Запятухи, тире и небрежные авторы

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Запятая есть, но её как бы нет: знаки препинания, которые можно ставить в зависимости от случая


Автор Яндекс-дзена: Грамотность


Авторская пунктуация — это добро или зло. Чем факультативные знаки препинания отличаются от авторских. Снова о вечной борьбе тире и двоеточия.


Факультативные знаки препинания действительно существуют. О них пишется в академических справочниках, их изучают лингвисты. Кому-то кажется, что правила должны давать однозначный ответ о постановке знаков препинания, но такое возможно далеко не всегда. Очень многое решает контекст, коммуникативная задача, а также интонация.


Частично влияет и свободный порядок слов, который мы обсуждали в одной из последних статей. Во многих случаях мы можем располагать слова в предложении так, как нам велит ситуация, смысл.


В справочнике Розенталя факультативной и авторской пунктуации посвящены отдельные параграфы.


«Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак препинания может быть использован с различным назначением (многофункциональность знаков препинания), однако разные знаки могут быть использованы для одной и той же цели (синонимия знаков препинания). Оба эти обстоятельства позволяют в условиях контекста производить оптимальный выбор знаков, создают возможность факультативного их использования».


Факультативность, вариативность бывает не только в пунктуации. Она проявляется в ударении (творо;г и тво;рог, одновре;менно и одновреме;нно), орфографии (матрас и матрац, тоннель и туннель). Далеко не всем она нравится, но это данность, которая иллюстрирует историческое развитие языка.


В чём же выражается эта так называемая свобода? Лучше всего объяснил Розенталь, на него и буду далее ссылаться.


Есть целых три варианта:


1) знак собственно факультативный — ставить или не ставить;


2) знак альтернативный — взаимоисключение знаков. Или тот знак, или этот;


3) знак вариативный — по схеме «знак на выбор» (параллельное употребление знаков).


Вот примеры из справочника.


Альтернативный знак


Я готов с вами встретиться (,) после того (,) как освобожусь. Здесь запятую можно поставить перед «после того» или после. Либо выделить с обеих сторон, что зависит от интонации и контекста.


А теперь посмотрим на эти два примера. Запятая перед «если» ставим только при отсутствии второй части двойного союза «если…то» (выделена жирным):


Нам сообщили, что, если погода ухудшится, экскурсия не состоится.
Нам сообщили, что если погода ухудшится, то экскурсия не состоится.
Факультативный знак
«Всем — спасибо…» (название кинофильма). Тире здесь необязательно, но оно объяснимо, если хочется подчеркнуть значимость стоящих после него слов.


Там (,) вдали (,) начинается гроза. Встретимся завтра (,) в семь часов вечера. Запятые тоже можно не ставить. Однако если хочется подчеркнуть уточняющие обстоятельства места и времени, то не будет лишним поставить знаки препинания.


Кроме того, факультативной, необязательной считается запятая перед повторяющимся союзом «и», если образуется тесное смысловое единство и нет пояснительных слов. Сравните два разных случая.


Можно отдохнуть и в горах (,) и на берегу моря.


Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. Здесь есть пояснительное слово «мелкий».


Вариативные знаки препинания


Самый запутанный и разнообразный вопрос. Чаще всего с такой вариативностью мы сталкиваемся, когда выбираем между двоеточием и тире.


Его ничто не берёт (: —) ни время, ни невзгоды, ни болезни.
Мы оба художники (: —) и ты и я.
У меня правило (: —) никакого кофепития перед сном.
В этих предложениях, по мнению Розенталя, наряду с обычным двоеточием встречается и тире. Ещё он сделал интересный вывод: «Наблюдения над современной периодической печатью подтверждают вывод об „агрессивности» тире“». Интересно, что бы он сказал, если бы увидел современные тексты в интернете, где двоеточие становится музейной редкостью?


А теперь два слова о явлении, которое так любят многие авторы, блогеры. Им часто оправдывают банальное незнание правил или отсутствие языкового чутья. В любом случае это совершенно другое явление, которое с факультативной пунктуацией почти не пересекается.


Авторская пунктуация


Итак, это постановка знаков, не предусмотренных правилами. Важное уточнение: автор вкладывает в эти знаки особое содержание, решает те или иные изобразительные задачи. Как писала Н. С. Валгина в учебнике по современной русской пунктуации, «знаки в этом случае помогают читателю постичь глубину мыслей и чувств пишущего. Свобода в пользовании знаками препинания дается только при глубоком знании её основ». Иначе это приведёт к обычной пунктуационной небрежности. Проще говоря, нет никакой цели специально нарушить правила.


Хрестоматийный пример: Я — видел небо (Горький). Здесь тире передает паузу.


В чём разница? Факультативные знаки предусматриваются правилами, их гораздо больше. Авторская пунктуация носит индивидуальный характер. Никаких правил здесь нет, но автор должен тонко чувствовать, когда можно отступить и нарушить.


Кроме того, исследователи давно пришли к выводу, что каждый автор тяготеет к какому-то определённому знаку, который чаще других появляется в его текстах. Например, М. Горький и М. Цветаева — это тире, М. Е. Салтыков-Щедрин любил скобки, Ф. Достоевский часто употреблял тире после союза «и» (Он вышел и — покончил дело). Для выражения недосказанности, паузы часто используется многоточие.


Вот такой парадокс: чтобы намеренно совершать ошибки, нужно знать и понимать правила даже лучше, чем при стандартном грамотном письме. Впрочем, грань между авторской пунктуацией и сознательным отступлением от действующих норм очень тонкая, не всегда её удаётся чётко провести.


* * *


Бата
А вот мой любимый авторский знак - многоточие. Меня пугали, что оно опасно, но почитала о нем - и не вижу криминала. Может кто укажет, что не так.
. . . . . . . . . . . .
Не влюбиться в него невозможно...
Он, конечно, об этом знает.
Он в глаза мои смотрит с усмешкой,
Он, вообще, мои мысли читает...
Я ему протянула руку -
Я решила "построить мост"...
Он меня ободрал когтями...
И мелькнули лишь лапы и хвост!


Ульяна
Бата, тоже не вижу криминала, правда, слегка отталкивает
ложная многозначительность.


Владимир Громов
Бата, люблю многоточие... Заставляет думать, размышлять!


Юрий Ободовский
Бата, Много-многоточие.... Общаетесь на письме МНОГОзначительными вздохами?


Slav Славыч
Бата, недержание с многоточием говорит о многом, в частности о том, что "многоточник" не умеет пользоваться правилами русского языка, и вообще у него какое-то отклонение по фазе. Ну, нахера столько точек ставить - по поводу и без него?


Анхен
Вот за что люблю Дитмарс Эльяшевича — за его "всё зависит от контекста"))
И тире тоже люблю.
Авторские многоточия очень достают в сказках Пляцковского. В диалогах пока продерёшься через них, уверуешь, что все зверюшки — наркоманы))))


cat_ghost
У меня любимых авторских знаков нет, но вспомнился один случай из школьных лет. Сидела за партой с одноклассником, который очень любил в сочинениях в конце почти каждого предложения ставить восклицательные знаки - кажется, ему всё время казалось, что простой точки для выражения интонации недостаточно. Когда классная руководительница возвращала ему проверенную работу, всё восклицания там были подчёркнуты красным, а в конце работы было написано "необоснованное использование восклицательных знаков", и оценка снижалась на балл. Его это задевало, и он каждый раз ссылался на авторские знаки препинания) Вот такая вот история.


Slav Славыч
cat_ghost, я, по ходу, этого восклицальщика видел на Стихире - до сих продолжает штамповать восклицалки. Та же история, что и с многоточечниками - крыша отъезжает, потеря самосознания и чувства меры. Взять бы да этим знаком - по лбу.



Другие статьи в литературном дневнике: