Недослушанная Цоем музыка. Часть 2Какую музыку слушал Цой в момент аварии? Давайте разбираться. Автор: Виктор Калгин Итак, продолжаем тему.... Как удалось установить – музыка, записанная на спасённой кассете, на стороне А оказалась сборником творчества японской группы «Southern All Stars» (S.A.S.), с лидером которой Кейсуке Кувате Виктор Цой познакомился в Японии в мае 1990 года, и который подарил Цою дорогую чёрную гитару Alvarez Yairi YD 88. Сборник включал в себя песни разных лет вышедшие в 1989 году на дисках «Suika» (CD 3 и 4), а так же несколько песен из альбома «Southern All Stars», релиз которого вышел 31 марта 1990, незадолго до визита Виктора Цоя и Джоанны Стингрей в Японию. Тем, кто желает найти и прослушать музыку, которую слушал Виктор Цой, я попробую помочь по мере своих сил, и приведу список песен группы «Southern All Stars» (S.A.S.), находившихся на кассете. Песни указаны именно в той последовательности, в какой они расположены на кассете. Итак: - Oh, Girl (Kanashii Mune no Screen) - Sayonara Baby - Wasurerareta Big Wave - Aitakunatta Toki ni Kimi wa Koko ni Inai - Nachikasanu Koi Uta - Natsu Wo Akiramete - Ya Ya (Ano Toki wo Wasurenai) - Sonna Hiroshi ni Damasarete - MISS BRAND-NEW DAY - Shabon - Bye Bye My Love (U Are The One) Так же укажу, к какому альбому (сборнику) относится каждая песня. «Suika» (CD 3) 1989: - Natsu Wo Akiramete - Ya Ya (Ano Toki wo Wasurenai) - Sonna Hiroshi ni Damasarete «Suika» (CD 4) 1989: - MISS BRAND-NEW DAY - Shabon - Bye Bye My Love (U Are The One) «Southern All Stars» 1990: - Oh, Girl (Kanashii Mune no Screen) - Sayonara Baby - Wasurerareta Big Wave - Aitakunatta Toki ni Kimi wa Koko ni Inai - Nachikasanu Koi Uta На стороне В изначально был записан сборник творчества различных исполнителей евробита – «That's Eurobeat Mega Nippon D.J. Mix - 1990», изданный в Японии. Если верить словам администрации интернет-сообщества поклонников японской электронной музыки в России – данное творчество сегодня довольно редкий раритет для России. Однако Виктор Цой по каким-то причинам, известным лишь ему одному, стёр данный сборник и записал музыку известного питерского электронного дуэта «Новые композиторы». «Новые композиторы» – советская и российская музыкальная группа, образованная в Санкт-Петербурге, работающая в жанре электронной музыки. Основана в 1983 году Валерием Алаховым и Игорем Веричевым. Примерно тогда же Алахов и Веричев стали завсегдатаями Ленинградского рок-клуба и пересеклись со многими его участниками, включая Сергея Курехина, «КИНО» и «Аквариум». Затем они вышли на творческую группу «Новые художники», неформальный лидер которых, Тимур Новиков, предложил им название «Новые композиторы». «Новые композиторы» записывали шумы, теле и радиопередачи, резали магнитную ленту на куски, переставляли их местами и смотрели, что получится. Собирали у друзей проигрыватели и магнитофоны, относили туда, где был микшерный пульт, потом включали и сводили. Это было семплирование вручную и напоминало детскую игру. Позже выяснилось, что так работают диджеи, но в те времена никто не задумывался. Все искали новое звучание, экспериментировали и понимали, что три аккорда на расстроенной гитаре больше не пройдут. Нужно отметить, что тогда ещё стал массовым жанром техно, не было мощных компьютеров и таких стилей как транс, чилаут, не организовывались рейвы. В известном смысле, «Новые композиторы» были русскими «The KLF» – за вычетом популярности и эксцентричности последних. Игорь Веричев также принял участие в создании альбома «КИНО» – «Группа крови»: были использованы его шумы в песне «Прохожий». Хотя сам Виктор Цой, как известно, считал эту композицию откровенно слабой и проходной. Во время пребывания Цоя на съёмках фильма «Игла» в Алма-Ате в 1987 году оставшиеся в Питере музыканты группы «КИНО» участвовали в проекте «Старт». Это был студийный проект двух питерских групп: электронного дуэта «Новые композиторы» – Валерий Алахов и Игорь Веричев – и музыкантов группы «КИНО» – Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Андрей Крисанов. Валерий Алахов, музыкант проекта «Новые композиторы»: «С Георгием Гурьяновым у нас были общие взгляды на стиль в музыке и тому подобное – вот и получился «Старт»! С Георгием всегда было хорошо, но больше с ним общался Веричев – они жили поближе, я жил на Комендатском, Игорь на Московском... Я к ним ездил: Пионерская – Купчино… Мы были в Англии, были заняты своими проектами, записывали сингл, когда погиб Цой... Очень грустно и страшно было... После гибели Цоя с «КИНО» мы не сотрудничали и лишь некоторое время общались с Густавом. Теперь другое время, время Интернета... Сейчас я предпочитаю природу, живу в лесу...». Изначально планируемая запись полноценного альбома не состоялась, было записано несколько треков, которые увидели свет лишь в 2015 году на лейбле «Special Session Recordings». Архивные записи 1987 года, созданные совместно с музыкантами канонического состава группы «КИНО» – Юрием Каспаряном и Георгием Гурьяновым были выпущены на аудиофильском виниле с разворотным конвертом и архивными фотографиями. Итак, сторона В представляла собой: 1) Именно сегодня, именно сейчас 2) Ещё любви и света 3) Дон Жуан 4) Поговорим о любви Далее следовало еще несколько треков, по словам Валерия Алахова не имеющих на тот момент каких-то чётких названий. Валерий Алахов: «Это оригинальный состав «НК» – я и Игорь Веричев. Это из альбома «Именно сегодня и именно сейчас» 1989 года. Надеюсь, вскоре выложу этот альбом с названиями песен... Сделаю анонс.. Есть в планах издания на виниле лимитированным тиражом...». Разумеется, Сергей Алексеевич прав. Было бы правильно попробовать спасти и остальные кассеты, ведь неизвестно, что было записано на них, и теоретически вполне можно допустить, что на какой-нибудь из них могли оказаться черновые акустические записи песен Виктора Цоя. Однако, увы, этого не произошло, и сегодня об этом можно лишь сожалеть. Сразу после установления и опознания записанного на кассете материала у меня возник закономерный вопрос: можно ли установить какую именно песню слушал Виктор в момент аварии, и если это возможно, то, как это сделать? Вадим Бункевич: «Пластиковый корпус, когда сломалась кассета и образовалась трещина – должен был лопнуть. И в данном случае должен был выстрелить в сторону пленки через прокладку. И на неровностях пленки могли теоретически остаться малозаметные отметины, которые при перемотке должны выстроиться в линию именно в том месте, где остановилась кассета. Это под микроскопом каждый сантиметр смотреть надо… Ее нужно очень-очень внимательно прослушать, именно оцифрованный материал. Но при очень хорошей акустике. Любой намек на искажение звука, искать на пленке. Их должно быть два, с периодичностью в 3-4 секунды. Особое внимание уделить 12-15 минуте от начала… Почему? Потому что чисто теретически, Цой выезжая с озера, мог перемотать кассету на начало. Скорость промотки пленки примерно 2.38 см в секунду. На звукоснимающей головке есть рабочее пространство, длинные полосочки. Если соотнести длинну этих полосочек со скоростью и сравнить с дефектом по времени, то должно получится чуть более пол секунды. Если не находится механическое повреждение, то его могло и не быть, а было, к примеру, магнитное. Ввиду бурного замыкания проводки и скачка напряжения, звукоснимающая головка могла размагнитить тот участок пленки, на каком находилась в момент аварии! Надо проконсультироваться у тех, кто имеет соответствующее образование, но об ответе я догадываюсь. Когда при ДТП плющит переднюю часть автомобиля, генератор на оборотах, и разбивается аккумулятор – Виктор Наконечный, эксперт-фонографист лаборатории судебной экспертизы РФЦСЭ при Минюсте России: «Я, как специалист, затрудняюсь однозначно ответить на данный вопрос. Если что-то и можно утверждать наверняка, то это в любом случае надо доказать эксперементом. Я не сталкивался с таким в практике. Но это не значит, что это невозможно». Все рекомендованные Вадимом Бункевичем действия с кассетой были произведены и на временном отрезке 9.49 – 9.50 стороны В удалось найти провал записи – размагниченный фрагмент пленки, длительностью буквально в секунду. Не успокоившись, я обратился к признанным мастерам оцифровки звука – Евгению Гапееву и Максиму Кондрашову. Евгений Гапеев: «Мысль идёт в, несомненно, правильном направлении. Вероятность такая есть. Но 100 процентов гарантии, что это отметка именно момента аварии, дать нельзя. Случай исключительный. На отметке 9:50 может быть банальный деффект записи». Максим Кондрашов: «Дать гарантию на все сто процентов невозможно. Но я соглашусь с Гапеевым. Случай исключительный. Нужно разматывать всю плёнку и отсматривать наличие возможных физических дефектов». Игорь Тихомиров: «Насчёт того, что Витя слушал музыку в момент аварии я очень даже верю. Это возможно. И помнится мне, что кассету мы тогда из магнитолы достать не смогли, она смята была в лепешку. Удивительно, что кассета сохранилась. Что же касается того, что именно Цой слушал.. Сказать этого вряд ли вообще кто-то сможет. Нужно знать какая именно встроенная магнитола была, модель, чтобы понимать ее возможности и особенности. Ведь у машинных магнитол нет записывающей головки, а значит, стереть запись в момент удара она не могла. Головка работает на всю ширину пленки. Нужно понимать как кассета стояла, в какую сторону куда крутилась… Но чисто теоретически мог образоваться дефект на пленке в момент вытаскивания кассеты из поврежденной магнитолы». Олег Соколов: «Кто бы что ни говорил, а слушали ребята в то время электронную танцевальную музыку. Никакие не «Cure» и всё прочее, что им приписывают. Именно молодёжную электронную музыку… Они были знакомы с родоначальником рейва Westbam-ом, слушали «Technotronic», то есть всё то, что уже появилось на Западе, чего в Союзе ещё толком не было, то, что появилось лишь через полгода-год позже…» Юрий Каспарян: «Ну, слушали много чего... Ребята слушали разную музыку... Сложно сказать. Ну, «Duran Duran», понятно... Много разной. Модные направления всякие. Я помню, была такая группа «Joy Division», «Ultravox». Что было в чартах тех лет, то и слушали. Многое. Модное все такое... Что касается новой информации, то мы старались обновлять старый багаж. Все время слушали что-то новое. Вместе и по отдельности. Круг слушаемой музыки у нас был примерно одинаков. По крайней мере, был наборчик, который знали все и могли обсудить. А у каждого были и свои какие-то пристрастия, это естественно. Но всё равно – дружили. Последнее время Цой любил напоминать, что все это держится только на дружбе. То есть он нас терпит только потому, что мы – друзья. Что же касается кассеты…Я не помню точно, но по логике у Виктора должна была быть кассета с артистами японского продюсерского центра, в который они ездили с Джоанной...». По совету Максима Кондрашова плёнка была размотана, перемотана вручную, однако ярко выраженных визуальных дефектов обнаружено не было. Стало понятно: чёткого понимания и гарантии стопроцентного установления того, какую именно сторону (и тем более песню) в момент смерти слушал Виктор Цой, увы, получить однозначно невозможно... КОМЕНТЫ Романтик Нежный * * * Антон Владимиров Виталий Калгин Романтик Нежный * * * Дин Джарин Виталий Калгин Igor * * * Сергей G Виталий Калгин Романтик Нежный Пы. Сы. Ох, уж этот Калгин, «цоевед» намбер ван… Всё-таки, (при всей своей симпатии к Виктору) склоняюсь больше к тому, что прав Зосимов – из Цоя упорно делают легенду, шлифуя и выравнивая все заусенцы и выбоины его личных качеств под неповторимый неукоснительный идеал… На этом с Цоем пока всё. Вот эта роковая придурковатая композиция: http://www.youtube.com/watch?v=KSoOlTAPDqk
© Copyright: Вячеслав Дорошин, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|