О ревности

Лира Югорская: литературный дневник

Первое, что многим приходит в голову при слове "ревность", самое захватанное, и, наверное, потому уже мало поддающееся переосмыслению - это непременная неуверенность в себе того, кто ей подвержен.


Но так ли это на самом деле?


Буду рассуждать не про патологичную расщепляющую ревность, при которой в подозрении даже фонарные столбы, и поводов для нее не нужно ровным счетом никаких (это отдельная большая тема), а про ревность естественную, обусловленную живыми чувствами и реакциями.


Давайте попробуем пойти чуть глубже приевшихся стереотипов.


Итак, что такое быть уверенным в себе настолько, чтобы не ревновать?


Выдать себе крепкую гарантию на собственную н;е;в;ъ;е; , простите, на собственную исключительность, при которой ты остаешься недосягаемым для столь уничижительного чувства?


Всегда удерживаться в таком градусе самоценности, который не сможет быть опрокинут даже очевидной нехваткой внимания и непроявлением верности со стороны близкого человека?


Верить, будто личная реализованность и набор неоспоримых достоинств станут надежной защитой от любой сложной ситуации, в которой ты, например, видишь, как тот, кто тебе очень дорог, тайно или явно включает левые поворотники?


Не нарциссическая ли это иллюзия, которой всего лишь защищаются от обнажающего уязвимость состояния, и не запрос ли на включение внутреннего робота, который, нажимая кнопки, включает-отключает нежелательные и болезненные эмоции?


На мой взгляд, меньше всего ревнуют как раз неуверенные.


Не парадокс, потому что именно они меньше всего претендуют на верность, равноценность с другим человеком, уважение к себе.


Они страдают, но не ревнуют. Принимают, как должное. Как то, чего они, конечно же, заслужили.


Здесь своя патология, своя поломка чувства собственного достоинства, но не ревность.


Ревность естественная лишена и собственности, которую ей приписывают.


Не надо непременно иметь одержимость владеть человеком, чтобы хотеть быть единственным в поле его сугубо личного восприятия.


Любовь - территория беззащитная, потому что в ней мы все обнажены в своем человеческом желании оказаться уникальными для того, кого выбрали и кому доверились.


Мы заходим в любовь, словно в убежище, где можно укрыться от холода и равнодушия внешнего мира, от бесконечной критики и чужих претензий, от хронической неспособности людей принимать друг друга такими, какие есть.


Укрыться даже от самих себя со своим бесконечным недовольством собой, докапыванием до самых мелких погрешностей, хронической закомплексованностью.


И мы очень-очень сильно хотим получить хоть крошечную часть той безусловности, о которой все слышали, но которую единицы получили даже от мам...всегда находилась причина, по которой не выходило дотянуть до принятия без доказательств своей достойности.


Так что, скажите, неестественного в той ревности, которая возникает там, где человека опять обламывают, опять дают понять, что "сын (дочь) соседки лучше", что это в нем что-то не так, если его можно пусть на время и пусть на уровне не идущего дальше флирта отодвинуть в сторону?


И почему именно ревнующего таким образом человека так жестко высмеивают и стыдят за его чувства, если он всего лишь был честен и не стал делать вид, будто ему все равно?


Да, возможно, ревность - довольно бессмысленное в плане конструктивности чувство, и лучше научиться регулировать его и вести качественный диалог, чем увеличивать негативные объемы реагирования.


Но его часто не выбирают осознанно, чего не скажешь про тех, кто выбирает давать повод для ревности.


Мы всего лишь люди...


Не роботы, и не идеально отлаженные механизмы чего-то совершенного.


Вот почему человечность, позволяющая нам не столько ставить друг другу обличающие диагнозы, сколько стремиться друг друга уберечь от боли и разрушения, всегда ценнее.


Лиля Град



Другие статьи в литературном дневнике: