Недослушанная Цоем музыка. Часть 1

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Какую музыку слушал Цой в момент аварии? Давайте разбираться.


Автор: Виктор Калгин


Как известно, 15 августа 1990 года, житель посёлка Плиеньциемс Гунтис Дрейманис, по просьбе Наталии Разлоговой, забравшись через багажник в салон стоящей у здания РОВД в Тукумсе разбитой автомашины Виктора Цоя, в отсеке рядом с переключателем скоростей нашел компакт-кассету, с копией черновой записи нового альбома «КИНО».


Именно эта копия демо-записи, взятая с резервной копии кассеты, оставшейся у Виктора после отъезда Юрия Каспаряна, и найденной в машине, была издана в 2002-м году фирмой «Мороз Рекордз» в составе сборника «КИНО». Последние записи».


Однако в салоне разбитой автомашины оставалось ещё несколько аудиокассет, и одна из них находилась в автомагнитоле. Вытащить её не представилось возможным в следствии повреждения и деформации передней панели и собственно магнитолы, и на долгое время о ней все забыли.


Осенью 1990 года, Сергей Алексеевич Конопиев, директор автобазы №29, где все ещё находился «Москвич» Цоя, понимая, что никто из близких и родных Виктора уже не вернётся за забытыми в автомобиле вещами, решает самостоятельно открыть багажник и, забравшись в салон, забирает оттуда всё то, что ещё можно было спасти от безвременной утраты.


Сергей Конопиев:


«…И тогда я, поскольку люди ходили все время, забрал из машины удочки и другие вещи, поскольку думаю – всё равно утащат. Там была ещё запаска, новое запасное колесо. Были ещё какие-то брошюрки отдельные, плакаты рекламные, афиши гала-концерта «Звуковой дорожки» с надписью «Группа «КИНО» в Лужниках», жвачка... Дело в том, что всё это было залито... Там была канистра с тосолом, она треснула, тосол вытек, залив всё вокруг. Был аккумулятор, тоже разбитый, пролилась аккумуляторная кислота, и всё было залито электролитом. И, в общем, я всё это выбросил сразу.


Конечно я помню всё, что брал, все те вещи... Вполне возможно, там было больше всего, но я же не получил машину в тот же день, до этого она стояла у здания РОВД и люди могли что-то растащить. Люди ведь тоже не спали, вот что-нибудь связанное с Цоем и брали. Вот типа, я это возьму, а я это... Я же говорил, девочка вот приехала – кусочек машины мне дайте... Великий он и есть великий, всё, что с ним связано, важно хранить. Вот этим и ценны эти вещи, всякие брелки, которые можно хранить. Хотя брелков в машине я никаких не видел...


Когда я открыл багажник – что я увидел? Удочки. Да. Удочки были, три, как мне кажется, несколько рыбёшек в целлофановом пакетике, такие мелкие... Улов у него был точно. 3-4 рыбёшки по 10 см. Вероятно, для какой-нибудь соседской кошки. Не довёз он... Я сам не рыбак, но, когда сидишь летом с удочкой на пруду, при хорошей погоде, это такой кайф. А рыба так, для интереса... Ещё вот те афиши были, о которых я говорил уже. И все это облито было электролитом. Так что все было негодное.


Кстати, была вот передача «Следствие вели» с Леонида Каневским. Там версия была, что Цой кассету переворачивал и отвлёкся. Но это неправильная версия.


В машине Цоя был магнитофон, кассетный магнитофон «Panasonic», встроенный. Он был разбитый, расплющенный. И неправда, что кассету с «Чёрным альбомом» достали из магнитофона. Кассету из магнитофона достал я. Уже потом. И кассета у меня. Серьёзно. Что записано на кассете? Я вот сейчас точно не помню, я хотел её найти, искал её, но не нашёл пока. Я её слушал – там японские песни какие-то... А та, что у Наташи была, – то другая кассета. В тот день Цой не слушал свою кассету, он слушал японские мелодии. Я попробую поискать эту кассету, раз сама судьба так распорядилась, что она нужна. Так что передача Каневского – это его версия, но на самом деле все было совсем иначе...».


Итак, разобрав расплющенный в лепёшку магнитофон, Сергей всё же сумел вытащить кассету. Что же это было? Это была обычная чёрная компакт-кассета фирмы TDK SA 90. Поскольку от страшного удара магнитола помялась, её обломки повредили кассету, её корпус дал трещину, однако сама плёнка уцелела.


Кстати, Сергей Конопиев вспоминает, что данная кассета, найденная в магнитоле, была не единственная. Но, к сожалению, сохранилась лишь одна.


Сергей Конопиев:


«В багажнике машины были ещё кассеты, но поскольку, как я уже говорил, там было всё залито тосолом и аккумуляторной кислотой – они были негодные, и я всё выбросил. Подкассетник от кассеты из магнитолы валялся тоже в багажнике, я опознал его по вложенному вкладышу, на котором было написано «S.A.S.» – как и на самой кассете. Как и всё остальное он был залит тосолом, и чтобы спасти написанные Цоем названия групп – мне пришлось оторвать промокшую часть вкладыша.


Сейчас я думаю, конечно, наверное нужно было попытаться сохранить как-то, попытаться отслушать эти кассеты… Но ведь сейчас всё это понимаешь с позиции того, что это реликвии, а тогда всё это было намного проще...»


КОМЕНТЫ


Alexandr Suslov
Может я один не понимаю) Но, прошу объясните. Вначале была версия, что Цой слушал последние записи. Потом появилась версия, что там был японский гитарист, что подтверждает статья. Откуда взялась версия на 1 канале, что там Новые композиторы?


Виталий Калгин
Alexandr Suslov, вы реально плохо понимаете. Никогда не было версии,что Цой слушал свои последние записи.Потому что оригинал кассеты Каспарян увез в Питер,а копия лежала в машине у Цоя,в отделении у переключателя скоростей. В магнитоле Цоя находилась указанная кассета,на одной стороне которой японцы,на друной Новые композиторы. В момент смерти Цой слушал именно Новых. Что не ясно еще?


Романтик Нежный
Калгин, опять двадцать пять. то у тебя одна версия, то другая. Додолеву зачем тогда о японцах говорил, что именно они звучали? так и признайся: да, мол, тогда ошибся. возьми на себя смелость, о компетентный ты наш.


Пы. Сы.


Пристыженный цоевед номер 1 насупился и снова отмолчался.
Не-а, ошибки свои мы признавать не любим.
А главное, не умеем.


Завтра продолжим слушание по этому делу свидетеля всего, что касалось жизни Цоя, г-на Калгина.



Другие статьи в литературном дневнике: