о. Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

«Исследование себя - это самое полезное из всех прочих исследований» Прп. Паисий Святогорец


Все, что знает ум, ложно. Все, что познает эгоизм, убийственно. Все, что сообщают чувства,обманчиво. Все, что передают мысли и речь, недостоверно. Для постижения безграничного света в духовном сердце дай ему наполниться в безмолвии отрешенности благодатью Духа Божия. Духовное сердце, в котором нет и никогда не было никаких земных желаний, есть благодатная и кроткая умиротворенность духа. Именно в этом умиротворенном духе прямо постигается Пречистая Христова любовь, подобная высокому и ясному безпредельному небосводу в светлый осенний день.


Как это сделать? Это можно сделать только полным утверждением внимания в безмолвии духовного сердца. Таким образом устраняется весь эгоизм вместе с его чувствами и переживаниями, свойственными эгоизму. Тогда греховный непостоянный ум исчезает в безмолвии безсмертного духа, преображенного и освященного Христовой благодатью. Такова сила единения духа со Христом, которое совершается на твоих глазах по милости Всевышнего Владыки. Бог, знающий Сам Себя и обитающий в твоем сердце, может Сам поведать тебе, исключительно по Своей милости и «кому хочет открыть», о Самом Себе, как Он есть, посредством священного явления нетварного света Святого Духа: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына , и кому Сын хочет открыть»(Мф.11:27).


Примечай, как соревнующиеся достигают победы в состязаниях благодаря великому усердию и вере, так же поступай и ты в великой битве за спасение своей души, ни в коем случае не ослабляя усилий в обуздании эгоистического ума, чтобы постичь в Духе Святом единение собственного духа с безпредельным блаженным Сущим. Человек всегда смотрит вперед, полностью утонув умом во внешнем, не замечая, что позади него, вплотную к его сердцу, безмолвно стоит Божественная безконечность. Слепой глазами у Бога просит зрения, а слепой сердцем - спасения.


Ум ввергает тебя в сомнения в достоверности твоего спасения, постоянно напоминая тебе совершенные прежде грехи. Вместо этого, приняв твердое решение сделать пожизненным покаянием свою духовную практику, с неослабным упорством утверждай внимание в духовном сердце, и в свое время милосердие Божие откроет тебе блаженство спасения в нескончаемом единении с любящим Христом. Греховным умом видишь мир, тем же умом видишь сновидения, и лишь прекратив деятельность эгоистического ума ясно видишь в духовном сердце сияние Возлюбленного Господа.


Когда эгоизм начинает просыпаться, он видит сновидения. Когда эгоизм просыпается
совершенно, он видит мир и действует в нем. Но когда этот эгоизм уничтожен благодатью, просыпается дух и видит в себе Бога как Он есть. Пусть даже ты был великим грешником, переверни страницу своей прежней жизни молитвенным покаянием и, отвергнув греховный ум с его мысленными искушениями, начни духовную жизнь с чистого листа - со своего духовного сердца, безсмертного духа, в котором Христос несомненно дарует тебе спасение через благодатное соединение с Его всепрощающей, очищающей и просвещающей любовью.


Смирение - это самое великое мужество, так как смиренный во всем зависит от Бога, которому он отдал всего себя. Тем не менее нет необходимости чрезмерно суетиться ради служения Богу или своему духовному старцу, поскольку ни Богу, ни старцу ничего от тебя не нужно, кроме смиренного и безмолвного сердца. Христос забирает твой эгоистический, обидчивый и спорливый ум и дает тебе дух, кроткий, смиренный, безропотный и блаженный.


Для того, кто устремился к Царству Небесному, не существует никаких препятствий, ибо Христос - его опора, сила и слава. Для того, кто предал свою жизнь поискам Царства Божия в собственном духовном сердце, ничто земное не может заменить Его или отвлечь на преходящие смертные удовольствия. То, что всякий человек, что бы он ни делал, считая это самым важным в своей жизни, каждый раз предпочитает после всего этого лечь и заснуть, говорит о том, что внутри него есть нечто такое, ради которого он с легкостью оставляет все, что у него есть на земле: и свое имущество, и свое тело, и свой ум. Это невыразимое нечто есть Бог, с которым каждый человек соединяется безсознательно, получая в Нем отдых и обретая новые силы. Спасение - это и есть сознательное единение с Богом внутри самого себя с помощью Божественной благодати. Тогда в преображенном духе постигается его высшая способность - полное прекращение возникновения всяких мыслей. Для духовного сердца нет ничего лучше, кроме присутствия в нем самого Создателя и Спасителя Иисуса Христа. Для полного обуздания своенравного ума нет ничего лучше, чем находиться в присутствии богопросвещенного старца. Так рядом судивительным духовником и боголюбцем арх. Кириллом (Павловым) сами собой исчезали всескорби и разрешались все недоумения. Само его присутствие было способно творить чудеса: ум обретал покой, сердце ощущало умиротворение и душа затихала в тихой и кроткой благодати его смиренного духа.


Снаружи нет никакого уединенного места, потому что желающий уединения всегда будет соседствовать с собственным умом, который не даст ему никакого покоя. И этот же эгоистический ум будет препятствовать сердечному соединению со Христом, пока не будет уничтожен смиренным безмолвием духа. Можно ли насытить дух Божественным безмолвием? Можно ли утолить духовную жажду Христовой благодатью? Можно ли достичь предела Христовой любви? Блаженное молчание - лучший ответ на подобные вопросы. Большинство верующих думает, говорит и мечтает об обретении Христовой любви и достижении спасения. Но стоит им узнать, что для этого нужно отдать Богу свою личную волю и самих себя, как тут же эти люди впадают в смущение и сомнение, потому что не могут исполнить этого, сколько их не проси. Некоторые из них начинают ожидать подходящего момента, чтобы начать духовную практику, но ожидать лучшего времени для начала спасения то же самое, что ожидать, когда море высохнет. Тогда возникает вопрос: где, когда и каким образом они узнают вкус Божественной любви? Центр кошмарного мысленного мира - маленькое страдающее эгоистическое «я», которое удерживает тебя в рабстве эгоизма. Центр всей духовной безконечной вселенной - высшее непостижимое и неведомое Я, и оно принадлежит Создателю. Однако для того, чтобы это постичь и узреть, нужно через боль и страдания отдать маленькое индивидуальное «я» Богу, чтобы Он подарил тебе Свое высшее Я как твою истинную богоподобную личность, полную блаженства и Божественной любви. Такова цена твоей свободы.


***


Когда ум обуздывается постом и молитвой и связывается безмолвием, он делается неподвижным, пребывая в состоянии покоя или невозмутимости. В таком неподвижном состоянии ум полностью исчезает в безконечном и безпредельном духе, в который свыше нисходит Божественная благодать. Совершенное смирение помыслов - это покой ума. Совершенная чистота сердца - это покой ума. Совершенное пребывание в благодати - это покой ума. Поэтому покой ума есть совершенное безсмертие вечного блаженного духа, вошедшего в покой Божий. Когда вся твоя жизнь и все в ней делается Христом, о чем еще можно думать и чего еще можно желать? Жизнь в рабстве собственного эгоизма - это не жизнь, а непрекращающееся мучение. Поскольку человек сотворен Богом как безсмертный дух, по образу и подобию Божию, ибо Бог есть Дух, то это - непреложная истина. Старания превратить земную жизнь в земной рай является заблуждением и незнанием истины. Тот, кто уничтожил свой эгоизм с помощью Христовой благодати и стал единым в духе со Христом, называется познавшим истину, которая сделала его свободным. Только такой человек, ставший свободным в практическом познании истины и в котором нет эгоизма, может помочь другому человеку сделать это. Такова истинная доброта. Всякая иная помощь людям эгоистична.


***


На что похоже обретение Царства Христова? Оно подобно тому, как после студеной суровой зимы в погожий весенний день, окутанный запахом свежей молодой травки, наполненный мелодичным разноголосием лесных птиц и весь пронизанный солнечным светом, на склоне весеннего холма, окаймленного светлыми небесами и бескрайними далями, тянет присесть и помолчать на пригреве, на солнышке, и до того там становится хорошо, что оттуда уже никогда не хочется уходить. Если практик безмолвия не выходит вниманием из своего духовного сердца, то благодатное рассуждение его интеллекта делается ясным, а привязанности ума, создающие
лживые понятия и умопредставления, исчезают сами по себе, не затемняя более духовное сердце и оставляя его чистым, благодатным и безстрастным. Безстрастие - несомненный признак духовной зрелости практика и силы его рассуждения. Оно возникает в сердце независимо от условий и обстоятельств.


Все состояния, отличные от богопознания, полностью ложны. Эти различия существуют только до тех пор, пока смирившийся ум не начнет устойчиво пребывать в богопознании, оставив позади свой эгоизм. Ложные понятия и умопредставления воруют жизнь у человека, и более того, они воруют у него Бога, поскольку такой невежественный человек считает свое мнение главным, а существование Бога второстепенным, тогда как все обстоит совершенно иначе. Постигший Христа в своем собственном духовном сердце никогда не допустит этой ошибки, так как в нем нет больше помыслов о себе самом и своем теле. Поскольку он отрекся от своего эгоизма, от собственного греховного «я», он исполнил все заповеди, обрел освящение духа и его отречение в Господе совершенно.


***


Святость - озеро лесное,
В капле - солнце золотое,
Духа глубочайшая прозрачность,
Света с благодатью равнозначность.


В ней - молчание тишайшее,
В нем - сиянье высочайшее
И безмолвие полнейшее,
Сердце ясное, чистейшее.


И раскрытость, безконечная и полная,
Безпредельность, светлая, огромная,
И любовь, великая, безгласная,
И душа, простая и прекрасная.



Другие статьи в литературном дневнике: