Невроз выходного дняСуществует так называемый невроз выходного дня... Он остро ощущается людьми, которые научились очень обоснованно прятаться в буднях от себя самих. Ещё бы не обосновать: цейтнот, пробки, суета, горы работы, дом, дети...не выдохнуть. А потом наступают выходные, которые вроде бы прекрасно обещают долгожданный выдох, но парадоксально оказывается, что за выдохом прячется пугающая встреча с собой, которой непонятно почему, но хочется избежать. И начинается искусственная инсценировка новой суеты: срочно достать куда-то билеты, срочно назначить какое-то свидание, срочно организовать какие-то посиделки, срочно побывать хоть где-нибудь, срочно отчитаться за это выбросом "оправдательных" фото в соцсетях, которые настойчиво убеждают себя и других в том, что жизнь наполнена, ярка, "не хуже других"....и вообще. Оговорюсь, что во всём вышеперечисленном нет ничего плохого, если всё это выбирается осознанно, в соответствии со своими желаниями, и приносит подлинное удовольствие. Невротическая сторона проявляется там, где человек делает всё это вовсе не потому, что очень хочет, а по совсем иным причинам. Иногда он просто не знает, как правильно, не может понять этого для себя, и потому копирует всё то, что видит и слышит у других. Иногда тревога накрывает его самим фактом свободного времени, которым надо как-то распорядиться, и желательно так, чтобы не выпасть из "трендов" современного мира, не задумываясь о том, нужны ли они лично ему. Иногда он попадает под стыд, который уличает его в том, что, например, желание помолчать и полежать с книгой на диване - отдых лузера, тогда как другие бодро носятся на сноубордах, наряжаются на премьеры и выкладывают отфильтрованные селфи из самых разных точек. Но, пожалуй, наиболее глубокая и честная причина - это ощущение бессмысленности жизни при очевидном страхе встретиться с нею... Через страх встречи с жизнью проходит каждый. Хотя, наверное, точнее будет сказать так: каждый в него заходит, но не каждый проходит и отыскивает выход. В чём это выражается? Человек боится своего собственного общества. Я прошу иногда друзей или пациентов провести один день своей жизни в пустой комнате, отключив все гаджеты, не притрагиваясь ни к одной книге, не занимая себя никакими делами, не подходя к окну, не тиская кота...вообще ничего, кроме контакта с самими собой. На первый взгляд, ничего особенного и сложного. Но именно на первый. Потом случается опыт, который может ошеломить, напугать, разочаровать, вызвать злость или всё ту же тревогу... Кто я вне всего того, чем заполнил свою жизнь? Кто я без тех людей, с которыми делю свою жизнь? Кто я именно сейчас, в этот момент, а не в калейдоскопе моей памяти, не в списке своих достижений и поражений, не в созданном для внешнего мира образе? Могу ли я обнаружить исключительно личный смысл хотя бы вот этого дня, если не буду прятаться за спасительные шаблоны, всегда начинающиеся с обезличивающего "ради"? Что я буду делать, если завтра исчезнет всё, за что я держался и считал своим? Какая она, моя жизнь, без копирования сотен чужих? Выдержать такую встречу и оказаться способным на исключительно правдивый монолог - очень взрослая задача, справившись с которой, можно избавиться от многих экзистенциальных страхов. Можно подрасти до понимания того, что всё кажется бессмысленным, если опираться только на те смыслы, которые ты не добывал сам, а брал готовыми, не подключившись к ним даже на уровне простого мыслительного процесса. И можно увидеть, что ты вдруг перестал подстраиваться под общие потоки, перестал считать обязательным не являющееся таковым для тебя, перестал напрягаться от своей и чужой разности, перестал сторониться мнимой пустоты... Ты перестал бояться жить. Именно здесь отступают неврозы, питающиеся обратным: твоим страхом делать это. А значит, выходные станут просто выходными. Не внутренней истерикой от падающей в руки короткой свободы. Отдыхайте, друзья мои... И помните, что отдых - это то, что действительно даёт вам отдохнуть, а не то, что ставит цель удивить других. Лиля Град © Copyright: Лира Югорская, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|