Правила написаны, чтобы их нарушать?

Лира Югорская: литературный дневник

или правила написаны кровью идиотов?


Давайте начнем с того, что без правил общество не существует. А если таковое появится, оно мало кому понравится. Кому-то, конечно, понравится, но это будут антисоциальные психопатичные личности. Даже в самых деструктивных сообществах есть правила. Как только людей становится больше одного появляются правила. Система правил усложняется с течением времени - чем более общество развито, тем больше правил действуют в нём. Количество правил уменьшается при глобальных катаклизмах - начинают действовать только базовые, те, что перечислены в заповедях. Или наоборот, перестают действовать. Но к ним сразу возвращаются, как только ситуация хоть частично налаживается.

Правила нужны, чтобы разграничить права взаимодействующих сторон. То есть правило даёт право на что-то. И в то же время, отбирает право на что-то. Помните, эту прекрасную максиму - Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Это про правила и право - свое и другого.

Правила связаны с ограничениями, потому что в правилах заложен учёт интересов и свобод взаимодействующих сторон. Правила защищают. Они нужны, чтобы каждый из нас не выходил в социум каждый раз как на бой, возможно, последний.
Чтобы нарушать правила нужно очень хорошо знать логику правила, историю возникновения правила, учитывать последствия нарушения этого правила и уметь брать на себя ответственность за эти последствия.

Например, правила ПДД написаны, чтобы люди не убивали друг друга на дорогах в прямом, а не переносном смысле.

Правила могут быть деструктивными. Это ситуации, когда правила написаны, чтобы не учесть интересы, а подавить волю. Но права с помощью таких правил тоже разграничены. Самое печальное, когда человек вообще вынесен за правила, то есть прав у него нет.

Иногда люди говорят, что они ищут смысл какого-либо события. Если вдуматься, то чаще всего они ищут правила, которые были применены, но они их не знали. И они ищут правила, называя их смыслом.

Правила связаны с наказанием. Искать смысл, а по сути, правила, люди начинают тогда, когда что-то идёт не так, как хочется. "Не так как хочется" люди довольно часто воспринимают как наказание.
Наказание за нарушение правил, установленных социумом, бывает в виде различных ограничений. Чаще ограничений свобод.
И тогда свобода как-будто противопоставляется правилам. Желание нарушать правила как-будто превращается в проявления свободы. Бунт против правил равно свобода. Быть свободным - быть бунтующим, критикующим и не выполняющим существующие правила.

Я сейчас показала цепочку подмены понятий.
Но продолжим.
Чаще всего для людей характерно нарушать правила, находясь в подростковом возрасте. Не всегда осознавая, что правила это защита, в том числе и от самого себя, подросток хочет проверить действенность и разумность правил, совершая собственные ошибки. Некоторые проверки заканчиваются смертью или глубокими потрясениями.


Глядя на жизнь взрослых, подросткам кажется, что взрослая жизнь не сопряжена с ограничениями. Есть убеждение, что если они, взрослые, могут ограничивать меня, то себя они точно не ограничивают. Кажется, что если сокрушить взрослые правила, то сам станешь взрослым. И частично это так. Этапом взросления является отделение от родителей. Бунт против родительских правил помогает отдалиться и отделиться от родителей и физически через отъезд из родительского дома и психологически через пересмотр родительских догм и убеждений. В этом случае человек, действительно, взрослеет. Потому что выясняется, что правила есть не только у родителей, но и на работе, в государстве, в межличностных отношениях. И для благополучного существования надо найти баланс между своей свободой, чужими правилами и ответственностью за невыполнение правил. Например, можно переехать от родителей и перестать мыть посуду. И, в итоге, либо её придется перемыть сразу много, либо начать покупать одноразовую посуду. А это расходы. А ещё надо перестать готовить, иначе, кто же будет мыть кастрюли. А это ещё большие расходы на ресторан или готовую еду из магазина. Увеличение дохода связано с увеличением рисков и с появлением большего количества обязанностей. Можно попросить другого человека мыть посуду за тебя. Но это опять или за деньги или за счёт выстраивания особых отношений, где правилом будет, что партнёр моет посуду. И не каждый партнёр согласится, так ведь?
Таким образом, становится ясно, что за свободу нарушать правила надо платить так или иначе.


Не редко найти баланс между своей свободой и чужими правилами не удается. И тогда некоторые выбирают путь бунтовать, но ответственности за последствия не нести. Такая имитация взрослости. Бунтовать против родителей, но жить на их территории и питаться на их деньги, например. И в случае возникновения любых проблем отдавать решение проблем родителям.

Народная мудрость говорит об этом просто и ёмко, хочешь кататься - умей и саночки возить. Иронично и с сомнением звучит, когда говорят - и рыбку съесть и хвостиком не подавиться, на ёлку влезть и попу не ободрать.


Некоторые люди даже перерастают подростковый возраст, дорастают до своих сорока, пятидесяти, семидесяти, а все равно продолжают оставаться бунтующим подростками. Встречались с такими? Люди вечно недовольные любыми правилами и нарушающие существующие договоренности в частной и общественной жизни. Или самоутверждающиеся за счёт критики всего и вся. Отделение от внутренней родительской фигуры не пройдено, но имитация очень громкая.


Бунтовать можно и против строгих правил и против правил мягких и неясных. Во втором случае, это попытка нащупать границы, в первом расширить границы. Но выход всегда один - организуй свою жизнь и свои правила за счёт своего собственного ресурса.


Что же нужно всегда следовать правилам?
Думаю, нет. В нас всех есть антисоциальная часть. Почему бы ее не прикармливать время от времени?
Когда я поздно вечером перехожу пустую дорогу на красный сигнал светофора, я нарушаю правила. Это мое решение. И я учитываю, что на пустой дороге водитель может превысить скорость и мы оба можем не успеть среагировать. И ответственность за последствия своего решения о нарушении правил мы понесем оба. Я увечьями, он уголовным наказанием и сопряжённым с ним ограничением свободы.


Я ругаюсь матом в частной жизни. Я знаю, что часть людей бывает шокирована, часть людей не желает со мной общаться, часть людей научается у меня ругаться матом, часть людей составляет мнение обо мне, как о безграмотной и тупой, часть людей чувствуют себя рядом со мной спокойно, когда тоже используют обсценную лексику. И я учитываю все эти последствия и выбираю говорить так или в некоторых обстоятельствах не использовать ругань. Например, в письменной речи.


Итого, нарушать правило можно, если знать, что это правило существует, если знать историю возникновения правила, знать или предусмотреть последствия нарушения правила и быть готовым восстановить ущерб, нанесенный нарушением правила.


А ещё правила устаревают и нужны смелые, кто их нарушит, чтобы развиваться дальше. Но опять же учитывая последствия и свою ответственность, если что-то пойдет не так.


Марцинкевич Ольга, психолог, ведущая трансформационных игр — г. Санкт-Петербург


https://www.b17.ru/article/331616/



Другие статьи в литературном дневнике: