Из цикла Человеческое

Светлана Погодина: литературный дневник

- Я – директор школы!.. За время своей работы я повидал очень многое, но ты!.. Ты единственный в своём роде! Как можно так плохо учиться?! – Михаил Петрович почесал затылок.
А парнишка, которого он отчитывал, съёжился ещё больше. Сесть ему не предложили, поэтому он стоял около двери и переминался с ноги на ногу. Зовут его Святослав, или просто Святик.
– Вот, – продолжал директор. – Позавчера писали диктант. Все дети, как дети, а ты сделал по одной, по две ошибки в каждом слове. Может, тебя персонально учат неправильно писать? Где ты видел такое правило, которое разрешает написать слово «жизнь» через «ы»?
Святослава всё-таки усадили в кресло. Но так стало ещё хуже. Теперь Михаил Петрович нависал над ним, подавляя огромным ростом.
– Это ещё не всё! – директор повысил голос, переходя к любимому предмету обсуждения, в котором не терпел ошибок. – А математика! – взвыл он. – Ты учишься в седьмом классе, но даже суммировать цифры так и не научился! Это же детский сад! Зачем тогда жить, если не умеешь делать элементарных вещей!..
И всё в таком же духе… Походы к директору теперь для Святослава не редкость. Он старается, по силам делает домашнее задание, но этого мало. Его успеваемость почти на нуле. Мальчик чувствовал себя совсем несчастным. По дороге домой он пытался задуматься над смыслом жизни и целью своего существования, но у него ничего не получилось. Мысли были беспорядочными, а рассеянный взгляд блуждал от одного предмета к другому, но все казалось ему бесцветным и неинтересным. Два года назад произошла страшная трагедия… В автокатастрофе погибли отец и младшая сестра Свята. Лишь с ней одной он дружил по-настоящему. Теперь же у него остались только три старшие сестры, которые постоянно насмехаются над ним, что бы он ни делал. Жизнь Свята сразу покатилась под откос. Только с мамой он мог бы обсудить свои проблемы. Но вот пару месяцев назад, когда он собрался это сделать, вдруг заметил, до чего же сильно стала уставать его мама. Безденежье, скорбь, домашние хлопоты и проблемы всех четверых детей проложили глубокие морщинки на всё ещё молодом и прекрасном материнском лице. Он не смог сказать ей всё, что хотел. Может, ещё его учёба сама как-нибудь наладится? Он будет больше стараться! А летом пойдёт работать и отдаст маме все деньги. Но пока идёт зима. Лютые морозы сковали землю. Метель занесла их небольшой, уютный и такой зелёный в летнюю пору городок глубокими сугробами. Дни короткие и пасмурные, учёба, которая должна приносить счастье познания и общения со сверстниками и задор, теперь приносит лишь отчаянье. Свят по привычке стряхнул с себя хандру и заскочил в квартиру.
Мама нежно обняла его и усадила за стол, обедать. Сёстры куда-то ушли.
– Как твои дела, Святик? – улыбнулась мама, наблюдая, с каким удовольствием сын уплетает еду, приготовленную ею с такой любовью. – Что нового?
Свят на мгновенье замер. Может, он ещё пожалеет, но ему нужно сказать маме хотя бы половину правды.
– Мама, всё… Я не… не хочу больше ходить в школу.
Мамины печальные глаза стали внимательными. Но Свят не сказал больше ничего…
– Тебя обижают? Что-то не получается?.. Я могу тебе помочь? Только скажи, чем, сыночек.
Паренёк опечалился. Мама всё равно уже ничем не смогла бы ему помочь. Ей не по карману перевести его в другое, более дорогое учебное заведение. Она не может защитить своих детей. А тем временем его страхи загнали его далеко, туда, где нет солнца и радости, нет даже желания заниматься любимым делом – писать стихи…
– С тех пор, как мы потеряли наших любимых папу и сестру, – сказал Свят, с болью видя, как моментально наполняются слезами мамины глаза. – Я мечтаю спасать людей. Представляешь, всего этого не было, если бы тогда спасатели приехали вовремя! А сколько людей ещё можно спасти! И я хочу этим заняться. Я обещал это папе там на могиле. И ещё я вспоминал, как он учил меня рыбачить и водить машину. Нам было очень хорошо с ним вдвоём. Но теперь всё так плохо, что я уже ни в чём не уверен…
– Не бери на себя слишком много! – чуть резче, чем следовало, ответила мама. – Ты ещё не совсем взрослый. Делай, что тебе по силам. Ты должен учиться и быть самим собой. Что именно у тебя не получается?
– Всё, – слегка виновато ответил он. – И поэтому, как я могу спасать людей, если не могу помочь даже себе самому? – он чуть подумал. – Мам, а папа и младшая сестрёнка видят нас с неба?
– Думаю, видят. И молятся за нас, чтобы нам было легче. Так что не спеши с выводами, Святик, к тому времени, как ты повзрослеешь, у тебя всё наладится, – уверенно сказала мама. – А пока не расстраивайся. Если хочешь, я могу поговорить с учителями и твоими сёстрами, чтобы они были терпимей и…
– Нет уж, мамочка, не надо, я сам! – воскликнул мальчик.
В принципе, что она могла бы ещё сказать? А он, что?..
Поэтому Свят встал из-за стола, поцеловал маму и ушёл к себе в комнату, учить уроки. Или ему стать врачом? Но с такой успеваемостью его не примут ни в один вуз, не то, что в медицинский. На пороге вдруг возникла мама. Сейчас она улыбалась.
– Я подумала, а не пойти ли нам на прогулку, сынок? – сказала она. – Мы с тобой всегда любили зимние вылазки! Погода стоит отличная, а мы так давно не выбирались из дома. Куда пойдём, на речку?
– О, пошли… Но не на речку, а так, по городу пройдёмся.
– Вот и отлично. Я рада, что у меня есть такой компаньон. Твои сёстры совсем не любят даже короткие прогулки. Ладно, пойду, соберусь.
И Свят тоже пошёл одеваться. Он сегодня так устал, что вряд ли добредёт до реки, но весть о прогулке с мамой он воспринял с огромной радостью. Вернулись поздно. Румяные и счастливые, они напились горячего чаю и разошлись по комнатам. Парнишка так и не сел за уроки: не смог, уставший, он уснул прямо с книгой в руках. Но на следующий день он пожалел об этом. По домашнему заданию его спросили первым. Когда он не смог ответить, учительница гневно и торжественно позвала его классного руководителя и директора школы. Ну, не даётся ему родной язык, один из древнейших и сложнейших для изучения в мире. Наверное, если бы они смилостивились и дали мальчику шанс, он бы воспрянул духом. Но они его ругали, на чём свет стоит. И хоть всё происходило на литературном языке, каждая их фраза била наотмашь, и Святу было обидно до слёз. Весь класс смеялся над ним, будто в угоду учителям.
– Нет, мы решительно не можем дальше с тобой работать, – кричала учительница.
Классный руководитель с директором кивали:
– Ты самый проблемный ученик в школе. Не прислушиваешься ни к одному нашему совету, делаешь уйму ошибок!.. Как ты можешь так спокойно с этим жить?
На шум из соседней аудитории прибежала его единственная любимая учительница, Мария Романовна. Класс уважительно притих, даже директор и классный руководитель стояли, как по стойке смирно. Она преподает литературу, водит детей в библиотеку и каждого поддерживает по мере сил. Мария Романовна даже читала несколько стихов Свята и прямо на уроке от всей души хвалила его. Он ей доверял. «Но!.. О, Боже, а вдруг она сейчас под влиянием всех посмотрит на него осуждающе? Тогда он точно провалится сквозь землю!» Свят робко поднял на неё глаза, будто ища защиты. И нашёл.
– Михаил Петрович, я решительно не поддерживаю ваших методов воспитания, – с чувством, с расстановкой сказала она, чеканя, как монету, каждое слово. – Вы не любите детей и не чувствуете их.
– Если вам не нравятся мои методы, можете сменить работу! – позорно взвизгнул директор, прикрываясь властью и грубой силой, а не лидерским авторитетом, если бы он действительно его имел.
– Это бы вам работу сменить, тогда все вздохнут спокойно, – с достоинством ответила она. – Отпустите мальчика домой, и впредь, пожалуйста, будьте к нему снисходительны. У него сложный период – нельзя не учитывать это.
Директор злобно фыркнул, схватил Марию Романовну за руку и с силой вывел её в коридор. Там он кричал, мол, кто она такая, чтобы давать ему указания?! По аудитории прошёл возмущённый гул – все любили свою учительницу литературы. Никто не мог допустить, чтобы с ней так обращались. Но, что тут можно поделать?.. Вслед за директором классный руководитель вышел тоже, только и Свята с собой прихватил, ведя его за ухо… Мальчик был на грани, поэтому он просто вырвался и убежал. Свят был уже за воротами школы, когда сзади послышался топот шагов.
– Свят! – вслед ему крикнула Мария Романовна. – Ради Бога, подожди!..
Но он бежал, не разбирая дороги, и никто уже не в силах был остановить его. Ноги сами понесли Свята. Он не успел оглянуться, как оказался по пути к реке. Ветер щекотал глаза и выдувал слёзы. Два километра остались позади так быстро, как будто он преодолел всего несколько метров. Всё! Всё! Он больше ничего не хотел! Всему конец! Но вдруг мальчик остановился, как вкопанный… Оказывается, на речке он был не один. У полыньи, к которой он так стремился, рыдала маленькая девочка. Она из последних сил держала за руку свою младшую сестрёнку, которая уже почти полностью была в воде… Но вот ослабевшие ручки плачущей девочки разжались, и её сестру подхватило течение… Ещё немного и её унесёт глубоко под лёд!.. «Что они тут делают? – со страхом подумал Свят. – Почему они не дома или не в садике? И какой чёрт потянул их в самое опасное место?! Ведь река протекает по самому городу, поэтому каждый месяц проводится бесчисленное количество инструктажей. И каждый ребёнок в округе должен знать правила поведения на воде!..» Свят моментально скинул пуховик и прыгнул в полынью… Ледяная вода объяла его. Маленькая девочка была уже далековато!.. Но и Свят не лыком шит – он же вырос на реке. Он преодолел разделяющее их расстояние в несколько бросков, схватил малышку за воротник и поплыл обратно.
Холод быстро сковывал тело – нужно торопиться. Перед глазами уже расплывались разноцветные круги, но он из последних сил вытолкнул девочку на берег. Кое-как выбрался и сам. Это было чертовски сложно: лёд гладкий и скользкий – за него не зацепишься даже ногтями. Подтянуться тоже нельзя. Свят смертельно устал: борьба с течением и безумный леденящий холод вмиг измотают даже легендарных богатырей из сказок... Для того, чтобы выбраться, он собрал всю волю в кулак. Но главный козырь, который ему помог не только выжить, но и оказаться на суше, это не мысли о себе. И даже не о своей семье... В шаге от него замерзает маленький ребёнок, секунду назад выброшенный на мороз из ледяной воды. И если он, Свят, не пошевелится, через пару минут случится страшная трагедия. Он всё же выбрался. От ужасающей боли во всём теле он сначала никак не мог подняться на ноги. Но для этого пришлось сделать нечеловеческое усилие. Он справился и с этим. Потом он кое-как замотал жертву в свой пуховик и, подняв на руки, шатаясь, медленно побрёл по направлению к городу. А ему навстречу уже бежали люди... «Странно, откуда они?» – Свят готов был поклясться, что до этого вокруг не было ни души.
...Очнулся мальчик в больнице, в реанимации, с двухсторонним воспалением лёгких. Рядом была мама и Мария Романовна. Оказывается, она бежала за ним до самой реки, на ходу набирая номера его мамы и «Скорой помощи». Слава Богу!.. Девочка, спасённая им, уже пошла на поправку. Успокоившийся Свят уснул… Выздоравливал он быстро. В больницу каждый день приходили сёстры и обнимали его. Он здорово их напугал! Но теперь уже всё в порядке. Так же его навещали и одноклассники. Они приносили фрукты и говорили, что скучают, пускай, мол, скорее выздоравливает. Когда Свят поправился, он вернулся в школу. Там его навестили ещё кое-кто. Полковник МЧС с добродушной улыбкой пожал ему руку и сказал:
– Спасибо за подвиг, сынок! Теперь, если хочешь спасать людей и впредь, после школы добро пожаловать к нам!
С этими словами он подарил мальчику «командирские» часы. Теперь Святу было гораздо легче жить. Каждый день его уже не был каторгой.
Будущее показалось ему светлым и заманчивым – в жизни его появилась настоящая цель. Он был уверен, что отец гордится им там – в своей безграничной небесной синеве…


Катя Коршунова.



Другие статьи в литературном дневнике: