Свеча любви. Свеча печали

Татьяна Гордон: литературный дневник

«СВЕЧА ЛЮБВИ. СВЕЧА ПЕЧАЛИ"
ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ ПАПИРУС»


http://STIHI.RU/2019/10/17/2
«Зажигая от своего светильника свечи других людей, ты не лишаешься ни единой частички пламени. | Джейн Портер


Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи.
Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи... | Катран





Немного истории.
Свечи использовались людьми в качестве естественного источника освещения более 5000 лет. Часто пишут, что первые свечи были придуманы в Древнем Египте. Египтяне использовали свечи с фитилём примерно с 3000 годов до н.э. Те свечи (конечно, они весьма отдалённо напоминали сегодняшние) делались из сердцевины ситника, а факела - из вымоченной в животном жире сердцевины тростника. Первое официальное упоминание о свечах относится к библейским временам, примерно к 10 веку до н.э. Считается, что искусство производства свечей развили римляне. Они макали скрученный папирус в раствор из жира, после чего часть раствора оставалась на фитиле, это позволяло фитилю гореть. Такие свечи называли маканными. Римляне использовали свечи для освещения своих домов, брали с собой в дорогу, зажигали на религиозных церемониях.
Историки находили подтверждения, что многие другие цивилизации придумали свои свечи, используя подручные средства, например, растения и насекомых. Говорят, что китайцы делали свечи из плотной бумаги, скрученной в трубочку. В качестве фитиля они использовали скатанную рисовую бумагу, а воск получали из смеси местных насекомых с зерновыми культурами. В Японии свечи делали из воска, полученного из ореховых деревьев, а в Индии варили плоды коричного дерева.
В 14 веке появились конические свечи, в 15 веке - из пчелиного воска, в 19в. – стеариновые (изобретатель французский химик Мишель Шевроль) и парафиновые. В 1879 году произошло событие, которое больно ударило по свечному делу и навсегда изменило мир – Томас Л. Эдисон изобрел лампу накаливания. После этого свечи, которые многие века освещали человеческий путь во вселенной, утратили своё предназначение, но люди нашли им другое, гораздо более эстетическое применение.




Зимняя ночь


Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.


Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.


И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.


И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.


Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


Пастернак Борис




ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
на 302-й Тематический конкурс " Свеча любви... Свеча печали... 4."


Уважаемые авторы, дорогие друзья!
Сегодня мы поговорим о прекрасном атрибуте, неизменно присутствующем в нашей жизни, в различных ситуациях, создающем определённую атмосферу в человеческих отношениях и неизменно связанным с нашей духовностью.
Зажжённая свеча... подумайте, какая благодатная тема для размышлений, для создания чувственных картин, вдохновляющая нас, творческих людей (в данном случае, авторов) на написание чудесных стихотворений! Сразу возникают определённые ассоциации - зажжённые свечи в Храме, молящиеся у икон... матери за своих детей? девушки за своих возлюбленных? романтическая обстановка – стол со свечами накрытый на двоих, ароматические свечи в бассейне или ванной комнате, в спальне... А может это женщина с зажжённой свечой у окна, поджидающая мужа или сына? Девушки и парни, чтобы завоевать сердца любимых, придумывают всякие удивительные, зрелищные вещи - выкладывают свечи в форме сердца с признанием в своей любви, или дорожку из свечей, или крепят свечи к ветвям дерева и назначают там встречу. Свечи зажигают и со специальной молитвой по праздникам, и когда медитируют...
И очень печально, когда их зажигают, поминая дорогих людей, которых уже нет рядом. С помощью свечей также очищают дома от негативной энергии. А сколько разнообразных декоративных свечей украшают ныне наши жилища, создавая обстановку комфорта и уюта! А если перенестись в прошлые века? Представьте себе какая красота, сотни, тысячи свечей, горящих в замке, на балах, когда электричества ещё не было и в помине. Возможно, здесь не всё охвачено, но вам предоставляется возможность развить и дополнить эту тему...


Форма, объем, жанр и стилистика ваших стихотворений произвольные!
УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
1. В Конкурсе могут принимать участие все авторы, зарегистрированные на сервере (портале) Стихи.ру в соответствии с правилами сервера.
§ 2. К участию в Конкурсе допускаются новые и ранее опубликованные стихотворения, созданные авторами собственноручно и опубликованные на Стихи.ру в соответствии с правилами публикации на сервере.
3. От одного автора принимается только одно конкурсное стихотворение на вышеозначенную тему. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы стихов, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).
3.1. Стили, формы, жанры и количество строк стихотворений Правилами не ограничиваются!
3.2. Принимается одно стихотворение "вне конкурса", которое подаётся после стихотворения, представленного на конкурс.
4. Если участник возражает, чтобы его стихотворение комментировалось Ведущими, он вправе озаглавить заявку пометкой "БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ". Если такой заголовок в заявке отсутствует, Ведущий вправе высказывать свои критические замечания и рекомендации.
4.1. Критерии оценки работ при рассмотрении заявок:
– Техника (грамотность, рифма, ритм);
– Содержание и глубина раскрытия темы;
– Художественная выразительность (образы, тропы, лексика);
– Личное впечатление.
4.2. Стихотворения авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
5. Ведущий имеет право игнорировать и не принимать заявки от сомнительных (по его усмотрению!) авторов.
§ 6. Некорректная форма общения, переход на личности и нецензурная лексика повсеместно запрещены!
7. ЗАЯВКА ПОДАЁТСЯ ПО ФОРМЕ:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название стихотворения = ссылка на стихотворение


Пример:
goldpapyrus@ro.ru - Русаков Григорий. "Зачем?" = http://www.stihi.ru/2016/11/04/4965
Вне конкурса: Светлана Пугач. "Не зажигайте свечи мне на память" = http://www.stihi.ru/2013/08/03/4251

Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!
Просьба сообщать о взносе в Призовой Фонд Конкурса, если вы решили стать его учредителем!
8. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей.
Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.
9. Призовой Фонд Конкурса - Гран-при Оргкомитета Клуба - 5ООО (+) стихобаллов (min)...
... плюс... ваш Призовой дополнительный Фонд, формирующийся взносами авторов – участников Конкурса.
9.1. Если у вас есть желание принять участие в конкурсе не ради самого декларируемого участия, но и разыграть вами же образованный Фонд, любые ваши посильные взносы ждёт логин - almaz57
9.2. Образованный Призовой фонд Конкурса предназначен для награждения победителей Конкурса / розыгрыша Папирус-Стих-Лото - из числа его пайщиков–учредителей.
9.3. Произведения – победители и призеры Конкурса публикуются на странице Международной Литературной Премии «Золотой Папирус».
9.3.1. Международная Литературная Премия «Золотой Папирус» - http://www.stihi.ru/avtor/goldpapyrus
10. СРОК ПРИЁМА ЗАЯВОК:
С момента публикации - 17 Октября 2019. - до набора не более 5О* (пятидесяти) заявок.
11. Принимая участие в конкурсах Золотого Папируса, вы автоматически соглашаетесь с Правилами Проведения Конкурсов (ППК).
УДАЧИ ВАМ в Конкурсе!»



> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
дополнительный Призовой Фонд 302-го конкурса формируется здесь: логин - almaz57 »


На этот конкурс я послала два своих стихотворения. Одно, написанное специально по теме конкурса. Что-то меня задело, появилась первая строка, ну, а затем полилось. Написалось, правда, не совсем сразу, но довольно быстро.



СВЕЧА ГОРЕЛА


«Свеча горела на столе»,
Чуть колыхалось её пламя.
Мы были рядом, но меж нами
Лежала пропасть на земле.
«Свеча горела на столе».


Бежали тени вверх и вниз,
Как будто бы любовь листали:
Свиданья, радость и печали,
Разлуки, нежности, сюрприз.
Бежали тени вверх и вниз.


Так бестелесны и легки.
Казалось, что нетрудно будет
Сплести одну из наших судеб,
Но слов не вынуть из строки.
А тени были так легки.


И захватив любовь с собой,
Что даже пламя не качнулось,
Душа, и та не встрепенулась,
Исчезли тени за стеной,
Забрав любовь мою с собой.


Горели в пламени свечи
Все наши встречи, все свиданья.
А мы сидели в ожиданье,
Давились криками: «Молчи!»
Горели в пламени свечи.


«Свеча горела на столе».


18-20 октября 2019 года


Решилась на этот раз отправить стихотворение и вне конкурса. Тоже о свечах, но уже в другом контексте.


НЕ ЗАМЕНИТЬ СВЕЧУ


Свеча и чаша на столе.
Кому достанутся они?
Один лишь Бог на всей Земле
Решает: сколько длятся дни,


Когда свеча сгорит дотла,
И чаша обнаружит дно.
А ночь последняя светла,
И льет луна свой свет в окно.


А жизнь по каплям прочь течет.
Душа готова упорхнуть.
И вновь поднимется восход.
А человека кончен путь.


А он, казалось, и не жил,
Лишь ждал чего-то, время гнал,
И вот, на стул присел без сил.
Как быстро кончился запал.


А пред глазами чистый лист.
Его заполнить нелегко.
Вот-вот раздастся тихий свист,
Черта совсем недалеко.


А чашу не наполнят вновь,
И не заменит Бог свечу.
Он просто остановит кровь,
Едва притронувшись к плечу,


Потом поманит за собой
Туда, где нужно дать ответ,
Как жил и где совет любой
Уже не пригодится, нет.


3-5 ноября 2005 года


Посмотрю, какие будут отзывы.


Татьяна Гордон
23 октября 2019 года



Другие статьи в литературном дневнике: