Барыкину - 70. Вспоминая АлБара...

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Автор Яндекс-дзена: Журнал МУЗилка


8 песен из репертуара Александра Барыкина. К 70-летию со дня рождения музыканта.


18 февраля могло бы исполниться 70 лет советскому и российскому певцу, композитору, основателю группы «Карнавал» Александру Александровичу Барыкину. Рок-музыкант и эстрадный исполнитель, кумир 80-х годов, прошел непростой творческий путь, оставив обширное и многогранное песенное наследие. Его жизнь оборвалась в 2011 году, в 59 лет.


Большой части аудитории при упоминании этого имени молниеносно вспомнится песня «Букет» на стихи Николая Рубцова, ставшая «визитной карточкой» Барыкина. По случаю юбилея предлагаю вспомнить песни разных лет и авторов, звучавшие из его уст.


Вместо предисловия: вехи творческого пути


Александр Барыкин - уроженец села Березовое Тюменской области, детство провел в подмосковных Люберцах. С ранних лет проявил интерес и способности к музыке, учился в музыкальной школе по классу домбры, вскоре осознал себя как вокалиста, окружающие отмечали его певческие данные. С рождения будущий музыкант носил фамилию Бырыкин, уже став известным исполнителем он поменяет в ней одну букву.


В старших классах школы он организовал свой первый музыкальный коллектив. Люберецкая группа «Аллегро», судя по воспоминаниям очевидцев, в подмосковной самодеятельной рок-тусовке была достаточно заметным явлением. Своими впечатлениями от посещения выступления группы в Лыткарино в одном из интервью делился Георгий Безуглый, который позже прославится в составе группы «Круиз», где занимал позицию гитариста:


«Я думаю - пойду посмотрю, вот люберецкие какие-то ребята приехали. Что мне понравилось, они были прикольно одеты, такие прямо голливудские лица, один краше другого. Когда они начали играть - они мне ещё больше понравились».


Для своей группы Барыкин изначально сам писал и тексты, и музыку, уже на профессиональном уровне стал работать, как композитор с разными авторами, слова сочинял редко. Музыкальное образование получил в институте им. Гнесиных. В начале музыкальной карьеры, в 70-х годах, работал в нескольких вокально-инструментальных ансамблях: в его послужном списке значатся «Москвичи», «Самоцветы», «Веселые ребята». В последних двух были заметные работы с участием Барыкина, но ниже мы сконцентрируемся на произведениях из сольного репертуара и его собственной группы «Карнавал».


Группу Барыкин основал вместе с Владимиром Кузьминым, тем самым, который позже создаст группу «Динамик», напишет и исполнит хит про «Симону», споёт «Две звезды» дуэтом с Аллой Пугачевой. Судьба свела их в 1979 году, Барыкин тогда ненадолго вернулся в «Веселые ребята», а Кузьмин как раз выступал в «Самоцветах». Как и многие участники известных ансамблей, они мечтали о собственной группе. Решив реализовать эту идею, покинули свои коллективы и создали «Карнавал». С Кузьминым Барыкин вместе проработает до 1982 года, вместе они запишут альбом «Супермен» при участии композитора Владимира Матецкого и поэта Игоря Кохановского, которые станут авторами части материала. Магнитоальбом содержал 10 композиций, 3 из них официально вышли на миньоне «Мелодии». Композиция «Внезапный тупик» стала заметным хитом. Музыку на стихи Кохановского написал Кузьмин, вокальную партию исполнил Александр Барыкин.


Разбежавшись, Кузьмин и Барыкин некоторое время делили название. Пишут, что одно время под вывеской «Карнавал» выступали разные коллективы. В итоге право на «Карнавал» осталось за Барыкиным. Он набирает новый состав. Коллектив именуется «Александр Барыкин и группа Карнавал».


Группа и её лидер переживали и взлеты популярности, и периоды опалы. Некоторое время Александр Барыкин был в составе группы Криса Кельми «Рок-Ателье». Выступая как сольный исполнитель, Барыкин сохраняет название «Карнавал» за аккомпанирующим составом. Судьба музыканта и история группы оказываются неотделимы друг от друга. Вспомним некоторые произведения из репертуара А. Барыкина.


«Букет»
Муз. А. Барыкин, ст. Н. Рубцов


Побывать на концертах Александра Барыкина, мне самому, увы, не довелось, но в комментариях меломанов и критиков я вычитал, что свои выступления музыкант нередко начинал с песни «Букет», а уже потом пел всё остальное, что считал нужным. Зал хотел слышать эту песню, и тем самым исполнитель избавлял себя от выкриков слушателей: «Букет» давай!».


«Букет» для Барыкина, как Что такое осень» для Шевчука или «Плот» для Лозы – песня, к которой он оказался «приговорен». Самое узнаваемое в массах произведение сам исполнитель недолюбливал. Считается, что именно эта песня закрепила за Барыкинам, позиционирующим себя рок-музыкантом, амплуа эстрадного исполнителя.


«С этой песни ко мне прилепилось клише «попсового» музыканта, хотя всю жизнь я играл рок» - так объяснял причины своей нелюбви к произведению сам Барыкин.


Напрашивается параллель с его коллегой по раннему периоду «Карнавала». Для Кузьмина такой композицией, пошатнувшей «рокерский образ», стала песня «Две звезды» Игоря Николаева, исполненная дуэтом с Пугачевой.


«Букет» – это авторское произведение Барыкина-композитора, написанное им в непростой жизненный период.


Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
- запел Александр Барыкин в 1987-м.


Поэтическим первоисточником послужило стихотворение Николая Рубцова, поэта-шестидесятника, с которым Барыкин не был и не мог быть знаком. К моменту появления этой песни автора уже не было в живых. Известный вологодский поэт прожил, увы, недолгую жизнь, покинул этот мир в 1971 году, когда ему было всего 35.


Увлекавшийся поэзией Барыкин вычитал будущий текст своего мега-хита в однажды приобретенном поэтическом сборнике Рубцова, чье имя ему тогда не было известно. Вот как он сам об этом вспоминал:


«Тогда читал очень много стихов — Брюсова, Цветаеву, Мандельштама, Есенина… Но там всё не то. И как-то в магазине случайно увидел сборник „Подорожники“ Николая Рубцова. А я вообще не знал, кто это такой. Но купил. Стал читать, и мне всё очень нравится — совсем не по-нашему, не по-советски. А когда наткнулся на стихотворение „Букет“, сразу понял — это готовая песня».


Мелодия, по словам Барыкина, родилась буквально за 15 минут. Узнаваемый вступительный проигрыш, ставший одной из «изюминок» песни, Барыкин сочинил ещё раньше, даже до того как «нашел» текст. Источником вдохновения для этого фрагмента песни называют знаменитую перуанскую композицию «El Condor Pasa», ставшую мировым хитом в исполнении дуэта «Simon & Garfunkel». В их версии звучит партия флейты, она и подтолкнула Барыкина к написанию проигрыша.


«Букет» в исполнении Александра Барыкина станет лауреатом фестиваля «Песня-1987». Композиция озаглавит знаковый альбом певца, выпущенный в том же году.


С тех пор несколько поколений советских и российских мальчишек во дворах и в компаниях под гитару распевают рубцовские строки, песня продолжает звучать в эфире в разных исполнениях.


«Программа телепередач»
Муз. И. Николаев. Ст. В. Сауткин


Так случилось, что композитор Игорь Николаев волей-неволей оставил видный след в творческой карьере обоих основателей «Карнавала» и Кузьмина, и Барыкина. На новогоднем «Голубом огоньке» 1985-1986 прозвучала шуточная, незамысловатая песенка «Программа передач на завтра» тогда ещё молодого, начинающего композитора. Текст написал Валерий Сауткин, а спел её Александр Барыкин.


К тому моменту меломаны, интересующиеся рок-музыкой и следящие за жизнью советских ВИА, о Барыкине и его творчестве знали. Пишут, что именно после этого номера на «Огоньке» фигура музыканта стала известна широким массам советских слушателей.


«Спев эту песню, он мгновенно стал знаменитым», - вспоминал об этом эпизоде друг Барыкина, художник Константин Мирошник.


Он же в эфире телеканала ТВЦ поведал о том, что песня Николаевым изначально писалась для Пугачевой, но та отказалась её исполнять, сочтя «дурацкой». Эта же история воспроизводится во многих источниках, но некоторые авторы ставят её под сомнение. Звучит вполне реалистично, ведь Николаев, как известно, начинал в ансамбле Примадонны и свои первые песни написал для неё. О том, как было на самом деле, знают только Игорь Юрьевич и Алла Борисовна, но в данном случае это не важно.


Барыкин оказался не прочь «подурачиться», и это принесло ему успех.


«Приглашение к путешествию»
Муз. Д. Тухманов, Ст. Ш. Бодлер (пер. И. Озеровой)


Обратимся к раннему, ещё «докарнавальному» периоду творчества музыканта и его самой первой сольной работе. В 1975 году вышел культовый концептуальный альбом композитора Давида Тухманова «По волне моей памяти», состоящий из песен, написанных на классические поэтические образцы. В качестве исполнителей были приглашены тогда малоизвестные слушателям музыканты, солисты советских ВИА. Благодаря этой пластинке они обрели по первому яркому сольному хиту в карьере. Среди них оказался и Александр Барыкин. Ему досталась композиция «Приглашение к путешествию». Критик Борис Барабанов назовет эту вещь одной из самых ярких и в то же время самых прогрессивных на тухмановской пластинке.


Литературный первоисточник - стихотворение Шарля Бодлера, переведенное на русский язык Ириной Озеровой. Его, как и другие литературные тексты к альбому «По волне моей памяти», отобрала и предложила для написания песни Татьяна Сашко, супруга композитора. Она же выступила в роли продюсера этой пластинки, хоть официально такого понятия в советском музыкальном дискурсе, конечно, не было.


«Но всё-таки лето»
Д. Тухманов, ст. В. Харитонов


Композитор Давид Тухманов еще раз сыграет важную роль в карьере Александра Барыкина в 1984 году. Для советских групп, стремившихся играть музыку в близкой к року стилистике и исполнять собственные песни, этот год стал непростым и переломным. Многие коллективы оказались в опале, попали под запрет. Коснулась эта участь и «Карнавала», группа угодила в «черный список». К исполнителям выдвигались требования к репертуару – его большая часть должна быть написана членами Союза композиторов. В этих условиях Барыкин и вспомнил о своём старом знакомом, прославленном композиторе, с которым сотрудничал ещё во времена «Самоцветов» и «Веселых ребят». Он попросил Тухманова отдать ему несколько песен в репертуар, при этом сам сделал аранжировки композиций в своей стилистике. Песни Тухманова наряду с авторскими композициями Барыкина были изданы сначала на магнито-альбоме «Запасной игрок», а в 1985 году на фирме «Мелодия» официально вышла пластинка под названием «Ступени», очень-очень схожая по списку представленных произведений. Она позиционировалась как совместный альбом Тухманова и Барыкина. Под запрет попадали именно коллективы, а не сами музыканты, и у людей право на творчество никто не отнимал при соблюдении определенных условий. Исполнителем был подписан Александр Барыкин. Пластинка пользовалась большим успехом у меломанов.


На «Запасном игроке» и «Ступенях» голосом Александра Барыкина зазвучала песня «Но все-таки лето», написанная теми же авторами, которые ранее создали главный символ праздника 9 мая - песню «День Победы». Друга и соавтора Тухманова, поэта-фронтовика Владимира Харитонова к моменту работы над пластинкой уже несколько лет не было на этом свете. Для написания песни Давид Федорович использовал одно из его стихотворений.


На пластинке песня выделялась по стилистике на фоне всех остальных произведений. Меланхоличная композиция с оригинальной аранжировкой представляла собой интересный сплав эстрадного и рок звучания.


Следом за Барыкиным песня «Но всё-таки лето» будет исполнена проектом «Электроклуб», которым руководил Давид Тухманов. Споют её Ирина Аллегрова и Игорь Тальков.


«Спасательный круг»
Муз. А. Барыкин, ст. П. Жагун


На магнито-альбоме «Запасной игрок» была издана одна из самых узнаваемых авторских песен композитора Барыкина – «Спасательный круг»:


«Легким жестом рук ты мне бросишь вдруг спасательный круг».
Слова написал частый соавтор Барыкина, основной поэт-песенник в репертуаре «Карнавала» Павел Жагун. Песня звучала на танцплощадках Советского Союза.


«Спасательный круг» из «Запасного игрока» в официальное издание пластинки «Ступени» 1985 года не попала, на что указывает и трек-лист на обложке, и многочисленные авторы, рецензенты в материалах об этой пластинке. Однако, в цифровой версии «Ступеней», выложенной на Яндекс.Музыке, «Спасательный круг» почему-то присутствует. Получилось так, что под названием «Ступени» стриминговый сервис представил альбом «Запасной игрок».


Заглавная песня альбома «Запасной игрок», также написанная Барыкиным и Жагуном, уже фигурировала у меня на канале в летней подборке песен о футболе.


«Чудо-остров»
Муз. Р. Горобец, ст. П. Жагун


«Карнавал» Александра Барыкина был новаторской группой для советской музыки, коллектив активно использовал в своём творчестве элементы экзотического, заморского стиля «регги». К этому направлению ямайского происхождения Барыкин тяготел на раннем этапе карьеры. В близкой к регги стилистике создан один из первых хитов «Карнавала» Александра Барыкина – «Чудо-остров». Песня относится к 1982 году. Текст утопического содержания написал Павел Жагун, музыку – клавишник и флейтист «Карнавала» Руслан Горобец. Музыкант за свою карьеру поработал во многих коллективах и состоялся на композиторском поприще, создав хиты и для Александра Барыкина, и для других исполнителей и музыкальных коллективов.



Песня «Чудо остров» дала старт к работе над альбомом «Актер», который выйдет в 1983 году, а спустя десятилетие Барыкин вернется к своему старенькому хиту, выпустив обновленную версию на альбоме "Русский пляж" (1994).


«20:00»
Муз. А. Барыкин, ст. М. Пушкина


«Мама русского хэви-металла», как негласно называют поэтессу Маргариту Пушкину, сотрудничала со многими музыкальными коллективами самой разной стилистики, она приложила руку и к репертуару группы «Карнавал», в соавторстве с Александром Барыкиным однофамилица классика напишет немало песен. Впервые фамилия Пушкиной в дискографии коллектива фигурирует на альбоме «Радио» 1983 года, она автор текста заглавного хита. На уже упомянутом «Запасном игроке» появится песня Барыкина-Пушкиной «Чили», ставшая достаточно популярным рок-хитом того времени, но выделить я хочу другую, более позднюю композицию. В 1986 году вышел альбом «Карнавала» с характерным названием «Рок-н-рольный марафон». На этой пластинке издано 5 песен, написанных Александром Барыкиным на стихи Маргариты Пушкиной наиболее известной из них считается композиция «20:00». Александр Барыкин исполнял её в телеэфире, на сборных концертах в разные годы:


«Может быть известный режиссер
Для неё найдет в картине роль,
А художник напишет портрет».


В новой версии эта песня зазвучала в 2010 году, к хиту Александра Барыкина обратилась санкт-петербургская группа «Хаки». В разных локациях северной столицы был снят клип режиссера Баходыра Юлдашева.


Лидер группы «Хаки» Илья Самитов рассказывал, что эту песню коллективу передал для исполнения сам автор – Александр Барыкин:


«Судьба сложилась так, что однажды мы сыграли эту песню вместе с Александром Барыкиным на гастролях в Иваново, и он нам её подарил, так сказать, дал на пользование».


«Аэропорт»
Муз. Р. Горобец, ст. М. Танич


Завершает подборку популярнейшая композиция, наряду с «Букетом» входящая в число «визитных карточек» певца Барыкина.


«Аэропорт, гляди меня встречает кто-то
На том конце воздушного моста»,
- насыщенный яркими образами текст вышел из-под пера знаменитого поэта песенника Михаила Исаевича Танича, и зазвучал в рок стилистике с музыкой Руслана Горобца.


Примечательно, что в раннем репертуаре группы «Карнавал» есть песня с похожим названием -«Аэрофлот». В одном из биографических материалов о музыканте я встречал ремарку, что она якобы была наброском будущего хита, но на слух – это совсем другая песня, есть ли между ними в действительности связь - не ясно.


Информация о том, когда появилась песня «Аэропорт» с текстом Танича расходится. Известные исполнения относятся к 1986 году.


Следующим, 1987-м датируются несколько изданий песни – гибкая пластинка-приложение к журналу «Кругозор», озаглавленный по этой композиции авторский сборник «Аэропорт. Песни на стихи Михаила Танича» и миньон с двумя совместными композициями Танича и Горобца. «Аэропорт» представлен на первой стороне, на второй – «Незабудки-одуванчики» в исполнении солиста ВИА «Веселые ребята» Алексея Глызина.


Эпилог


Незадолго до написания своего главного хита «Букет» Александру Барыкину довелось побывать в Чернобыле, где в 1986 году произошла катастрофа, о которой рассказывать нет необходимости. Артисты приезжали туда с выступлениями в поддержку ликвидаторов последствий аварии, рискуя тем самым получить облучение. С этой «гастролью» связывают проблемы со здоровьем, которые возникли у музыканта в начале 90-х, он потерял голос, перенес операцию, был вынужден взять тайм-аут в творческой деятельности, но вскоре вернулся, продолжил выпускать альбомы, давать выступления, исполняя как старые, так и новые хиты. В новом веке в телеэфире он чаще всего появлялся с «Аэропортом», «Букетом», «Спасательным кругом», хотя любители его творчества и поклонники группы «Карнавал» наверняка помнят, любят и продолжают слушать многие его песни, в том числе и неупомянутые в материале. Охватить всё просто невозможно.


После ухода Александра Барыкина из жизни «Карнавал» по инициативе продюсера Александра Солдаткина в обновлённом виде продолжил существование в память о музыканте, в целях популяризации его наследия, которое насчитывает более 500 песен. Солистом «нового» «Карнавала» стал Сергей Атанов.


Дело отца отчасти продолжает и старший сын Георгий Барыкин, он периодически выступает с группой, появляется на концертах, посвященных памяти Александра Александровича.


Коллеги, друзья, партнеры по разным музыкальным коллектива м вспоминают Барыкина теплыми словами.


«Второго такого заряженного на позитив, энергичного человека я не знал. С ним пришло солнце, а теперь будет темно. Я не могу поверить, осознать, что тебя не будет рядом»,
- говорил о Барыкине его тезка, певец Александр Буйнов. Они были знакомы ещё со времен «Веселых ребят».


К моему удивлению, подробной, качественной информации о произведениях из репертуара Александра Барыкина нашлось крайне немного. Материал пришлось собирать буквально по крупицам. Буду благодарен за конструктивные, ценные дополнения и уточнения.



Slav Славыч
Мне ещё (из перечисленных автором статьи песен - не все) нра Маленькая Москва, Осенний парк, Без тебя, Я схожу от тебя с ума (Тает, тает...), За той рекой, Как жаль, Водоворот, Больше не встречу (последняя - Матецкого авторство) - офигенные вещи.


Кстати и николаевскую Мастера и Маргариту он тоже спел. И там впервые было - в каждой любви людской, а не земной (как у Николаева в оригинале-87), потом и сам усач стал так петь. потому что нелогично - любовь земная это ещё и зверьки. а какие из них Мастеры и Маргариты?


И запись эта ни у кого не сохранилась, хрен отыщешь и у фанатов, и в дискографиях не значится. А я лично записывал её с Маяка в 89-м. Ну, и естественно, потом стёр. Вот такая песня-невидимка.

Аранжировка там была поживее, чем у усатого, но в том же мотиве. Запомнилось, что часы вначале били помощнее.



Другие статьи в литературном дневнике: