О. Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Отцветает алыча, предупреждая:
Дни цветения печально коротки!
Никого ни в чем не осуждая,
Сознаюсь, мы не были близки.


Рубежом легли войны разрывы,
Подытожив опыт прошлых дней —
Если в жизни мы нетерпеливы,
Можно только пожалеть о ней.


Разделил людей не ветер новой смуты
И не то, что связь оборвалась,
Просто кто-то в трудные минуты
Предает и покидает нас.


Никого ни в чем не осуждая,
Все прощаю отмахом руки.
Отцветает алыча, предупреждая:
Дни цветения печально коротки!


Май 1993 г.




«От теплоты Его смягчается сердце. Ум останавливается, став превыше мышления самим фактом вхождения в новую форму жизни». Прп. Софроний (Сахаров).


Когда после многих отчаянных и безуспешных попыток обрести спасение ты придешь в
предельное изнеможение и крайнюю усталость, не отчаивайся. Ты должен постичь во всей полноте собственную неспособность стяжать благодать и достичь святости. Нужно уметь дойти до предела собственных возможностей и уметь ждать, когда ум истощит все свои силы и в конце концов умолкнет. Пусть сердце смирится, то есть станет кротким и мягким* силой Духа Святого и озарится светом Его, когда твои силы закончатся в долгой борьбе с собственной тьмой. Именно тогда в тихости и умиротворенности сердечной возсияет Божественная благодать, и твоя прежняя
жизнь в невежестве и непонимании закончится и связь с греховным эгоистическим умом прекратится навсегда.


Отныне Дух Святой станет твоим истинным Утешителем и Подателем духовного разумения и рассуждения: «Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает»(Откр.2:17). Белый камень символически обозначает
чистоту и невинность нового преображенного интеллекта или чистого сердца, вместе с которым Царь Небесный даст всем избранным сынам Своего Царства новые имена, которые будут отражать их внутреннюю сущность и предназначение и служение в Царстве Славы. Однако новое имя, данное человеку Всеведущим Господом будет известно лишь получающему это имя, «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»(1Кор.2:11).


Как Бог сказал о Себе «Я есть Я», что в русском издании переведено «Я Сущий», точно так же непостижимый богоподобный дух человеческий, обретя освещение Духом Святым, не может сказать о себе ничего, кроме как «Я есть Я», за которым начинается безграничное Божественное безмолвие, где ум останавливается, не имея никаких сил и возможностей двигаться дальше. То, находится за этим состоянием, есть область Духа Святого, где звучат «неизреченные глаголы» нескончаемого Царства Божия, «которых человеку невозможно пересказать»(2Кор.12:4).
Это есть вершина Богопостижения, и до тех пор, пока дух не утвердится в этом безмолвном благодатном восхищении, необходимо продолжать духовную практику полного уничтожения эгоизма. Когда человек думает «я умру», то это просто мысль. Точно так же, когда он думает «я не умру», это такая же мысль. Пока продолжается мышление, вечной жизни достичь невозможно.


Пропуская мысль за мыслью, попадают в рабство ума. Понемногу говоря ложь,отвыкают
говорить правду. В подлинном, настоящем безсмертии нет ничего подобного, ибо это есть простое чистое и безмолвное бытие освященного духа или сознания.
Уделяя внимание всему, что не является Богом, эгоистический ум будет накапливать только грехи. Такой обращенный вовне деятельный ум будет постоянным источником скорбей и заблуждений. Этот самовлюбленный ум умирает только тогда, когда делается безмолвным и соединяется в благодати с духовным сердцем. Если позволять уму размышлять о чем ему самому угодно, он перестанет обращаться вовнутрь и стремиться к Богопознанию, сделавшись источником разрушения и смерти. Освободи свой ум из рабства чувств и обрати внутрь, чтобы избавить его от безумия. Когда такой ум обращает все свое внимание в духовное сердце, он делается неподвижным и безстрастным и исчезает в сознании или духе, в котором сияет Христос.


Таков единственный узкий и тесный путь Богопознания и утверждения духа во Христе.
Священное безмолвие достигается полным утверждением духа во Христе. Такое утверждение духа в Господе обретается благодаря совершенному уничтожению эгоизма. Дух или сознание не думает, так как непосредственное духовное знание есть действие благодати, но никак не думания. Кто и о чем будет думать, когда эгоизм устранен? Теоретически понимая, что страсти действуют лишь потому, что действует ум, а дух или сознание абсолютно безстрастно, необходимо постичь это духовное безстрастие силой непосредственного благодатного постижения и, обуздав ум, пребывать непоколебимо в нерушимом безстрастиии свободного духа,
единого с Господом.


***
Ты ЕСТЬ и значит есть слова.
Начало Ты - им и еще всему.
Жив Бог, и значит потому
Тобой навек душа моя жива.
Не волей дерзкою и тайною своей
Она возникла из небытия.
Возникла вдруг, и воедино с ней
Родилось то, что стало этим «я».
Помимо этого, в движение пришло
Все то, что мир потом назвал своим,
Что он придумал и нарек - добро и зло,
Забыв, что Ты вовек непобедим.
Нет ничего, что Ты б создать не смог,
И даже мрак, где вовсе Бога нет.
Но там, где Ты, мой Всемогущий Бог -
Одно лишь ЕСТЬ и ЭТО - только свет.


***


Немного подожди - и все еще случится,
Когда уже совсем не можешь ждать.
Немного подожди - и сердце пусть смягчится,
Оно умеет верить в благодать.


Ты не нарушишь целостность событий,
Лишь обозначишь сферы бытия
Того Единого, где множество открытий
Внезапно станут сущностью тебя.


И явит всемогущество Дух Божий,
Как жизнетворный кладезь новых сил,
Как Тот, Кто мертв был и внезапно ожил,
И Божьим людям вечность подарил.


Из книги "Как быть свободным или счастье Христовой Любви" , изд. 2024 г.




Другие статьи в литературном дневнике: