Андрей Тавров* Стиль Библии - самой знаменитой книги Западного мира вырос из косноязычия Моисея, выправляемого Аароном. Косноязычны такие различные поэты и писатели, как Достоевский, Платонов, Гоголь Андрей Белый, Хлебников. В чем тут дело? Косноязычный поэт вынужден создавать каждый раз языковые средства словно бы заново, сталкиваясь с вечным "сейчас" затруднения языка на плане выражения. Осуществившаяся речь будет обязательно нести на себе присутствие силы преодоления, силы как таковой, физиологическое присутствие СДВИГА, а также печать находки, осуществления, запечатлев это в себе так же, как ствол дерева - годовые кольца внутри. Это всегда язык прорыва, становления на глазах, а потому язык свежести. Вот почему коммерческие вещи, ориентированные на "накатанность речи" никогда не отличаются ни свежестью, ни силой, зато воспринимаются легко и раскупаются успешно. Поэт, создавший свой стиль, кончается как поэт взрывной и сильный, потому что он вошел в свою "накатанность", которая некогда была косноязычием и его преодолением. Силен ли твой язык настолько, чтобы двигать им бревна? - вот вопрос, который стоит перед косноязычным поэтом, и он иногда отвечает так - от слов таких срываются гроба, а иногда так: стая чутких времирей, а иногда: - я такие выстрою срубы.. Если стихотворение несет на себе следы рождения упорядоченности из эмпедоклова хаоса, то оно живо. Но для этого надо этот хаос впустить в себя и, усилием вслушивания и организации выстроить из него речь. Все прочее - журналистика , все прочее - беллетристика. © Copyright: Николай Сыромятников, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|