Недослушанная Цоем музыка. Часть 2

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Какую музыку слушал Цой в момент аварии? Давайте разбираться.


Автор: Виктор Калгин


Итак, продолжаем тему....


Как удалось установить – музыка, записанная на спасённой кассете, на стороне А оказалась сборником творчества японской группы «Southern All Stars» (S.A.S.), с лидером которой Кейсуке Кувате Виктор Цой познакомился в Японии в мае 1990 года, и который подарил Цою дорогую чёрную гитару Alvarez Yairi YD 88.


Сборник включал в себя песни разных лет вышедшие в 1989 году на дисках «Suika» (CD 3 и 4), а так же несколько песен из альбома «Southern All Stars», релиз которого вышел 31 марта 1990, незадолго до визита Виктора Цоя и Джоанны Стингрей в Японию.


Тем, кто желает найти и прослушать музыку, которую слушал Виктор Цой, я попробую помочь по мере своих сил, и приведу список песен группы «Southern All Stars» (S.A.S.), находившихся на кассете. Песни указаны именно в той последовательности, в какой они расположены на кассете.


Итак:


- Oh, Girl (Kanashii Mune no Screen)


- Sayonara Baby


- Wasurerareta Big Wave


- Aitakunatta Toki ni Kimi wa Koko ni Inai


- Nachikasanu Koi Uta


- Natsu Wo Akiramete


- Ya Ya (Ano Toki wo Wasurenai)


- Sonna Hiroshi ni Damasarete - MISS BRAND-NEW DAY - Shabon


- Bye Bye My Love (U Are The One)


Так же укажу, к какому альбому (сборнику) относится каждая песня.


«Suika» (CD 3) 1989:


- Natsu Wo Akiramete


- Ya Ya (Ano Toki wo Wasurenai)


- Sonna Hiroshi ni Damasarete


«Suika» (CD 4) 1989:


- MISS BRAND-NEW DAY - Shabon


- Bye Bye My Love (U Are The One)


«Southern All Stars» 1990:


- Oh, Girl (Kanashii Mune no Screen)


- Sayonara Baby


- Wasurerareta Big Wave


- Aitakunatta Toki ni Kimi wa Koko ni Inai


- Nachikasanu Koi Uta


На стороне В изначально был записан сборник творчества различных исполнителей евробита – «That's Eurobeat Mega Nippon D.J. Mix - 1990», изданный в Японии. Если верить словам администрации интернет-сообщества поклонников японской электронной музыки в России – данное творчество сегодня довольно редкий раритет для России. Однако Виктор Цой по каким-то причинам, известным лишь ему одному, стёр данный сборник и записал музыку известного питерского электронного дуэта «Новые композиторы».


«Новые композиторы» – советская и российская музыкальная группа, образованная в Санкт-Петербурге, работающая в жанре электронной музыки. Основана в 1983 году Валерием Алаховым и Игорем Веричевым. Примерно тогда же Алахов и Веричев стали завсегдатаями Ленинградского рок-клуба и пересеклись со многими его участниками, включая Сергея Курехина, «КИНО» и «Аквариум». Затем они вышли на творческую группу «Новые художники», неформальный лидер которых, Тимур Новиков, предложил им название «Новые композиторы».


«Новые композиторы» записывали шумы, теле и радиопередачи, резали магнитную ленту на куски, переставляли их местами и смотрели, что получится. Собирали у друзей проигрыватели и магнитофоны, относили туда, где был микшерный пульт, потом включали и сводили. Это было семплирование вручную и напоминало детскую игру. Позже выяснилось, что так работают диджеи, но в те времена никто не задумывался. Все искали новое звучание, экспериментировали и понимали, что три аккорда на расстроенной гитаре больше не пройдут.


Нужно отметить, что тогда ещё стал массовым жанром техно, не было мощных компьютеров и таких стилей как транс, чилаут, не организовывались рейвы. В известном смысле, «Новые композиторы» были русскими «The KLF» – за вычетом популярности и эксцентричности последних.


Игорь Веричев также принял участие в создании альбома «КИНО» – «Группа крови»: были использованы его шумы в песне «Прохожий». Хотя сам Виктор Цой, как известно, считал эту композицию откровенно слабой и проходной.


Во время пребывания Цоя на съёмках фильма «Игла» в Алма-Ате в 1987 году оставшиеся в Питере музыканты группы «КИНО» участвовали в проекте «Старт». Это был студийный проект двух питерских групп: электронного дуэта «Новые композиторы» – Валерий Алахов и Игорь Веричев – и музыкантов группы «КИНО» – Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Андрей Крисанов.


Валерий Алахов, музыкант проекта «Новые композиторы»:


«С Георгием Гурьяновым у нас были общие взгляды на стиль в музыке и тому подобное – вот и получился «Старт»! С Георгием всегда было хорошо, но больше с ним общался Веричев – они жили поближе, я жил на Комендатском, Игорь на Московском... Я к ним ездил: Пионерская – Купчино… Мы были в Англии, были заняты своими проектами, записывали сингл, когда погиб Цой... Очень грустно и страшно было... После гибели Цоя с «КИНО» мы не сотрудничали и лишь некоторое время общались с Густавом. Теперь другое время, время Интернета... Сейчас я предпочитаю природу, живу в лесу...».


Изначально планируемая запись полноценного альбома не состоялась, было записано несколько треков, которые увидели свет лишь в 2015 году на лейбле «Special Session Recordings». Архивные записи 1987 года, созданные совместно с музыкантами канонического состава группы «КИНО» – Юрием Каспаряном и Георгием Гурьяновым были выпущены на аудиофильском виниле с разворотным конвертом и архивными фотографиями.


Итак, сторона В представляла собой:


1) Именно сегодня, именно сейчас


2) Ещё любви и света


3) Дон Жуан


4) Поговорим о любви


Далее следовало еще несколько треков, по словам Валерия Алахова не имеющих на тот момент каких-то чётких названий.


Валерий Алахов:


«Это оригинальный состав «НК» – я и Игорь Веричев. Это из альбома «Именно сегодня и именно сейчас» 1989 года. Надеюсь, вскоре выложу этот альбом с названиями песен... Сделаю анонс.. Есть в планах издания на виниле лимитированным тиражом...».


Разумеется, Сергей Алексеевич прав. Было бы правильно попробовать спасти и остальные кассеты, ведь неизвестно, что было записано на них, и теоретически вполне можно допустить, что на какой-нибудь из них могли оказаться черновые акустические записи песен Виктора Цоя. Однако, увы, этого не произошло, и сегодня об этом можно лишь сожалеть.


Сразу после установления и опознания записанного на кассете материала у меня возник закономерный вопрос: можно ли установить какую именно песню слушал Виктор в момент аварии, и если это возможно, то, как это сделать?


Вадим Бункевич:


«Пластиковый корпус, когда сломалась кассета и образовалась трещина – должен был лопнуть. И в данном случае должен был выстрелить в сторону пленки через прокладку. И на неровностях пленки могли теоретически остаться малозаметные отметины, которые при перемотке должны выстроиться в линию именно в том месте, где остановилась кассета. Это под микроскопом каждый сантиметр смотреть надо… Ее нужно очень-очень внимательно прослушать, именно оцифрованный материал. Но при очень хорошей акустике. Любой намек на искажение звука, искать на пленке. Их должно быть два, с периодичностью в 3-4 секунды. Особое внимание уделить 12-15 минуте от начала… Почему? Потому что чисто теретически, Цой выезжая с озера, мог перемотать кассету на начало.


Скорость промотки пленки примерно 2.38 см в секунду. На звукоснимающей головке есть рабочее пространство, длинные полосочки. Если соотнести длинну этих полосочек со скоростью и сравнить с дефектом по времени, то должно получится чуть более пол секунды. Если не находится механическое повреждение, то его могло и не быть, а было, к примеру, магнитное. Ввиду бурного замыкания проводки и скачка напряжения, звукоснимающая головка могла размагнитить тот участок пленки, на каком находилась в момент аварии! Надо проконсультироваться у тех, кто имеет соответствующее образование, но об ответе я догадываюсь. Когда при ДТП плющит переднюю часть автомобиля, генератор на оборотах, и разбивается аккумулятор –
разумеется, там все замыкает».


Виктор Наконечный, эксперт-фонографист лаборатории судебной экспертизы РФЦСЭ при Минюсте России:


«Я, как специалист, затрудняюсь однозначно ответить на данный вопрос. Если что-то и можно утверждать наверняка, то это в любом случае надо доказать эксперементом. Я не сталкивался с таким в практике. Но это не значит, что это невозможно».


Все рекомендованные Вадимом Бункевичем действия с кассетой были произведены и на временном отрезке 9.49 – 9.50 стороны В удалось найти провал записи – размагниченный фрагмент пленки, длительностью буквально в секунду. Не успокоившись, я обратился к признанным мастерам оцифровки звука – Евгению Гапееву и Максиму Кондрашову.


Евгений Гапеев:


«Мысль идёт в, несомненно, правильном направлении. Вероятность такая есть. Но 100 процентов гарантии, что это отметка именно момента аварии, дать нельзя. Случай исключительный. На отметке 9:50 может быть банальный деффект записи».


Максим Кондрашов:


«Дать гарантию на все сто процентов невозможно. Но я соглашусь с Гапеевым. Случай исключительный. Нужно разматывать всю плёнку и отсматривать наличие возможных физических дефектов».


Игорь Тихомиров:


«Насчёт того, что Витя слушал музыку в момент аварии я очень даже верю. Это возможно. И помнится мне, что кассету мы тогда из магнитолы достать не смогли, она смята была в лепешку. Удивительно, что кассета сохранилась. Что же касается того, что именно Цой слушал.. Сказать этого вряд ли вообще кто-то сможет. Нужно знать какая именно встроенная магнитола была, модель, чтобы понимать ее возможности и особенности. Ведь у машинных магнитол нет записывающей головки, а значит, стереть запись в момент удара она не могла. Головка работает на всю ширину пленки. Нужно понимать как кассета стояла, в какую сторону куда крутилась… Но чисто теоретически мог образоваться дефект на пленке в момент вытаскивания кассеты из поврежденной магнитолы».


Олег Соколов:


«Кто бы что ни говорил, а слушали ребята в то время электронную танцевальную музыку. Никакие не «Cure» и всё прочее, что им приписывают. Именно молодёжную электронную музыку… Они были знакомы с родоначальником рейва Westbam-ом, слушали «Technotronic», то есть всё то, что уже появилось на Западе, чего в Союзе ещё толком не было, то, что появилось лишь через полгода-год позже…»


Юрий Каспарян:


«Ну, слушали много чего... Ребята слушали разную музыку... Сложно сказать. Ну, «Duran Duran», понятно... Много разной. Модные направления всякие. Я помню, была такая группа «Joy Division», «Ultravox». Что было в чартах тех лет, то и слушали. Многое. Модное все такое... Что касается новой информации, то мы старались обновлять старый багаж. Все время слушали что-то новое. Вместе и по отдельности. Круг слушаемой музыки у нас был примерно одинаков. По крайней мере, был наборчик, который знали все и могли обсудить. А у каждого были и свои какие-то пристрастия, это естественно. Но всё равно – дружили. Последнее время Цой любил напоминать, что все это держится только на дружбе. То есть он нас терпит только потому, что мы – друзья.


Что же касается кассеты…Я не помню точно, но по логике у Виктора должна была быть кассета с артистами японского продюсерского центра, в который они ездили с Джоанной...».


По совету Максима Кондрашова плёнка была размотана, перемотана вручную, однако ярко выраженных визуальных дефектов обнаружено не было. Стало понятно: чёткого понимания и гарантии стопроцентного установления того, какую именно сторону (и тем более песню) в момент смерти слушал Виктор Цой, увы, получить однозначно невозможно...


КОМЕНТЫ


Романтик Нежный
Вот, молоток! Это то (или почти то), что я хотел от тебя прочитать, а то уже засомневался в твоей компетентности.


* * *


Антон Владимиров
По мне, слабая группа (прим. В. Д. – речь о японской музыке). Я как-то пытался отслушать (в сборнике Житинского об этой группе рассказывалось), но не зашло. Хотя они стояли в свое время на вершинах чартов, довольно высоко, и довольно долго. "Все Южные Звезды" ближе к современной примитивной музыке, чем к музыке "КИНО".
Что касается кассеты. Вадим - толковый товарищ. Но, в случае с магнитолой, нельзя точно сказать, какие именно последствия вызовет столкновение. Если генератор/аккумулятор в КЗ, в магнитоле может сработать защита (если она там есть). А может и не сработать. Либо обрыв, и тогда вообще ничего не произойдет (кроме чисто механических повреждений, разумеется).
Напряжения в магнитной головке очень малы (милливольт 300). По питанию обычно в этих устройствах всё довольно примитивно: при замыкании выгорает либо защита, либо почти всё =) При этом вероятность того, что через головку пойдет значительный ток короткого замыкания, практически ничтожная. Притом, чаще всего, кассетные магнитолы вообще не имели функции записи (то есть являлись плеерами). Потому стереть запись даже с помощью головки было невозможно. Магнитные носители отличаются исключительной стойкостью.


Виталий Калгин
Антон Владимиров, там непонятный провал в музыке. Непонятно отчего.А Южные звезды слушать несерьезно на мой взгляд.Этническая какая то шняга на любителя


Романтик Нежный
Калгин, вот именно, что на любителя и никакая это не шняга - в некоторых песнях (которые мне удалось услышать) присутствует очень хороший мелодизм. Рок-н-ролл, конечно, у них смешно звучит - тут Витя был прав, Но вот лирика... Иначе бы он тоже стёр первую сторону, как и вторую.


* * *


Дин Джарин
Не в тему. Думаю пора уже официальную версию "Уснул за рулём" признать не действительной и не доказанной. А новую оф. версию "Отвлёкся от управления авто" более действительной и доказанной. И желательно бы её распространить.


Виталий Калгин
Дин Джарин, так уже


Igor
Дин Джарин,
Скорее не отвлёкся , а учитывая очень маленький водительский стаж и отсутствие опыта вождения, выехал на обочину правой стороной автомобиля, когда увидел, что из-за поворота появился автобус (возможно, частично оказавшийся на встречной полосе, при прохождении поворота)
И после этого Виктор не справился с управлением, так как его машина оказалась в неуправляемом заносе, из-за разницы коэффициентов сцепления левых и правых колёс автомобиля с дорожным покрытием


* * *


Сергей G
А есть какие-нибудь свидетельства из окружения Виктора, о том - слушал ли Цой The Cure и the Smithts?


Виталий Калгин
Сергей, есть.не слушал конкретно.


Романтик Нежный
А. Липницкий: «…Ну и смотрели клипы The Smiths, Duran Duran, The Cure, все их выучивали наизусть и перенимали внешний вид». http://clck.ru/QYVhj/


Пы. Сы.


Ох, уж этот Калгин, «цоевед» намбер ван… Всё-таки, (при всей своей симпатии к Виктору) склоняюсь больше к тому, что прав Зосимов – из Цоя упорно делают легенду, шлифуя и выравнивая все заусенцы и выбоины его личных качеств под неповторимый неукоснительный идеал…


На этом с Цоем пока всё.


Вот эта роковая придурковатая композиция: http://www.youtube.com/watch?v=KSoOlTAPDqk
В клипе на календаре мистическим образом отобразилась цифра 15, а также снята процессия похорон,
хотя клип сляпали за несколько месяцев до гибели музыканта (ещё в ноябре 1989-го).



Романтик Нежный
Мне вот тут подумалось ещё об одной несостыковочке. Кассета промотала около 10 минут - калгинское утверждение. Именно сегодня - на этой песне всё оборвалось - опять же калгинское утверждение. Теперь смотрим список песен стороны Б. Заявленная композиция идёт первой. Длится 2:10. Тогда как это вяжется? Следующая - не Ещё любви и света, а СПУТНИК - длится 6:25 - опять не попадание уже этих двух к формату 9 минут. А вот потом уже идёт Дон Жуан. Так на какой песне случилась авария? Калгин, жду разъяснений.



Другие статьи в литературном дневнике: