Из архива Алкоры. Пейзажная и городская лирика.

Татьяна Гордон: литературный дневник

ИЗ АРХИВА АЛКОРЫ
ПЕЙЗАЖНАЯ И ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА


Есть на сайте СТИХИ.РУ поэтически к луб «Творческая мастерская Алкоры». В самом названии видны задача и цель этого сообщества. Его руководитель и организатор Алкора (конечно, это псевдоним) проводит различные конкурсы с образовательной целью, то есть, Алкора пытается помочь молодым авторам разобраться в хитростях стихосложения. Она разбирает стихи, присланные на конкурс, указывает на хорошие места и находки, а также и недочёты авторов.
В архиве Алкоры много различных статей по стихосложению. Одну из них я и вставляю в свою страницу.


«Пейзажная или городская лирика – это жанры, в которых чаще всего пишут стихи авторы СТИХИ.РУ. Описание того, что видит человек вокруг себя – эта та тема, которая всегда под рукой: она часто выручит поэта, страдающего потребностью и умением рифмовать слова. Когда важные мысли, которыми можно было бы поделиться с другими, поэту в голову не приходят, у него чаще всего рождаются стихи под кодовым названием «на что смотрю, о том пою». И тут есть два варианта:


Вариант 1. Простодушный поэт. Автор самым обычным, разговорным языком, четко в рифму радостно сообщает нам о том, что: «пришла весна, и стало не до сна, птицы прилетели, а ручьи запели, зеленеют травы, небо синим стало, значит, сердце ВНОВЬ ждет свою ЛЮБОВЬ». Вот так я сейчас, прямо с ходу, не сильно утруждая себя, сочинила новое стихотворение! Можно ли отнести его к пейзажной лирике? Нет, конечно, - его даже к поэзии нельзя отнести, потому что поэзии здесь никакой нет. Есть только рифмовка хорошо известных и очевидных фактов , которая легла в самый простой стихотворный размер.


Вариант 2. Изощренный поэт. Автор практически делает тоже самое – описывает то, что видит, но при этом всовывает в описание фактов как можно больше образов, изощренных рифм и сравнений, которых ты менее всего ожидаешь от услышать. Поэт «делает нам красиво», как сказали бы в Одессе! Обычно именно такие стихи побеждают на некоторых конкурсах. Но лирика ли это?


Давайте вспомним, что такое лирика. ЛИРИКА - это род литературного творчества, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей.


Обобщу главное – содержание внутренней жизни и личное переживание автора. Я бы еще уточнила – переживание автора, которое не только задевает чужие струны, но и понятно читателю: образы лирики не должны быть столь туманными и «дикими», что их требуется пояснять прозой ибо однозначно понять их связь просто невозможно. Если у читателя «едет крыша» от странности образного ряда и от использованных автором тропов – значит, это либо не лирика, а психоделика, либо автор просто не в ладу с русским языком.


№1
Ты летишь, летишь дорога,
Бесконечность в горизонт.
По земле судьбы протока,
Навещает небо зонд.


Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет.


Пласт Луна тихонько срежет,
Желтым взглядом...Закуток.
Мгла в щетине и без боя,
Быстро сдаст свой островок.


На реке туман осядет
И озвучит шелест фильм.
В беспросветной этой пяди,
Камыша не видно ширм»
…..
Ну, и так далее. Это пример из стихов моего «любимого» автора СТИХИ.РУ, за образами и мыслями которого я обычно никогда не могу угнаться.


Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской?


ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА подразумевает, что личное переживание автора происходит через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать. Не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто сообщение фактов – того, что у автора перед глазами, сколько бы он их ни наполнял экзотическими сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой. Если же стихи написаны легким, разговорным языком вообще без образов – еще хуже: это рифмованный рассказ в стихах - есть тема (описание природы), но отсутствует поэтический язык, который с помощью образов и тропов выражает личное отношение автора к природе, его настроение, его ощущения от общения с ней, его мысли, которые природа в нем вызвала.


№2
Ночью ветер поутих,
Засветилось утро,
В рифму лезет слово «стих» -
Тут ему уютно.


Ёжась, высунулся март
Из февральской стужи.
Рифма просится – «на старт».
Что ж, пускай послужит!


Наконец, пришла весна,
Улыбнитесь, люди!
Рифма стонет: "не до сна".
Значит, так и будет!
(из пакета конкурсных стихов жанра пейзажная лирика)


Казалось бы, стихи написаны без видимых технических ошибок, и даже вроде бы о природе (присутствуют слова «март» и «весна»!), но можно ли их отнести к жанру пейзажной лирики? Есть ли здесь пейзаж, как таковой? Есть ли внутренний монолог-размышление, переживание автора? Нет. Это иронические или шуточные стихи, стихи разговорно-бытового жанра. Из всех выразительных средств, использованных поэтических образов – одно только слово «ежась». Маловато для пейзажной лирики. ..


А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов:


№3
Непостоянство - марта амплуа...
Изменчив он, как девушка - кокетка:
То тёплый ветерок ласкает ветки,
То, в одночасье - снег на тротуар,
То солнце, как сойдя с ума, печёт,
Сугробы тают, на глазах сжимаясь,
И, кажется, не март - преддверье мая,
То каждый тёплый час - наперечёт.
И настроение - подстать весне...
То, разомлев от солнца на скамейке,
Любуюсь я подснежников семейкой,
То, вдруг, я - как сомнамбула, во сне,
Где никаких просветов, перспективы -
Ни в небе, ни на сердце, ни в душе...
Смотрю в окно на третьем этаже.
Печали не найдя альтернативы...


Сечёт уныло дождик по стеклу...
Что март преподнесёт нам поутру?...


№4
Мне календарь напомнит, что - весна,
Под переливы тающего снега.
Как хороши весенние тона
В кровосмешенье мартовского неба…


Природа, скинь скорей рубаху сна!
А ты, прелестный крохотный подснежник,
Взгляд устреми в высокую безбрежность!
Не замечай, прошу, что я – одна…


Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз,
Приотодвинь полоску голубого,
На раструбах пестреющих берёз
Расписываясь розовым с лиловым!


...отметится весна упадком сил,
Приблизятся апрельские календы…
А роща всё пылает алой лентой,
Как будто кто костёр не загасил…


На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр!


Другая разновидность лирики – ГОРОДСКАЯ ЛИРИКА, очень близко примыкает к пейзажной. Здесь личное переживание автора идет уже не через восприятие им естественной среды обитания человека, а через среду рукотворную, искусственную, в пространстве и времени города или жилого поселка, или в интерьере помещения. И это тоже не просто. Пространство и время в художественном произведении не может быть описано полностью соответствующим реальности. Более того, оно и не должно быть представлено в стихах фотографически. В лирическом тексте ведущим содержанием является эмоциональный настрой автора. В этом смысле пространство лирического текста – окружающая обстановка, где разворачивается сюжет стихотворения - это только способ передать субъективное ощущение и мысли автора.


Город в художественном произведении - это всегда особое пространство. Городская культура предполагает два важных момента: связанность быта множества людей и одиночество человека, как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда являются культурными центрами, средоточием интеллигенции, следовательно, ее реакций, рождающих художественные образы. Поэт часто противопоставляет себя толпе не только в романтической традиции, но и в силу своей «отстраненности»: он создает свое личное, особое видение окружающего. В городе человек наиболее остро соответствует сам себе - одинокий среди множества. Все сказанное – типичные темы городской лирики.


№5.
Город в огнях, словно в шали прозрачной со стразами,
Душ миллионы, плененные связкой одной…
Небо терзают иголки антенн безобразные…
Ночь не для всех... Телецентру не ведом «отбой»…


Рев от движенья машин… преступленья на улицах…
Вечный кошмар ребятишек в пространстве двора -
Грязные монстры, что ездят, смердят и паркуются,
Там, где представить немыслимо было вчера…


Жизнь мегаполиса. Мы - наслаждения пленники,
К пошлости просто привыкнуть и мерзость принять.
Жертвы услуг и прогресса… сил темных подельники,
Смолоду страстью отравлены - все потреблять!


Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны…
…Ангел-Хранитель, страдая, нас мучит вопросами…
(автор СТИХИ.РУ)


№6
Весны всевластье. Новый макияж
на старой плоти петербургских зданий.
Газон раскис и изменил пейзаж.
Все меньше мест удобных для свиданий.


Толпа на Невском – точек мельтешение.
В бистро уютном – кофе ароматный.
Весенний взлом сердец, преображенье,
и в полдень грохот пушек многократный.


Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад.
Река крушит наросты льдин разбитых.
Подняться в небо, развестись хотят
мосты Невы. Львы скалятся сердито.


И украшенье северной столицы -
сгоревшие на ярком солнце лица.
(автор СТИХИ.РУ)»


Как видим, Алкора не называет имена авторов, чтобы не давить на психику и не обижать, не смущать авторов. Ведь, кто постоянно бывает в клубе Алкоры, сразу узнает свои строки.
Обязательно пошлю эту статью Алкоры моей Татьяне. Нам обоим это полезно.


Татьяна Гордон
22 октября 2019 года



Другие статьи в литературном дневнике: