мальчик устроил недоумевающему отцу грандиозный скандал. Но, приходя на занятия в Монтессори-группу, ребёнок находит все материалы на том месте, где он их оставил в прошлый раз. Это одна из причин, по которым здесь всегда спокойная атмосфера.



Период развития речи ребёнка – самый длинный, он начинается еще до рождения и длится в среднем до шести лет. Примерно к двум годам начинается лавинообразное нарастание словарного запаса – те образцы речи, которые слышит ребёнок, и будут для него подготовительной средой. При этом малышу очень важно, чтобы его слушали, старались понять и помогали выразить мысли и чувства. Для этого в Монтессори-группе проводятся «круги» – в начале и в конце занятия; тут играют в пальчиковые и речевые игры, обсуждают повседневные события в жизни детей, поют песенки. Конечно же, «круги» решают не только речевые, но и социальные задачи – детей учат общаться, гармонично взаимодействовать с окружающими и решать конфликтные ситуации с учётом собственных интересов и интересов других людей.


Монтессори-среда – вовсе не волшебная палочка, превращающая ребёнка в вундеркинда. Это просто питательный бульон, из которого малыш сам добывает то, что необходимо ему именно сейчас, сегодня. И не всезнающие взрослые, а сам ребёнок каждый день составляет программу собственного развития.
У Монтессори-педагогики немало последователей и ничуть не меньше противников.


«Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучёт биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…»


После такой резолюции Государственного Ученого совета (ГУС) в 1926 году Монтессори-группы запретили (как чуть позже и «педологические извращения»).


Сегодня Монтессори-педагогика вернулась в Россию, становится всё популярней, но споры вокруг неё не утихают. Интересно, что и сейчас этот метод критикуют примерно за то же, что и 80 лет назад. Может, не так уж ошибались Н.К. Крупская и её соратники? Попробуем разобраться…



Монтессори-игрушки«Монтессори – это секта какая-то» – так говорят по-прежнему довольно часто. Существует точка зрения, что создание искусственной среды для развития (со всеми этими баночками, коробочками, бусинками и карточками) изолирует ребёнка от окружающего мира, отдаляет от реальности. С другой стороны, является ли обстановка обычного школьного класса естественной? Возможно, она просто привычнее и только потому воспринимается как норма?


Очень популярно такое мнение: Монтессори работала с умственно отсталыми детьми, так что её педагогическая система – как раз для них. Нормальному ребёнку не нужна подобная тщательность, внимание к мелочам, разложение каждого действия на этапы. Рано или поздно он выучится и посуду мыть, и шнурки завязывать, и считать – без особых ухищрений.


Елена Хилтунен: «Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А, как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей, с удесятеренной – у одарённых… Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений ребёнка на том или ином этапе жизни».


При этом даже у специалистов нет абсолютной уверенности в том, что Монтессори-группа является идеальным выбором абсолютно для всех детей. Например, гиперактивному ребёнку (речь идет о синдроме СДВГ, а не просто о непоседливости) будет нелегко в такой среде, хотя многие СДВГ-проблемы именно она и помогает решить.


А вот мама одного пятилетнего эрудита с явной склонностью к точным наукам считает, что её сыну больше подойдет вальдорфский садик – с характерным для вальдорфской педагогики погружением в сказку, поэтизацией повседневного. Наверное, это логично – если ставить превыше всего гармонизацию личности. Действительно, Мария Монтессори сказки не любила, не считала их полезными, рассказывая вместо них «большие истории» из области естествознания. Именно в этом – основная точка расхождения между вальдорфской и Монтессори-педагогикой.
Впрочем, сегодня почти во всех Монтессори-группах сказки всё же рассказывают, ставят по ним спектакли и вообще всячески приветствуют.



Разновозрастные группы (и классы) – это как раз общее и у «вальдорфцев», и у «монтессорцев».
«Как такой садик может подготовить ребёнка к школе?» – волнуются родители пяти-шестилеток. У родителей малышей – другие опасения: не обидят ли трёхлетку большие дети? Но ведь традиционная многодетная семья – это как раз разновозрастные дети; старшие опекают младших, младшие учатся у старших. Что может быть более естественным? Дело педагога – создать уважительные, теплые отношения между старшими и младшими. А это проще как раз в разновозрастной группе: тут меньше ссор и драк, дети меньше заняты выстраиванием иерархии – ведь не будет же всерьёз шестилетний обижать трёхлетнего, показывая, «кто тут главный»? Он и так знает, что старше и сильнее; он лидирует, но и опекает. Если ребёнок проходит все три ступеньки (младший-средний-старший) – ему легче прожить все возрастные кризисы.


С подготовкой к стандартной школе – сложнее. Монтессори-педагогика прекрасно учит учиться, то есть самостоятельно добывать знания. И вкус к добыче этих знаний прививает. А вот к существующему школьному стандарту подходит слабо. Эта проблема особенно остро встает в начальной Монтессори-школе. Она обычно похожа на лабораторию – дети мало сидят за партами, зато часто ставят опыты, проводят исследования, фиксируют их результаты. У каждого ученика – индивидуальная программа (скорее даже «график роста», очень ветвистый и неравномерный). Если, положим, человек отучился два года в такой обстановке, а потом по тем или иным обстоятельствам ушёл в обычную, классно-урочную школу, – ему придется нелегко.


В любом случае выбор остается за вами, за родителями.


Что почитать о Монтессори-педагогике:


Мария Монтессори. Дети – другие. Карапуз, 2005
Мария Монтессори. Помоги мне сделать это самому. Карапуз, 2005
Елена Хилтунен. Практическая Монтессори-педагогика. М., 2005
сайт Ассоциации Монтессори-педагогов России
клуб Монтессори-педагогов



Другие статьи в литературном дневнике: