Иеромонах Ефрем Метс

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Завтра в Церкви будем читать притчу о блудном сыне. Что притча о мытаре и фарисее, что о блудном сыне - обе провокативные. Та же ситуация: отрицательный герой вдруг оказывается положительным, а положительный отрицательным. И там и там царит несправедливость. Притча о блудном сыне самая трогательная и нежная история в Евангелии. Но если в начале воцерковления центральной фигурой для меня был блудный сын, то теперь моё внимание переместилось на старшего брата. Хочется понять его внутренний мир для того, чтобы не допустить тех же ошибок и не прийти к тому, к чему пришёл он. Я думаю, что тема духовного кризиса, расцерковления и выгорания, напрямую касается понимания отношений старшего брата с отцом.
Для того, чтобы понять всю историю притчи, нам нужно попробовать составить психологические портреты отца и обоих сыновей. Так мы сможем понять, почему именно так, а не иначе ведёт себя каждый из них.

Притча начинается так: "Иисус сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение". (Лк.15:11-12)

Нужно сразу сказать, что требовать у живого отца наследство, не дождавшись его смерти – верх наглости! В то время у евреев традиция допускала так поступать, но ей старались не пользоваться, поскольку это неприлично и даже оскорбительно по отношению к родителям. Таким образом, мы можем отметить такую черту младшего сына, как "честность": что он думает, то и говорит. В нём нет двойного дна и задних мыслей, он фактически "открытая книга".

Далее говорится, что «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». (Лк.15:13) Здесь важно отметить выражение «собрав всё». Это означает, что он «сжигает мосты» и не планирует возвращаться. К тому же «пошел в дальнюю сторону», т.е. он даже не хочет, чтобы какие-то случайные пересечения случились с отцом, родственниками или знакомыми. Надо идти туда, где всё новое и никто его не знает. Главное, к чему стремится младший сын – это финансовая и социальная независимость. Стоит обратить внимание на то, что ему пришлось собираться несколько дней. Это означает, что наследство было отнюдь немаленьким. Отметим следующее качество, которое присуще ему - «решительность». Что захотел, то и сделал. Долго не думал. Он - человек действия, а не пустой рефлексии.

Младший сын честен до наглости, решителен до глупости, жаждет свободы и очень любит удовольствие, т.е. свобода для него во вседозволенности. Он не держит в себе своих желаний, не лукавит, а говорит прямо: «отче! дай мне следующую мне часть имения». Решительность в данном случае оборачивается глупостью, а непонимание того, что независимость и истинная свобода две разные вещи, толкают его скорее свалить из отчего дома. "Слабоумие и отвага" - таков младший сын.

В итоге «наглость», «глупость» и «независимость» сначала приводят к тому, что он всё пропивает и прогуливает, а потом начинается великая нужда. «Настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». (Лк.15:14-16)

В притче сказано, что "расточил имение свое, живя распутно". (Лк.15:13) Очень хорошее выражение «живя распутно». Стремление к независимости, реализация всех греховных пожеланий приводит его к рабству. Так бывает с тем, кто неспособен отличать истинную свободу от ложной! Единственное, что теперь ему остаётся, так это продать себя в рабство и стать в социальной иерархии ниже свиней, еду которых ему не давали.

Пасти свиней у евреев было самым позорным делом, поскольку свинья нечистое животное. Но самое жуткое, так это то, что он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, "но никто не давал ему". (Лк.15:16) Казалось бы, он пошёл работать, чтобы утолить голод, а в итоге работодатель не даёт ему даже свинной еды, т.е. он ставит его в положение ниже свиней. Сразу скажу, что святые отцы в этом хозяине свиней всегда видели самого дьявола. Это, кстати, напоминание тем работодателям, которые любят «кидать» своих работников, задумайтесь, кому вы уподобляетесь.

"Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". (Лк.15:17-19)

«Придя же в себя» - какое прекрасное выражение! Т.е. всё это время, начиная с ухода из дома, он «был не в себе». Только страдание «включило ему мозги». Блудный сын сам стал источником своих бедствий. Но самое главное в страдании, так это понять его смысл. Как говорит свт. Иоанн Златоуст: "Страдание для того и было допущено, чтобы страждущие сделались более исправными и любомудрыми".

Удивительно то, что он вспоминает не себя, как он жил дома с отцом, а именно наёмников, как живут они. Я думаю, что это в каком-то смысле отречение от «прошлого себя». Ему отвратительно вспоминать, каким он был тогда идиотом, как глупо он мыслил и поступал. Теперь он голодный свинопас, но самое интересное, что он смирился с тем, что он работник и слуга, а не «золотой мальчик-мажор». Вот и сравнивает себя именно с работниками отца. Наверное, когда он уезжал из дома с огромным имуществом, то с лёгкостью и весёлостью всех посылал и думал о прекрасном будущем. Вот теперь начнётся жизнь настоящая! Он помнит своё отречение от отца и его искренность не позволяет ему называться сыном.

Обратите внимание, как вышеупомянутые качества «наглость», «глупость» и «независимость» оборачиваются другой стороной медали. Наглость превращается в скромность, «я не сын, я наёмник». Глупость становится рассудительностью, «не здесь счастье, а у отца дома». Решительность же помогает вырваться из «рабства независимости» к истинной свободе слуг отца. Отрицательные качества становятся положительными. Очень важно, что он сначала проговаривает в себе, что он сделает: "встану, пойду к отцу моему и скажу ему…" (Лк.15:18) А потом «встал и пошел к отцу своему». (Лк.15:20) Молодец! Трагедию блудного сына можно охарактеризовать словами прп. Силуана Афонского: «Люди ищут свободы своей», т. е. вне Бога, вне истинной жизни, там, где ее нет и быть не может, где «тьма кромешная», ибо свобода только там, где нет смерти, где подлинное вечное бытие, т. е. в Боге".

Нам кажется, что всё так просто это случилось. На самом деле этот акт сопровождают кошмары и искушения. Может ему работодатель, чтобы он не ушел, предлагал иные условия, мол, можешь у свиней немножко брать еды. Или будет повышение и у тебя появится собственное стадо и прочие "заманухи". Но самое тяжёлое искушение – это вновь появиться в доме в полном позоре. Мы с прихожанами разбирая эту притчу, даже выдумывали разные отмазки, чтобы не было так стыдно. Например, можно включить «жертву» и сказать: папа, меня ограбили, я не виноват, там люди нехорошие попались и т.д.! А можно вообще прийти домой и рассказать, что у тебя всё хорошо! Вложился в бизнес, «всё пучком». Живу припеваючи. И попросить ещё денег у отца, типа расширяюсь, и как раскручусь, всё отдам. Короче, вариантов избежать позора масса! Просто нужно солгать.

Но его подвиг в том, что он решил в себе, что заслуживает позора. Мы помним, что он искренний человек. В этой ситуации виноват он, и только он. У него нет желания притворяться, что всё хорошо или пытаться выйти победителем из этой ситуации. Я дурак, я ошибся, я понял свою неправоту. Поэтому не рассчитываю на многое. Кстати, младший сын идёт домой не потому, что там отец и его семья, а потому, что там хлеб. Это тоже важно!

Теперь об отце. Есть несколько вопросов: если отец понимал, что младший сын дурачок, то зачем ему было давать часть наследства? Почему отец не стал уговаривать сына остаться? Неужели жизнь с отцом была настолько невыносима, что хотелось бежать куда подальше? Почему отец не пришёл вытаскивать его из проблем?
Наверное, здесь кроется сущность любви. Любовь, которая не насилует, не держит на привязи и не навязывает себя. Если сын хочет жить в аду без отца, то отец по своей любви даёт ему эту возможность. Эта любовь очень не похожа на ту уродливую изнанку, которая называется гиперопека, превращающая человека в «беспомощного овоща», не дающая ему расти.

Но каким нам далее открывается отец? «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». (Лк.15:20)

Отец – жалостливый человек. Он мог сказать: так тебе и надо. Или: я говорил, что ничего хорошего не выйдет! Короче, он мог укорять его всячески, имел право. Но он не делает этого. Любовь, вообще так не делает. Одна моя знакомая жаловалась мне на мужа. Я, говорит, прихожу домой, вся разбитая, за день случилось много неприятностей, мне и стыдно и больно. Рассказываю мужу, надеясь на сочувствие, а он начинает кричать: я всегда говорил, что ты дура, неспособная и т.д. А вот отец из притчи не такой. Он увидел сына, когда тот ещё был далеко. Это говорит о том, что отец постоянно ждал и выглядывал его. Он всё время надеялся, что тот вернётся. И всё-таки дождался!
«и, побежав, пал ему на шею и целовал его». (Лк.15:20) Для нас бежать кому-либо навстречу естественно и нормально. Но в древнем мире бегали только рабы. Если знатный человек будет бегать по городу, то его засмеют. Задрать подол и бежать навстречу блудному сыну – это неестественное поведение. На тебя смотрят слуги и рабы, а ты юродствуешь! От любви юродствует! Сын в позоре возвращается, а отец в позоре встречает!

Позорный бег отца с задранным подолом – это символический образ Христова распятия. Самая позорная и неуважительная смерть – это распятие на Кресте. Всё это имеет одну цель: встретить блудного сына! Обнять его, поцеловать, сказать рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». (Лк.15:22-24)

Мог ли блудный сын ожидать такой реакции на его возвращение? Ведь он просто хотел стать слугой и поесть хлеба. Перстень, который даёт отец сыну в древности был печатью. Говоря современным языком «право подписи». Отец передаёт ему право управлением имуществом. Обувь на ноги он получает как образ свободы. В те времена только рабы ходили босиком. Отец восстанавливает его в сыновстве во всей полноте.

Теперь на сцену выходит старший сын. О нём мы узнаём: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». (Лк.15:25-27)

Говоря, что старший сын был на поле, подчёркивается, что он трудяга. Не теряет время зря, деловой мужик, всегда рядом с отцом. Повод неожиданного праздника раскрывает ему один из слуг: "пришёл брат, жив, здоров". Я думаю, что под здоровьем понимается не физическое здоровье, а именно духовное. Брат пришёл мудрым и опытным, всё осознал и покаялся. Или как сказал отец: «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Реакция старшего брата была иной, чем у отца:
«Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его». (Лк.15:28)

Эта радость вызвала злость у старшего брата. Причём отец уговаривает его разделить радость и присоединиться к веселью. А далее старший сын объясняет, почему он не хочет радоваться: «Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». (Лк.15:29-30)

Здесь нужен очень подробный анализ психологического портрета старшего сына. Как видим, старший сын, можно сказать, «отличник». Придраться не к чему. Всё делает, всё исполняет. И даже козлёнка не просит заколоть, чтобы повеселиться с друзьями.

Вот здесь для меня ключевой вопрос! В чём проблема подойти и сказать: «Папа, возьму козлёнка заколю и с друзьями повеселюсь!» Если ты этого хочешь, так почему не скажешь? Я бы сказал так: он пытается казаться, а не быть! Нет в нём искренности, не может он открывать своё сердце отцу. Всё ждёт, что отец сам догадается и всё сделает. Но как выстроить отношения, если старший сын молчит, а в сердце носит желания, которые сам скрывает? Боится имидж потерять? А вдруг эти желания такие низкие, что отец о нём плохо подумает? В итоге, приход младшего брата провоцирует на то, что всё, что внутри накопилось, выплёскивается с раздражением наружу. Ты не оценил меня! Не оценил мой труд! Мою преданность! Я так старался! Даже держал при себе свои желания, чтобы угодить тебе! Ну, это же несправедливо! Как ты можешь быть таким не чутким?! Он живёт с отцом, но не знает отца. Его мысли об отце неправильные, искажённые. Оттого он и не может открыться ему, поскольку зациклен на своём образе.

Вот не зря в монашеской практике, первое, чему учат святые отцы – это откровение помыслов. Научиться открывать своё сердце – начало духовной жизни. Выводить на свет всё что там есть. Быть полностью прозрачным. Со стороны старшего брата не было открытости, потому между отцом и ним была пропасть. Вроде вместе живут, вместе работают, вместе едят. Но при этом бездна лежит между их душами. Он не может веселиться с отцом, потому что он другой. Он научился от отца работать на поле внешнем, но не смог научиться от отца работать на поле внутреннем, т.е не смог стать по сердцу как отец. Старший сын - религиозный невротик, зацикленный на своих подвигах, как и фарисей в прошлой притче.

Вот отсюда и становится понятным ответ отца: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк.15:31-32)

«Всё моё твоё»! Бери, что хочешь, ты имеешь право по закону, ты мой сын. Но ты же «отличник», притворяешься хорошим мальчиком, которому ничего не надо, весь такой безотказный, смиренный, бессребреник! Оказывается, ты просто лицемер! Сказано же: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". (Мф.7:7) Если бы ты был по-настоящему хорошим сыном, а не актёром, то радовался бы вместе со мной о твоём вернувшемся брате, от которого ты отрёкся, говоря не "мой брат", но "твой сын".

Один известный блогер-священник перед тем, как снять с себя сан, снял целую серию фильмов о себе. Основная мысль была такая: я очень много-много делал, но меня не оценили, мой труд никому не нужен, поэтому я ухожу. Мне кажется, что нужно научиться правильно обесценивать свой труд, а также научиться правильно осознавать свои желания, чтобы увидеть их либо добродетель, либо порочность. С Богом можно говорить только от "сердца к сердцу". Я думаю, что старший брат, разочаровавшись в отце, ушёл из дома, а младший сын мог вполне превратиться в старшего брата. Но это уже после и об этом другие притчи. Аминь!
15.02.2025.



Другие статьи в литературном дневнике: