Клодель - Тайный переход между мирами...

Сергей Батонов: литературный дневник

Стихи на обороте "Святой Женевьевы"
(внутренняя стена в Токио)


перевод О.Седаковой, М.Гринберга


I
Не в лесу и не на берегу - вдоль городской стены каждый день я гуляю
Стена тянется справа.
Вдоль стены я иду, у меня за спиной развертывается
она, и впереди ей не видно конца и краю.
Всегда, неизменно стена - справа.
Слева - широкие городские улицы разбегаются во все стороны,
и я скольжу по ним взглядом.
Но высится стена справа.
Вот у этой трамвайной остановки я поворачиваю - и знаю, что море рядом,
Но не отпускает стена справа.
Теперь под моими ногами - весь город, весь
хрупкий мир, уже начинающий в закате тонуть,
Но непоколебимая стена справа,
Стена, влекущая меня лишь для того, чтобы
на прежнее место вернуть -
И мне, закрыв глаза, достаточно руку протянуть,
Чтобы ощутить ее присутствие справа.



II
Если смотреть на просвет книжную страницу,
иногда сквозь текст
Проступает нарисованный на обороте пейзаж,
изображение незнакомых мест.
Так в Бразилии, когда путь Женевьеве устилали
исписанные мной листы
(А между тем бомбили мою деревню
и рушились на Марне мосты),
Уже с той стороны бумаги,
под странным переплетением слов,
Из молочной дымки вставал пейзаж,
который был совершенно нов.



III
Судьба не дает мне передышки, бросает из края в край:
Бразилию сменила Япония - как хочешь, так и привыкай.
Есть жизни, окруженные постоянным ландшафтом,
не знающие перемен по многу лет,
Моя же чертит свой путь на листах,
между которыми связи нет.
Внезапно одну картинку убирают
и другую выставляют спеша -
И тайный переход между мирами
совершает моя душа.


IV
Рыбак ловит рыб переметом, погруженным в морскую глубину.
Охотник ловит птичек сетью, скрытой среди ветвей.
А мне - говорит садовник - чтобы ловить луну и
звезды, нужно лишь немного воды; чтобы ловить
вишни в цвету и пламенеющие клены, мне нужно
расстелить вот эту водяную ленту, и только.


Мне же - говорит поэт - чтобы улавливать образы и
значения, нужна вот эта белая бумага для
привады, боги непременно оставят на ней свой
след, как птицы на снегу.


Чтобы вошла сюда Морская Царица, нужно лишь
расстелить этот бумажный ковер; чтобы Небесный
Государь спустился, нужен лишь этот лунный
луч и эта лестница белой бумаги.


V
Я хочу написать стихотворение, зовущее дух сразу
на три пути.
Первый путь над нами - там, шествуя поверх истории,
святые претворяют все, что мы делаем внизу,
в одно торжественное приношение.


Второй - это само стихотворение, поток слов, подобный
широкому проспекту, заполненному людьми,
которые движутся в одном направлении, но
каждый сам по себе.


Третий, на обороте бумаги, - это могучая река,
недоступная взору, -
Чтобы ее увидеть, нужен пучок камышинок, внезапно
разрезавший струю, нужна дикая утка, дробящая
лунный свет,


Или того меньше: искра и ее отражение, единственная
огненная блестка, являющая глазам широчайшее
невидимое течение.


VI
Мой дворец - говорит Государь, - я обнес кольцом
небес, и мне кажется, что с землею я уже ничем не связан.
Наступило время сна, и мне кажется, что все под моими ногами
зыблется, как стенающий понтон в бурном
море полуночи.
Пусть поторапливаются еще не покинувшие меня гости
(я вижу снизу фонарики двух или трех небольших
карет, которые быстро катят по гравию
опустелого двора).
Мы поднимаем последний мост.


(продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике: