Экскурсия на Соборную гору
ЭКСКУРСИЯ НА СОБОРНУЮ ГОРУ
С Соборной горы начинался наш город. На большом холме, с одной стороны защищённом рекой Нарой, с двух других сторон – речкой Серпейкой, которая, серпом огибала холм. Там, где не было речной воды, прорыли глубокий ров, чтобы оградить холм от врага. На вершине холма стоял детинец – городская крепось. Внутри детинца княжеские постройки, дома серпуховичей и, конечно, церковный храм. Не просто небольшая церковка, а целый собор. Потому и холм назван Соборным. Позднее укрепилось название – Соборная гора.
Дальше информация из интернета.
«Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Он стоит на вершине Красной, или Соборной, горы — места, с которого начался город Серпухов. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня 1380 года незадолго до Куликовской битвы. По мнению А.А. Молчанова вполне возможно, что после Куликовской битвы мог быть сооружен и каменный собор, так как каменное строительство в конце XIV века (1381 год) велось в Высоцком монастыре, основанном по инициативе и на средства князя Владимира Серпуховского.
Если каменные храмы имелись в пригородном монастыре, то, что мешало постройке каменной церкви в центре княжеского удела? Если данное предположение верно, думается, что архитектура Троицкого собора не выходила за рамки традиций раннемосковской школы зодчества кон. XIV-XV вв. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестово-купольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е года), Успенский собор в Звенигороде (1399 года), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 года).
Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Храбрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы.
В XVI столетии был сооружен новый каменный собор. По всей видимости, он мог повторять формы предшествующего здания, если оно действительно было каменным. Так или иначе, собор XVI века был невелик по размеру, на данный момент от него сохранилась кладка западной и северной стен с внутристенной лестницей. После сильного пожара 1669 года, когда выгорел практически весь Серпухов собор пришел в ветхость. В 1696 году храм Святой Троицы был капитально перестроен. Строительство велось на средства архимандрита столичного Спасо-Андроникова монастыря Феодотия, бывшего до монашеского пострига клириком серпуховского собора.»
Основной объем храма (без приделов XIX века) – интересный памятник провинциального церковного зодчества конца XVII века. Некогда его восьмерик был украшен не одной, а пятью главами (предположение Н.Н. Свешникова). Архитектурный тип этого храма — восьмерик на четверике позднее станет образцом для многих серпуховских церквей. В начале XVIII века рядом с собором построили отдельно стоящую шатровую колокольню. В конце XIX века на колокольне сохранялся будничный колокол 1709 года, также пожертвованный архимандритом Феодотием «в поминовение родителей». И шатровая колокольня и нарядный пятиглавый храм с приделом святого великомученика Димитрия Солунского представляли собой очень интересный и живописный архитектурный ансамбль. От XVII века сохранились трехчастный алтарь, наличники окон и портал южной стены. Полуколонки и поребрик четверика, архитектурный декор восьмерика.
Издревле архитектура православного храма, элементы его декора несли определенное смысловое содержание. Думается, что ступенчатость, ярусность архитектуры Троицкого собора с его карнизами, полуколоннами, поребриками и убывающими кверху объемами могли напоминать о лествице (лестнице) добродетелей, которую должен пройти в своей жизни православный христианин, дабы непостыдно предстать перед престолом Святой Троицы. По всей видимости, само здание собора не отапливалось, так как в начале XIX столетия в зимний период служили в Дмитриевском приделе, который был теплым.
В первой половине XIX столетия (1837-1841 годах) в целях расширения внутреннего пространства храма колокольня и собор были объединены пристройкой двух приделов – Никольского с юга и Димитриевского с севера. Первоначальный проект перестройки храма предполагал наличие на фасадах скульптуры и треножников. Но эти украшения не были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Пожертвования, как сейчас бы сказали, на реконструкцию стали собираться еще с 1828 года. Сначала был построен и освящен придел святителя Николая (1837 году), устроенный после упразднения старинного Никольского храма, стоявшего рядом с собором и бывшего к нему приписным
В 1839 году начали строить Дмитриевский придел вместо старого и тесного, строительство окончилось в 1841 году. В начале XX века еще сохранялись памятники-каплички на месте престолов разобранных в Никольском храме и Дмитриевском приделе. Новые приделы были построены в традициях позднего классицизма, они имеют строгие и величественные формы, которые, однако, не подавляют собой более древнее здание собора. В результате реконструкции XIX века облик древнейшего серпуховского храма был сильно изменен – удалено пятиглавие, с севера и юга к четверику пристроены портики, стесаны архитектурные украшения XVII столетия, изменен облик колокольни, вокруг собора устроена ограда.
До закрытия в начале 1930-х годах в интерьере храма сохранялись старинные иконы, из которых особо древними были образа Святой Троицы и Богоматери Смоленской, находившиеся в местном ряду главного резного и позолоченного иконостаса в одном из приделов хранилась икона-складень с серебряными створками. В ризнице собора находились старинные напрестольные кресты и Евангелия, шкатулка с древними драгоценными привесками к иконам, жалованные грамоты московских царей соборному причту, комплекты архиерейского облачения, в трапезной же храма висели иконы, некогда находившиеся на воротах серпуховского кремля. В начале XIX столетия интерьер собора был украшен стенописью, которая возобновлялась в 1872 году. В разное время к собору были приписаны храмы Вознесения Господня (1747 года постройки) и святого благоверного князя Александра Невского.
О значении Троицкого собора в жизни серпуховского края свидетельствуют грамоты великих князей и царей. В 1514 году грамотой Василия III были подтверждены старинные привилегии духовенства Троицкого собора. Его протопопу люди, приезжавшие торговать в Серпухов, должны были платить таможенную пошлину, треть средств шла на содержание построенного в крепости ещё князем Владимиром Андреевичем Храбрым храма Великомученика Димитрия Солунского. Протопопы собора собирали венечную пошлину со всего Серпуховского уезда. Кто венчался без уплаты её, подлежал штрафу в два рубля (очень большая для тех времён сумма).
В XVII веке в соборе был придел святого мученика Димитрия Солунского, разобранный и вновь восстановленный при перестройке в 1837-1841 годов, когда были также изменены завершение колокольни и восьмерик храма, пристроен придел святителя Николая Мирликийского (храм Святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир. В проёме кремлевских стен были видны только западный фасад и колокольня (которой в советское время вернули облик конца XVII века, нарушив тем целостность восприятия архитектурного памятника)
В советское время Троицкий собор был закрыт. Когда в июне 1924 года Святейший Патриарх Тихон посетил Серпухов, он останавливался именно на Соборной горе, так как здесь находились дома священнослужителей. А в 1914 году был поставлен дом-пятистенок, называвшийся Архиерейским. В левой части дома жил Алексей Петрович Синайский с семьей. Правую в разные годы занимали Серпуховские Епископы: Арсений (Жадановский), Сергий (Гришин), Алексий (Готовцев), Мануил (Лемешевский). В этом доме на три дня останавливался Патриарх Тихон во время посещения Серпухова в 1924 году. Митрополит Петр (Полянский), приезжавший с Патриархом Тихоном, останавливался в доме протоиерея Владимира Смирнова, напротив. В конце 70-х годов архиерейский дом был снесен при строительстве мемориала.
После закрытия в начале 1930-х годах Троицкий собор был разграблен и осквернен, здание постепенно разрушалось. В 1967 году началась его реставрация. В результате реставрационных работ восстановлена первоначальная архитектура колокольни, фасады основного объема. С начала 1980-х годов Троицкий собор является филиалом Серпуховского историко-художественного музея. И может быть, только благодаря тому, что в его стенах разместился филиал Серпуховского историко-художественного музея, собор был спасен от окончательного разрушения.
В 1998 году при Троицком соборе была зарегистрирована община, но фактической передачи храма верующим не происходило, храм продолжал стоять, по выражению дореволюционных Клировых ведомостей, «без пения», то есть без богослужения.
21 сентября 2003 года собором духовенства Серпуховского благочиния был отслужен первый со дня закрытия храма молебен с водоосвящением. Нужно отметить, что именно это событие положило начало традиции праздновать день города Серпухова 21 сентября – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и день победы русского оружия на Куликовом поле
В 2004 году на братском воинском захоронении близ Троицкого собора был установлен Поклонный крест и заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля. И, наконец, в 2009 году музеем и Серпуховским благочинием было заключено Соглашение о совместном использовании Троицкого собора.
16 сентября 2010 года в сослужении духовенства Серпуховского благочиния и при большом стечении молящихся благочинный протоиерей Владимир Андреев совершил первую со времени закрытия собора Божественную Литургию.
Как во времена первых христиан священники еще не отделялись от молящегося народа алтарной преградой, так и в Троицком соборе нет пока стены иконостаса и даже легкой занавеси. Эта деталь пока еще не до конца обустроенного храма, необычная для русских, привыкших к высоким иконостасам, делает атмосферу богослужения особенно проникновенной и трепетной, объединяя всех в единой волне молитвы, теперь еженедельно в древнем серпуховском соборе служится Божественная Литургия
В настоящее ведутся очень серьезные работы по ремонту фасада, уже одета в леса шатровая колокольня, сбивается штукатурка внутри здания; ведутся подготовительные работы по проведению в собор электричества, газа, воды; готовятся проекты иконостасов. Все лето у стен Троицкого собора ведутся археологические раскопки, уже есть интереснейшие находки. Белокаменные надгробные плиты получают распространение в Московии в XIII — XV веке.
В ходе археологических раскопок на территории Троицкого собора Серпуховского кремля – одного из древнейших храмов в городе, был обнаружен надгробный камень служителя храма дьяка Афонасия, жившего в 17 веке. Археологам удалось прочитать надпись: 7192 (года) июля … преставися соборной церкви живоначальныя троицы дьякон Афонасей харитонов сын … Так же был найден обломок горизонтальной белокаменной плиты с орнаментом «волчий зуб» середины XVI века. Плита оформлена в характерной местной камнерезной традиции, с двойной окантовкой бордюра разными вариантами орнамента и прямыми боковыми тягами.»
Вот что я узнала о Троицком соборе в интернете, а теперь нам предстояло побывать в саамом храме. Экскурсию нам провёл отец Всеволод. Четыре года живёт он в Серпухове, служит в этом соборе и, конечно, знает его историю. Мы с огромным интересом слушали его рассказ о том, как и когда строился собор. Священник называл имена князей Владимира и Дмитрия, рассказывал, как изменялся собор, как теперь реставрируется.
Отец Всеволод показал нам подаренные Высоцким мужским монастырём иконы в красивых деревянных резных киотах. Увидели мы и огромную икону Богоматери в полный рост. Эта икона прибыла сюда из Валаамского монастыря. Почему с Валаама? Потому что там служил Герман, серпухович, прославившийся своей приверженностью к православию. Позже Герман на Аляске проповедовал православие индейцам, основал там православную миссию. По-моему, правильно я записала это. Потому Валаамцы и прислали эту красивую икону в Серпухов, на родину Германа.
Икону хотели поместить в Сретенскую церковь. Но она просто мала для этой иконы. Тогда было принято решение поместить икону в Троицкий собор.
Конечно, я не преминула залезть в интернет и найти там сведения о нашем Германе. Вот что я нашла.
«Преподоб¬ный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пу¬стынь принадлежала Трои¬це-Сергиевой Лавре).
В обители будущий миссио¬нер подвизался ок¬ло пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман удаляется на Валаам. Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году.
После тщательного испытания различными послушания¬ми игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.
Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.»
Колокола Троицкого собора стоят на земле, так как колокольня требует ремонта. Она просто не выдержит тяжесть колоколов. Работа в этом плане ведётся. Когда поднимут колокола наверх? Пока не известно.
Собор открыт не весь. Идут реставрационные работы. Движется всё медленно – не хватает средств.
Мы помолились в храме, написали записочки, постояли у икон. Отец Всеволод даже пропел нам часть акафиста Николаю чудотворцу. Акустика в храме отличная. Без всяких микрофонов голос слышен во всей его полноте!
Конечно, не могла не написать хорошего отзыва.
Все мы знаем Троицкий собор на Соборной горе, а вот сегодня познакомились ближе с его историей. С огромным интересом слушали рассказ священника отца Всеволода, который подробно изложил нам как строился и перестраивался собор, как принимал сегодняшний облик. Помолились мы и у икон, подаренных храму Высоцким и Валаамским монастырями, поставили свечи к иконам и отдали записочки «О здравии» и «Об упокоении» наших родственников и близких.
После экскурсии на душе стало легко, светло и покойно.
Сердца переполняла благодарность нашему куратору Светлане Владимировне Смоленцевой, организовавшей эту поездку в храм, и водителю Киселёву Виктору Борисовичу, сделавшему всё, чтобы наша экскурсия состоялась.
Гордон Т.Д., Харчикова Т.А.,
Чикова Т.И., Савинова Е.,,
Сергеева Л.М., Федотова Е.В.,
Гудкова Н.М., Корнаухова О.В.,
Исаева Т.В., Кузнецова В.М.
Ну, вот и отзыв написан. Сейчас вставлю страницу в дневник и отправлю отзыв Светлане по электронке.
Татьяна Гордон
31 октября 2019 года
Другие статьи в литературном дневнике: