Я читаю. Кое-что о ЯС-ах

Стоюнина Светлана: литературный дневник

НЕ ИСТИНА!!
(нашла материалы, опубликованные в сети интернет)
https://otvet.mail.ru/question/72394767



Классикой написания хокку считается мастерство, при котором поэт способен в трех строках описать
момент "здесь и сейчас". Первая строка отвечает на вопрос, -"Где? " Вторая на вопрос, -"Что? " Третья, -"Когда?
Как видите, -никаких вопросов, -"Что делает? " Мацуо Басе говорил: "Узнавайте все о сосне у самой сосны, о бамбуке у самого бамбука. "


Каноны хокку суровы, как монастырский устав. Но когда поэт сживается с ними, подчиняет ум и душу аскетической дисциплине жанра – Бог ты мой, какая немыслимая свобода ему открывается! Но быть свободным – тяжкий труд. «Свобода, как воздух горных вершин: для слабых людей непереносима» , – писал Акутагава.


Наши хайдзины во многом избавлены от необходимости следовать канонам семнадцатисложных поэм. Традиционная силлабическая метрика (5-7-5),
тотальное отсутствие глаголов, выстроенные на омонимах каламбуры и обязательное именное сказуемое в финале практически несовместимы с русским языком.
Отечественные хокку следуют не букве, а духу своих японских прототипов. В русских трехстишиях сохраняются главные принципы хайкай: энго – использование ассоциаций, югэн – выявление скрытой сути вещей, ёдзё – подтекст.
Соблюсти их – труд не меньший, чем овладение формальными приемами.


***


https://stihi.ru/2008/09/20/2814
Производные от яса:
- японский сонет оригами, бабочка, хора, коврик, сонетная мотрёшка
в том числе тексты выполненные в технике растворения (в стихе, в прозе), совмещения.


!!! идея формы - русская



Другие статьи в литературном дневнике: