Из архива Алкоры. Пейзажная и городская лирика.ИЗ АРХИВА АЛКОРЫ Есть на сайте СТИХИ.РУ поэтически к луб «Творческая мастерская Алкоры». В самом названии видны задача и цель этого сообщества. Его руководитель и организатор Алкора (конечно, это псевдоним) проводит различные конкурсы с образовательной целью, то есть, Алкора пытается помочь молодым авторам разобраться в хитростях стихосложения. Она разбирает стихи, присланные на конкурс, указывает на хорошие места и находки, а также и недочёты авторов. «Пейзажная или городская лирика – это жанры, в которых чаще всего пишут стихи авторы СТИХИ.РУ. Описание того, что видит человек вокруг себя – эта та тема, которая всегда под рукой: она часто выручит поэта, страдающего потребностью и умением рифмовать слова. Когда важные мысли, которыми можно было бы поделиться с другими, поэту в голову не приходят, у него чаще всего рождаются стихи под кодовым названием «на что смотрю, о том пою». И тут есть два варианта: Вариант 1. Простодушный поэт. Автор самым обычным, разговорным языком, четко в рифму радостно сообщает нам о том, что: «пришла весна, и стало не до сна, птицы прилетели, а ручьи запели, зеленеют травы, небо синим стало, значит, сердце ВНОВЬ ждет свою ЛЮБОВЬ». Вот так я сейчас, прямо с ходу, не сильно утруждая себя, сочинила новое стихотворение! Можно ли отнести его к пейзажной лирике? Нет, конечно, - его даже к поэзии нельзя отнести, потому что поэзии здесь никакой нет. Есть только рифмовка хорошо известных и очевидных фактов , которая легла в самый простой стихотворный размер. Вариант 2. Изощренный поэт. Автор практически делает тоже самое – описывает то, что видит, но при этом всовывает в описание фактов как можно больше образов, изощренных рифм и сравнений, которых ты менее всего ожидаешь от услышать. Поэт «делает нам красиво», как сказали бы в Одессе! Обычно именно такие стихи побеждают на некоторых конкурсах. Но лирика ли это? Давайте вспомним, что такое лирика. ЛИРИКА - это род литературного творчества, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей. Обобщу главное – содержание внутренней жизни и личное переживание автора. Я бы еще уточнила – переживание автора, которое не только задевает чужие струны, но и понятно читателю: образы лирики не должны быть столь туманными и «дикими», что их требуется пояснять прозой ибо однозначно понять их связь просто невозможно. Если у читателя «едет крыша» от странности образного ряда и от использованных автором тропов – значит, это либо не лирика, а психоделика, либо автор просто не в ладу с русским языком. №1 Почерк вечера закатом, Пласт Луна тихонько срежет, На реке туман осядет Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской? ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА подразумевает, что личное переживание автора происходит через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать. Не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто сообщение фактов – того, что у автора перед глазами, сколько бы он их ни наполнял экзотическими сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой. Если же стихи написаны легким, разговорным языком вообще без образов – еще хуже: это рифмованный рассказ в стихах - есть тема (описание природы), но отсутствует поэтический язык, который с помощью образов и тропов выражает личное отношение автора к природе, его настроение, его ощущения от общения с ней, его мысли, которые природа в нем вызвала. №2 Ёжась, высунулся март Наконец, пришла весна, Казалось бы, стихи написаны без видимых технических ошибок, и даже вроде бы о природе (присутствуют слова «март» и «весна»!), но можно ли их отнести к жанру пейзажной лирики? Есть ли здесь пейзаж, как таковой? Есть ли внутренний монолог-размышление, переживание автора? Нет. Это иронические или шуточные стихи, стихи разговорно-бытового жанра. Из всех выразительных средств, использованных поэтических образов – одно только слово «ежась». Маловато для пейзажной лирики. .. А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов: №3 Сечёт уныло дождик по стеклу... №4 Природа, скинь скорей рубаху сна! Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз, ...отметится весна упадком сил, На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр! Другая разновидность лирики – ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА, очень близко примыкает к пейзажной. Здесь личное переживание автора идет уже не через восприятие им естественной среды обитания человека, а через среду рукотворную, искусственную, в пространстве и времени города или жилого поселка, или в интерьере помещения. И это тоже не просто. Пространство и время в художественном произведении не может быть описано полностью соответствующим реальности. Более того, оно и не должно быть представлено в стихах фотографически. В лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста – окружающая обстановка, где разворачивается сюжет стихотворения - это только способ передать субъективное ощущение и мысли автора. Город в художественном произведении - это всегда особое пространство. Городская культура предполагает два важных момента: связанность быта множества людей и одиночество человека, как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда являются культурными центрами, средоточием интеллигенции, следовательно, ее реакций, рождающих художественные образы. Поэт часто противопоставляет себя толпе не только в романтической традиции, но и в силу своей «отстраненности»: он создает свое личное, особое видение окружающего. В городе человек наиболее остро соответствует сам себе - одинокий среди множества. Все сказанное – типичные темы городской лирики. №5. Рев от движенья машин… преступленья на улицах… Жизнь мегаполиса. Мы - наслаждения пленники, Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны… №6 Толпа на Невском – точек мельтешение. Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад. И украшенье северной столицы - Как видим, Алкора не называет имена авторов, чтобы не давить на психику и не обижать, не смущать авторов. Ведь, кто постоянно бывает в клубе Алкоры, сразу узнает свои строки. Татьяна Гордон © Copyright: Татьяна Гордон, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|